Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема №11Принципы учёта основных хозяйственных процессов
План: 1. Учёт процесса снабжения (заготовления) 2. Учёт процесса производства 3. Учёт процесса продажи
1. Учёт процесса снабжения (заготовления) Процесс снабжения (заготовления) - совокупность операций по обеспечению предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности. Основными задачами учета процесса снабжения (заготовления) являются: 1) выявление всех затрат по заготовлению средств и предметов труда; 2) определение их фактической себестоимости; 3) выявление результатов снабженческой деятельности. Учет процесса снабжения рассмотрим на примере учета приобретения предметов труда. Приобретая материальные ценности, предприятие уплачивает поставщику их стоимость по оптовым ценам. Оптовые цены - цены, по которым одно предприятие продает продукцию другому предприятию или государству. Предприятие несет также расходы, связанные с транспортировкой и погрузочно-разгрузочными работами (транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)). Оптовые цены на товарно-материальные ценности вместе с транспортно-заготовительными расходами составляют фактическую заготовительную себестоимость предметов труда. Структура себестоимости заготовленных предметов труда зависит от порядка ценообразования. Цены на предметы труда могут устанавливаться с учетом затрат на доставку продукции до станции отправления (места погрузки в вагоны, на пароходы, баржи и т.д.). В бухгалтерском учете предметы труда учитываются на синтетических счетах: " Материалы", " Заготовление и приобретение материалов", " Отклонения в стоимости материалов". К счету " Материалы" открываются субсчета: 1. " Сырье и материалы". 2. " Покупные полуфабрикаты". 3. " Топливо". 4. " Тара и тарные материалы". 5. " Прочие материалы" и т.д. Аналитический учет материалов ведется в соответствии с их номенклатурой. Номенклатура материалов - перечень отдельных видов, наименований и сортов материалов, используемых на предприятии. Каждому отдельному наименованию, размеру, профилю материалов присваивается постоянный номер (код). Этот код называется номенклатурным номером. Во всех документах, связанных с учетом предметов труда, указываются номенклатурные номера вместо словесного их названия Номенклатура потребляемых в процессе производства предметов труда очень разнообразна и достигает огромного числа наименований. Определять (калькулировать) фактическую себестоимость каждого предмета труда практически не представляется возможным. Во избежание трудоемкой работы текущий бухгалтерский учет заготовленных предметов труда ведется по твердым учетным ценам. В качестве такой цены могут выступать оптовые цены поставщика, плановая себестоимость. На счетах бухгалтерского учета процесс заготовления предметов труда может осуществляться одним из двух способов. При первом способе на счете " Материалы" отражается оптовая цена приобретенных ценностей. Транспортно-заготовительные расходы учитываются на субсчете " Транспортно-заготовительные расходы", открываемом к счету " Материалы". Таким образом, в дебете счета " Материалы" отражается стоимость приобретенных материалов по оптовым ценам (Д-т сч. " Материалы", К-т сч. " Расчеты с поставщиками и подрядчиками", операция 1, а на субсчете " ТЗР" собираются транспортно-заготовительные расходы: провозная плата (Д-т сч. " Материалы", субсчет " ТЗР", К-т сч. " Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", операция 2, погрузочно-разгрузочные расходы (Д-т сч. " Материалы", субсчет " ТЗР", К-т сч. " Расчеты с подотчетными лицами", операция 3 и т.д. Фактическая себестоимость предметов труда будет складываться из суммы оборотов по дебету счета " Материалы" и субсчета " ТЗР". При втором способе на счете " Заготовление и приобретение материальных ценностей" собираются все затраты по приобретению предметов труда, а на счете " Материалы" отражается их твердая оценка. Разница между фактической себестоимостью приобретенных ценностей и их твердой оценкой собирается на счете " Отклонения в стоимости материалов". В дебете счета " Заготовление и приобретение материалов" собираются фактические расходы по приобретению предметов труда (операции 1, 2, 3). С кредита счета " Заготовление и приобретение материальных ценностей" в дебет счета " Материалы" списывается стоимость поступивших на склад предприятия материалов. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счету " Заготовление и приобретение материальных ценностей" показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учетной оценки, которое списывается на счет " Отклонения в стоимости материалов" двумя способами. При превышении фактической себестоимости над учетной оценкой делается запись по дебету счета " Отклонения" и кредиту счета " Заготовление и приобретение материальных ценностей". При превышении учетной (твердой) оценки над фактической заготовительной себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом " Красного сторно". (Сумма превышения твердой оценки вычитается.). В течение месяца отпуск материалов для изготовления продукции, работ и услуг отражается записью по дебету счетов затрат и кредиту счета " Материалы". В конце отчетного периода на счета затрат списывается и сумма отклонений, относящихся к потребленным (использованным) ценностям. Производственные запасы принимаются по фактической себестоимости, которая определяется следующими методами: 1. По средней себестоимости 2. По себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (метод ФИФО) 3. По себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (метод ЛИФО) Пример: Решить пример тремя методами:
Решение: 1. Средняя себестоимость материалов рассчитывается делением стоимости всех материалов на количество единиц данного вида ценностей
С/с = (100+120+180+180)/57 = 10, 17 рублей Израсходовано = 10, 17*50 = 509 рублей Остаток = 7*10, 17=71, 19 рублей
2. При методе ФИФО (первая партия поступила, первая партия в расход) в первую очередь списываются в расход материалы первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д. Себестоимость остатка на конец периода будет в большей степени отражать текущие цены и активы.
Израсходовано: 10*10 = 100 рублей 12*10 = 120 рублей 20*9 = 180 рублей 8*12 = 96 рублей Итого: 496 рублей С/с = 496/50 = 9, 92 рубля Остаток: 7*12 = 84 рубля
3. При методе ЛИФО (последняя партия к поступлению, первая в расход) в начале списываются материалы последней закупки, затем предпоследней и т.д. При рентабельности цен данный метод предполагает, что в стоимости реализованной продукции издержки будут отражены в соответствии с уровнем цен на момент продажи.
Израсходовано: 15*12 = 180 рублей 20*9 = 180 рублей 12*10 = 120 рублей 3*10 = 30 рублей Итого: 510 рублей С/с = 510/50 = 10, 2 рублей Остаток = 7*10 = 70 рублей
2. Учёт процесса производства Калькуляция (от лат. calculatio — счёт, подсчёт) — определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств. Калькуляция даёт возможность определить плановую или фактическую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. В строительных организациях оценка и калькуляция используется для объектов бухгалтерского учёта в денежном выражении. Калькуляция служит основой для определения средних издержек производства и установления себестоимости продукции. В условиях рыночной экономики себестоимость продукции, работ и услуг - важнейший показатель деятельности любого предприятия. Себестоимость продукции, работ и услуг складывается в ходе осуществления процесса производства. Основными задачами учета процесса производства являются: -учет объема производства и ассортимента продукции; -учет фактических затрат на производство продукции, работ и услуг; -калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг, -выявление резервов снижения себестоимости продукции, работ и услуг, Учет процесса производства предполагает: - раздельный учет затрат по видам производств; - деление всех затрат на прямые и косвенные(накладные). - деление затрат на экономические элементы (что потрачено предприятием на производство продукции в совокупности): материалы, расходы на оплату труда, расходы на социальное страхование, амортизация, прочие расходы. - учет затрат по статьям калькуляции (Куда, на какие цели были израсходованы средства): материалы, расходы на оплату труда, расходы на социальное страхование, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака. Совокупность данных расходов составляет производственную себестоимость готовой продукции. Различают производство основное и вспомогательные. К основному производству относят цехи, выпускающие продукцию по профилю предприятия. Под вспомогательными понимают цехи, занятые обслуживанием основных цехов, с целью создания благоприятных условий для их работы. Поэтому затраты на производство учитываются на счетах " Основное производство" и " Вспомогательные производства". В аналитическом учете затраты, собираемые на этих счетах, подразделяются по цехам, стадиям обработки, заказам. В течение отчетного периода на счетах " Основное производство" и " Вспомогательные производства" собираются прямые затраты, непосредственно связанные с изготовлением конкретных видов продукции, осуществлением работ и услуг. Косвенные расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением, в течение отчетного периода учитываются на счетах " Общепроизводственные расходы" и " Общехозяйственные расходы". В дебете счета " Общепроизводственные расходы" собираются затраты на содержание, амортизацию и текущий ремонт производственного оборудования, цехового транспорта, рабочих мест, износ и затраты на восстановление инструментов и приспособлений. На этом же счете учитываются расходы, связанные с управлением цехом, затраты по содержанию цехового персонала, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизацию и расходы по содержанию и текущему ремонту зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения, расходы по испытаниям. оплате труда и т.д. В состав данных расходов включаются также расходы непроизводительного характера (оплата простоев). Собранные в течение отчетного периода расходы по счету " Общепроизводственные расходы" после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов " Основное производство/", " Вспомогательные производства". Счет " Общехозяйственные расходы" служит для текущего учета и контроля за исполнением сметы этих расходов. Обычно к ним относятся расходы: по содержанию общезаводского персонала, зданий, сооружений, помещений и инвентаря общехозяйственного назначения, военизированной, пожарной и сторожевой охраны, расходы по производственной практике, подготовке кадров, конторские, типографские, содержание медицинских учреждений и т.д. Собранные в течение отчетного периода расходы по счетам " Общехозяйственные расходы" и " Общепроизводственные расходы" после распределения по объектам учета списываются в дебет счетов " Основное производство", " Вспомогательные производства" Общепроизводственные расходы могут списываться и на счет " Продажи". Таким образом, на калькуляционных счетах в конце месяца будут учтены все затраты на производство продукции, работ и услуг. 3.Учёт процесса продажи В процессе продажи (реализации) происходит превращение продуктов труда в денежные средства. При этом реализуется созданный в процессе производства прибавочный продукт. Основными задачами учета процесса реализации являются: -определение полного объема реализации в количественном и в стоимостном выражении; -выявление фактических результатов от реализации продукции. На стадии продажи (реализации) складывается полная (коммерческая) себестоимость продукции, которая отличается от производственной себестоимости на сумму расходов, связанных с отгрузкой и продажей продукции. Разница между продажной ценой продукции и ее фактической себестоимостью есть результат реализации продукции, работ и услуг. Расходы по реализации продукции называются внепроизводственными расходами. Для учета этих расходов ведется синтетический счет 44 «Расходы на продажу». По дебету этого счета собираются: -расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции; -расходы на транспортировку продукции; -комиссионные сборы - отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям (посредникам) в соответствии с установленными нормами и договорами; -прочие расходы по сбыту. При этом кредитуются счета «Расчетный счет», «Касса» и другие на сумму произведенных расходов. В течение отчетного периода по дебету счета «Расходы на продажу» собираются расходы по отгрузке продукции с кредита счета «Расходы на продажу» списываются затраты, относящиеся к реализованной продукции. Дебетовое сальдо по счету «Расходы на продажу» показывает сумму затрат на упаковку и транспортировку продукции, отгруженной, но не реализованной в данном месяце. Учет процесса реализации осуществляется на ряде счетов. Рассмотрим и дадим характеристику этих счетов. По дебету счета «Готовая продукция» отражается фактическая производственная себестоимость готовой продукции. Дебетовое сальдо по счету показывает фактическую производственную себестоимость продукции на складе. По дебету счета «Товары отгруженные» отражается фактическая производственная себестоимость товаров, отгруженных покупателям. При этом кредитуется счет " Готовая продукция" (Дт 45 Кт 43). По кредиту счета «Товары отгруженные» отражается фактическая производственная себестоимость реализованной продукции и корреспонденции с дебетом счета «Продажи» (Дт 90 Кт 45). Сальдо по дебету счета показывает фактическую себестоимость отгруженной покупателям продукции, платежи за которую еще не поступили. Таким образом, на счете «Продажи» в совокупности определяется результат от реализации продукции. По дебету счета отражается полная фактическая себестоимость реализованной продукции, а по кредиту - отпускная стоимость реализованной продукции (выручка). Сальдо по дебету счета показывает убыток от реализации, сальдо по кредиту счета- прибыль от реализации. К счету 90 «Продажи» открываются субсчета: 90-1 «Выручка» (корреспондирует с дебетом счетов «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчетные счета», т.е Дт 62, 51 Кт 90-1, показывается выручка, полученная за проданную продукцию), 90-2 «Себестоимость продаж» (корреспондирует с счетом «Готовая продукция», «Товары отгруженные», т.е Дт 45, 43 Кт 90-2, т.е списывается себестоимость проданной либо отгруженной продукции, т.е Дь.90-2 Кт 43, 45 90-3 «Налог на добавленную стоимость», Предприятия и организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). НДС - часть чистого дохода общества, поступающая в государственный бюджет в виде установленных отчислений. Все расчеты предприятия с государством по НДС за проданную продукцию отражаются на пассивном счете «Расчеты по налогам и сборам». Начисленные суммы налога на добавленную стоимость отражаются проводкой: кредит счета «Расчеты по налогам и сборам» и дебет счета «Продажи» (Дт 90-3 Кт 68), а перечисление - дебет счета «Расчеты по налогам и сборам», кредит счета «Расчетный счет» (Дт 68 Кт 51). 90-4 «Акцизы», косвенный налог, уплачиваемый предприятиями продающими алкоголесодержащую, табачную продукцию, легковые автомобили и топливо (бензин, дизельное топливо и т.д.). Начисленные суммы налога отражаются проводкой: кредит счета «Расчеты по налогам и сборам» и дебет счета «Продажи» (Дт 90-4 Кт 68), а перечисление -дебет счета «Расчеты по налогам и сборам», кредит счета «Расчетный счет» (Дт 68 Кт 51). 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж - определяется финансовый результат от продажи. При таком написании проводок синтетический счет 90 «Продажи» закрывается ежемесячно, а суммы на соответствующих субсчетах накапливаются. В конце года они закрываются внутренними проводками типа: Дт 90-1 Кт 90-9-списание выручки Дт 90-9 Кт 90-2, 90-3, 90-4-списание расходов; Дт 90-9 Кт 99-определен финансовый результат-прибыль Дт 99 Кт 90-9-определен финансовый результат-убыток Вопросы к семинару Раздел 5. Документация, регистры, формы бухгалтерского учета.
|