Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процедура и использование в повседневной жизни.






 

Всегда говорите «нет», если ребенок делает что-то запрещенное. Пресекайте такое поведе­ние, если нужно, убирайте ребенка с этого места.

Пусть ребенок слышит «нет» и в других контекстах. Например, вы отказываетесь от печенья, предлагаемого вам ребенком: «Нет, я уже наелась». Или ребенок просит то, что ему нельзя дать, вы говорите: «Нет, это нельзя, нет!».

Когда ребенок начинает говорить или показывать «нет», важно проявлять уважение к его чувствам. Если это возможно, прекратите делать то, на что он сказал «нет». Разрешите ему отказаться от какой-то пищи и т.д. В ситуации, когда нельзя позволить ребенку поступить так, как ему хочется, скажите, что вы понимаете его желание, но вынуждены поступить ина­че. (Например: «Я знаю, что ты сейчас не хочешь купаться, но посмотри какой ты грязный. Тебе надо помыться»). Предложите ему что-то в качестве утешения («Возьми с собой чашку и бутылку. Поиграешь в воде»).

 

Примечание: Многие дети говорят «нет» или «нет-нет», когда они готовятся сделать что-то запрещенное. Это правильно. Укрепите ребенка в этой привычке, говоря ему: «Ты прав, это «нет-нет». Давай сделаем... (дру­гое решение)».

 

Когда дети только начинают учить «нет», они часто отвечают так на любой вопрос. Чтобы отучить от этого, действуйте согласно этому ответу. Если ребенок сказал «нет» в ответ на во­прос, хочет ли он сока, уберите сок. Если ребенок станет протестовать, скажите ему: «Ты же сказал нет. Но ты, наверное, думал да. Скажи да». Дайте ему сок. Постепенно он отучится го­ворить «нет» автоматически.

 

Адаптация процедуры:

Дети с нарушениями слуха: делайте жест «нет» каждый раз, когда вы произносите это слово, имея дело с ребенком с нарушениями слуха.

Дети с двигательными нарушениями: если у ребенка серьезные двигательные нарушения, он медленно усваивает значение слова «нет», так как ему редко говорят «нет», чтобы остано­вить его от каких-то действий. Попытайтесь помочь ребенку понять и использовать «нет», обращая внимание на это слово в разных ситуациях (например, если ребенок отвернулся от блюда с морковным пюре, скажите: «Ты не хочешь пюре из морковки? Нет?» - и уберите блюдо.). Покачайте головой, делая ударение на слове «нет». Возможно, ребенок научится ка­чать головой, чтобы сказать «нет» раньше, чем произносить слово.

 

Критерий: В нескольких ситуациях ребенок кстати говорит «нет» или показывает это жеста­ми.

 

 

Предсловарь/словарь

Поведение: 10l. Правильно использует 15 слов или жестов

 

Материалы: обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Смотри «Процедура и использование в повседневной жизни» в пункте 10j.

 

Критерий: Ребенок правильно использует 15 слов или жестов (или делает выбор между 15 предметами или изображениями при работе с дополнительной коммуникативной системой).

 

 

Предсловарь/словарь

Поведение: 10m. Называет три или более знакомых предмета на картинке

 

Материалы: Обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура:

 

Хотя бы один раз в день «читайте» ребенку. Найдите книжку или журнал с большими ярки­ми цветными картинками. Перелистывая книжку, указывайте пальцем картинку и говорите, что там изображено. Сделайте так, чтобы ребенок тоже указывал пальцем. Для этого спраши­вайте его: «А где...?» Если он показывает, называйте то, на что он показывает. Потом начи­найте спрашивать ребенка, указывая пальцем: «Что это такое?» Старайтесь спрашивать на­звание того, что ребенку знакомо, с чем он часто встречается в повседневной жизни.

 

В повседневной жизни:

 

Пусть ребенок сам играет с книжкой, сам ее рассматривает и перелистывает. Если ребенок подойдет к вам с книжкой, чтобы показать картинку, скажите, что там нарисовано или спро­сите ребенка, пусть он попробует назвать. Надо, чтобы ребенок приучился к тому, что книж­ки и картинки важны и интересны.

 

Адаптация процедуры:

 

Дети с нарушениями зрения: Сделайте для ребенка книжку, состоящую из разных по фактуре поверхностей, знакомых ребенку. Например, поместите кусочек древесной коры, несколько сосновых иголок, кусочек ворсистой ткани, кусочек ковролина. «Читайте такую книжку с ребенком, называя встречающиеся материалы (например, «дерево», «иголки сосны», «поло­тенце», «коврик»). Дайте ребенку их ощупать. Откройте страницу с двумя или тремя предме­тами и попросите ребенка, найти один из них. Попросите называть те предметы, к которым он прикасается.

Дети с нарушениями слуха: называйте предметы из книги и показывайте жестами.

Дети с двигательными нарушениями: читайте ребенку вслух. Если ребенок не может назвать предмет или показать на картинку рукой, используйте взгляд как индикатор реакции ребен­ка, чтобы он мог показать изображение того предмета, который вы назвали. Продолжайте ра­ботать над пассивным словарем, если ребенок не может говорить или показывать жестами.

 

Критерий: Ребенок несколько раз использует кстати слова или знаки для обозначения 3 или более картинок, изображающих знакомые ребенку предметы.

11. Имитация: Звуки и жесты

a) Успокаивается при звуках голоса.

b) Смотрит на человека, который говорит или жестикулирует.

c) Повторяет только что произведенные звуки, когда взрослый ему подражает.

d) Продолжает движение, если взрослый его имитирует.

e) Изменяет собственные звуки, имитируя звуки, произносимые взрослым.

f) Имитирует действия после того, как их совершит взрослый.

g) Имитирует интонацию (например, высоту голоса).

h) Пытается подражать новым звукам.

i) Имитирует незнакомые движения.

j) Имитирует знакомые слова из двух слогов (баба, мам, папа).

k) Экспериментирует с артикуляционными движениями, пытаясь подражать взрослому.

l) Имитирует знакомые двусложные слова, состоящие из двух разных слогов, или два жеста, заменяющих слова.

m) Имитирует новые односложные слова.

n) Имитирует знакомые слова, услышанные в разговоре взрослых (или жесты, увиден­ные во время разговора других).

o) Имитирует звуки окружающей среды во время игры.

p) Имитирует предложения из двух слов.

q) Имитирует слова из трех слогов.

 

 

Область: 11. Имитация. Звуки и жесты

Поведение: 11а. Успокаивается при звуках голоса

 

Материалы: обычная обстановка дома или в группе.

 

Процедура и использование в повседневной жизни:

 

Когда ребенок лежит, но бодрствует или только начинает беспокоиться, склонитесь над ним и заговорите в активной, но не пугающей манере. Понаблюдайте, изменяется ли двигатель­ная активность (снижается), перестал ли ребенок беспокоиться или есть еще какие-то изме­нения поведения, указывающие на то, что ребенок слушает или заинтересован.

Начинайте говорить с ребенком до того, как попадете в его поле зрения. Понаблюдайте, из­меняется ли поведение только на голос или одновременно на зрительное восприятие и на го­лос.

 

Адаптация процедуры:

 

Дети с нарушениями зрения: прикасайтесь к ребенку с нарушениями зрения, когда говорите с ним, или закрепляйте еще какие-либо ассоциации с голосом.

Дети с нарушениями слуха: в зависимости от степени серьезности проблем ребенка со слу­хом это упражнение может ему не подойти. Если это так, переходите к следующему пункту.

 

Критерий: Ребенок успокаивается при звуке голоса, и это происходит несколько раз. Это выражается в том, что он перестает двигаться и прислушивается. Это должно предшество­вать тому, как ребенок посмотрит на человека, который говорит.

 

 

Область: 11. Имитация: Звуки и жесты


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал