Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек: естественный и выступающий






Мастер-класс Сергея Александровича Муратова

Люди бывают двух типов: если первый мы назовем – человек естественный, то второй нужно будет назвать – человек выступающий. Это не две обособленных категории, когда выступающие - они всегда выступающие, а естественные - они всегда естественные. Естественный может стать выступающим, а выступающий иногда может оказаться естественным. Просто в этом первом состоянии человека естественного мы рождаемся и проводим почти все детство, и поэтому все люди обожают детей, которые умиляют своей непосредственностью, своей реакцией. И детские воспоминания, они всегда наиболее яркие в жизни. Руссо говорил: «Мир погиб бы, если бы каждый из нас раз в жизни не был ребенком». Лев Толстой полагал, что к пяти годам, каждый человек проходит пол пути своего умственного развития, а Марина Цветаева писала: «То, что человек знает в своем детстве до пяти лет, он знает навсегда, но и то, чего он не знает до пяти лет, он тоже не знает навсегда». Вообще детские вопросы они тоже нас трогают и умиляют: одних своей наивностью, а других, наоборот, своей мудростью.

Один школьный учитель начал задавать детям младших классов вопрос: что бы они спросили у Бога, если бы они имели такую возможность? И эта книжка - «Дети пишут Богу» - стала регулярно печататься в «Новой газете». Это, конечно, поразительная книжка! Вот, например, Женя (3-й класс) спрашивает у Бога: «У тебя есть ум или ты весь состоишь из души?». А Вася (2-й класс): «Зачем человека растили годами, а потом – бац, и он уже умер?» А Роман (3-й класс): «Почему жизнь даешь ты, а отнять ее может любой?» Игорь (4-й класс): «На земле столько бед и страданий - это, чтобы людям не жалко было умирать?» «А когда на земле война, - спрашивает восьмилетняя Ада, - это значит ты в отпуске?»

Детские игры тоже были и остаются загадкой для психологов. И кто-то сказал, что тайна атома – это вообще-то детская игра по сравнению с тайной детской игры. Когда мы расстаемся с детством, нам кажется, что мы расстаемся тем самым и с игрой, что игра она навсегда прописана только в этом заповеднике детства. И поэтому не случайно говорят, что легче сделать людей из детей, чем детей из людей.

Между тем, игра вовсе не уходит вместе с детством, она может быть замечательной частью взрослой жизни. Мальчик Марк из 1-го класса спрашивает в этой книге: «А может ли хватить детства на всю жизнь?» Вот на всю жизнь детства не хватает, и в определенном возрасте ребенок начинает погружаться в условности взрослой жизни, начиная с того, что он приходит в школу. Ребенок начинает понимать, что есть определенное расписание, что он должен изучать не только то, что ему нравиться и ходить на эти уроки, и прочее, прочее. В моем детстве, например, мне приходилось посещать много собраний, например, октябрятских, пионерских, комсомольских, профсоюзных. Некоторые мои сверстники дальше пошли и посещали партийные собрания, потом партийные конференции и так далее.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал