Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Если - то - иначе
& Классификация правовых норм на различные виды осуществляется в зависимости от разных критериев. Существует достаточно много оснований для классификации норм права. Ø в зависимости от видов общественных отношений, которые они регулируют, т.е. по предмету правового регулирования различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права — нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы и т.д. Ø в зависимости от функциональных особенностей выделяют нормы материального (з акрепляют права и обязанности субъектов права), и процессуального права. (регулируют порядок разрешения различных дел, т.е. порядок реализации норм материального права). Ø по назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм. Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъективных прав. Эти нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений. Ø по форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставление права. ** Существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта. Примером обязывающей нормы может служить норма, содержащаяся в ч.1 ст. 153 ГК Республики Беларусь, в которой предписывается обязанность лицам, обнаружившим клад, сдать его финансовым органам. ** Управомочивающие нормы предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, в которых предоставляется соответствующее право. (Так, например, в соответствии с нормой, сформулированной в ст. 131 ГК Республики Беларусь, собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, т.е. возбудить виндикационный иск.)Следует иметь в виду, что нередко норма права, являясь управомочивающей для одних субъектов, может быть обязывающей для других. **Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определенных действий. (Если продолжить ситуацию с кладом, то примером запрещающей нормы является норма, изложенная в ст.95 УК Республики Беларусь, которая запрещает присвоение найденного чужого имущества в крупных размерах и устанавливает уголовную ответственность за совершение этого деяния. Клад, в соответствии со ст. 153 ГК Республики Беларусь, является собственностью (имуществом) государства.) В соответствии с этим критерием классификации некоторые авторы выделяют поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершения действий, особо полезных для общества. Так, в трудовом, гражданском и других отраслях права имеются нормы, устанавливающие меры поощрения за добросовестный труд. Ø по характеру предписания, содержащегося в норме, который обусловлен используемым методом правового регулирования. Поскольку существует два основных метода правового регулирования — авторитарный (императивный) и автономный (диспозитивный), отсюда и нормы подразделяются на императивные и диапозитивные. **Императивные нормы носят характер категорического предписания, которое не может быть изменено участниками конкретных общественных отношений. Императивными являются нормы уголовного, административного права, некоторые нормы трудового права и др.(Например, норма, запрещающая привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни (ст.177 КЗоТ РБ).) ** Диспозитивные нормы — это нормы, которые допускают значительную свободу поведения субъектов определенного отношения. (" Если договор имущественного найма заключен без указания срока, каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупредив об этом другую сторону за один месяц". В данном случае сторонам предоставляется право определить самим срок действия договора. В случае, если они эти сроки сами не установили, действует правило этой нормы.) Ø выделяют также рекомендательные нормы, которые носят характер советов, предложений о рассмотрении определенных вопросов, которым, в случае их рассмотрения, придается юридическое значение. Ø по юридической силе, т.е. в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором эта норма содержится. В этом случае нормы могут быть законодательными, если они содержатся в законах, и подзаконными, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и др.). Данная классификация указывает на соподчиненность юридических норм, на их юридическую силу. Ø по времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определенным сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределенным сроком действия, т.е. постоянные, имеющие начало и действующие до их официальной отмены, а также нормы с обратной силой. Ø по месту действия можно выделить нормы, действующие на всей территории государства, нормы, действующие на определенной территории (в определенной местности), а также локальные нормы, т.е. нормы, действующие только на определенном предприятии, в организации (например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии). Ø по кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие и специальные. **Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе и т.п. К таким нормам относятся нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.д. **Специальные нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определенной социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние, военнослужащие, государственные служащие и др.). (Например, общей нормой (ст.43 Конституции РБ, ст.42 КЗоТ РБ) устанавливается продолжительность рабочего времени в неделю для всех работников, не более 40 часов, а специальной нормой (ст.43 КЗоТ РБ) устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних (от 14 до 16 лет — не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет — не более 36 часов).) Ø от способа редакционного изложения юридических норм в статьях нормативно-правовых актов различают нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы. ** Прямой способ изложения состоит в том, что все элементы правовой нормы изложены в статье нормативно-правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта. ** Отсылочные нормы отличаются тем, что их структурные элементы не располагаются в одной статье акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативно-правового акта.(Например, в ст.54 ГК Республики Беларусь, предусматривающей недействительность сделки, совершенной несовершеннолетним в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет, указывается, что в случае признания сделки недействительной применяются последствия, предусмотренные ст.53 этого же Кодекса. Ст.54 ГК, таким образом, отсылает нас к ст.53, в связи с чем она и сформулированная в ней норма называется отсылочной.) ** Бланкетные нормы характерны тем, что в них недостающие части (элементы) содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативно-правовых актах. (Например, ст.208 УК Республики Беларусь устанавливает уголовную ответственность за нарушение действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения, если это повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия. Сами же эти правила в статье не излагаются, а содержатся в специальном отдельном акте, к которому следует обратиться при применении нормы, изложенной в ст.208.) & Система нормативного регулирования В обществе действует целаясистема нормативного регулирования, которая включает в себя две группы норм Социально- технические нормы (регулируют поведение людей в несоциальных образованиях / С природой и техникой/) Социальные нормы (общеобязательные правила взаимоотношения людей, определяемые опытом исторического развития, национальными особенностями, экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемыми в исполнении сознательностью масс и в необходимых случаях мерами государственного принуждения) Социальные нормы по способу общественного становления и обеспечения можно подразделить на - Норма морали - одна из форм общественного сознания, правило поведения, выработанное обществом с позиции добра и зла, честного и бесчестного, похвального и постыдного. - Норма обычая -правило поведения которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, закрепляется в сознании, становится привычкой и передается из поколения в поколение, - Норма корпоративная -правила поведения общественных организаций, закрепленные в уставах и положениях. -- Норма права - см. выше & Система права Право имеет свою внутреннюю структуру, исторически сложившуюся и объективно существующую, которая носит название Система права. Система права - это объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты. Т.е. система права это внутреннее строение права, которое включает в себя не одинаковые по объему и содержанию структурные элементы: **правовая норма, как первичный элемент **правовой институт - совокупность правовых норм регулирующих самостоятельный вид определенных общественных отношений (институт купли - продажи.. институт права собственности) **отрасль права • совокупность правовых норм, регулирующих достаточно однородные общественные отношения (гражданское право, административное право...) ¨ В основе разбиения права по отраслям лежат *** Предмет правового регулирования (материальный критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос: что регулируется) - определенная группа качественно однородных общественных отношений, отрегулированных нормами права. Предмет правового регулирования может часто совпадать по отраслям (так например имущественные отношения регулируются различными отраслями: гражданским правом, административным, семейным, уголовным, трудовым и т.д.) и для того чтобы определить нормы какой отрасли будут регулировать определенное общественное отношение необходимо привлечь дополнительный критерий (метод). *** Метод правового регулирования (юридический критерий разбиения права по отраслям, отвечающий на вопрос: как регулируется) - совокупность приемов, способов, средств, принципов посредством которых происходит непосредственное юридическое воздействие на определенный род общественных отношений различают, **Каждая отрасль имеет свой предмет (иногда совпадающий) и метод правового регулирования. & Правоотношения, понятие и виды. Правоотношение — это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права; оно является средством регулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права);
|