![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вклад профессиональных тренеров и консультантов
Можно резонно полагать, что профессиональные тренеры и консультанты оказали наибольшее влияние на характер применения коучинга в деловой сфере, но при этом такая группа не является гомогенной. Находясь в условиях жесткого цейтнота, многие тренеры и консультанты нередко считают, что их самая главная задача состоит в том, чтобы постоянно поражать и удивлять своих клиентов, а также стимулировать их. Поэтому неудивительно, что их много критикуют, а также называют «интеллектуальными плагиаторами и эпигонами», которые за несколько минут до начала сессии просто прочитывают последнюю вышедшую книгу по менеджменту. По-видимому, в этих претензиях по отношению к коучингу содержится попытка оправдания. Очевидно, что некоторые специалисты по обучению, чувствуя конъюнктуру, считают необходимым присоединиться к движению коучинга, и просто переименовывают некоторые из своих уже существующих программ развития межличностных навыков, которые отныне именуются коучингом. Другие, поддавшись на несомненную привлекательность и высокий мотивирующий потенциал спортивных тренеров и других наставников, приглашают для проведения своих программ настоящих «звезд», блестящих профессионалов в данной деятельности, либо пытаются создать свои собственные подходы. При отсутствии харизмы «звездных» исполнителей или доверия к ним потенциальная ценность коучинговой информации, сообщаемой посредством данного способа, размывается и теряется. Кроме того, создается впечатление, что существует сильное сопротивление уходу от традиционного стиля обучения, проводимого в специальной учебной комнате и полностью контролируемого преподавателем или консультантом. Это означает, что в некоторых организациях у людей, которым сложно применять полученный в ходе обучения опыт в реалиях своего рабочего места, создается превратное понимание коучинга как «еще одного модного поветрия». Однако это еще не все. Грамотные тренеры и консультанты экспериментировали с различными моделями и подходами, пытаясь модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли совершенно разным ситуациям возможного применения коучинга. Пришло осознание того, что существуют различия между коучингом, целью которого является, к примеру, развитие специфических навыков, и коучингом, направленным на общее личностное развитие. Еще одной областью исследований и экспериментов является актуальная в наши дни проблема совмещения стилей и техник коучинга с различными фазами профессионального или карьерного цикла индивида. Вместе с различными моделями коучинга возникают новые техники, которые можно использовать в качестве ключевого звена общего комплекса мероприятий по реализации стратегии обучения и развития персонала в организации. Сейчас многие согласны с тем, что «коучинг — это клей, соединяющий воедино традиционное обучение». Другие же, и мы в том числе, стоят за то, что коучинг и наставничество, вероятнее всего, можно считать «наиболее предпочтительным методом» развития личных навыков и перехода к самоуправляемому обучению. Особенно верно это в отношении постоянно усиливающейся тенденции дистанционного обучения, осуществляющегося за компьютером на работе или дома. Некоторые люди считают эти разработки серьезной угрозой социальному и общественному поведению и предсказывают возникновение в скором будущем «общества одиночек». Такая установка часто сопровождается непоколебимой убежденностью в том, что коучинг всегда должен оставаться деятельностью, осуществляемой индивидуально, лицом к лицу и с глазу на глаз. Однако есть и другие люди, которым дистанционный коучинг посредством ПК кажется достаточно эффективным методом работы в некоторых ситуациях и с некоторыми людьми. Результаты исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что дистанционный коучинг осуществляется главным образом посредством телефона и электронной почты, которая все больше входит в рабочее окружение человека. Полезным дополнительным способом коммуникации начинает считаться и использование групповых интернет-конференций. Люди обладают способностью адаптироваться к новым средам обитания, и мы верим, что это их качество поможет им привыкнуть и к дистанционному коучингу. Как и всегда при возникновении новых профессий, возникает необходимость установления стандартов деятельности и поведения коучей. До сих пор эта инициатива осуществляется главным образом силами правительства или фонда Европейского Сообщества. Естественно, что первоначально авторитетом являлись поддерживаемые государством мероприятия по сертификации, такие как Национальные профессиональные квалификационные экзамены (National Vocational Qualifications). Мы считаем, что этот подход практически доказал свое полное несоответствие данному виду деятельности. Возможно, академические учреждения будут играть все большую роль в удовлетворении будущих потребностей в надежных общепринятых стандартах, сочетающих практические элементы и академическую строгость. По мере того как споры об установлении национальных стандартов набирают ход, наблюдается также усиление требований выработать и согласовать точные определения и терминологию коучинга и наставничества. И сейчас наступает самый подходящий момент для того, чтобы переключить ваше внимание с роли различных групп в развитии коучинга на рассмотрение процесса развития наставничества.
В первой главе «От маргинальности к господствующей тенденции» описывается история развития коучинга и наставничества — важных и приобретающих все большую популярность методов, призванных помочь людям эффективнее обучаться и поддерживающих их на этом пути. Рост популярности коучинга приходится в основном на последнее десятилетие прошлого века. Можно сказать, коучинг находится в самой середине революции представлений об обучении. Скорей всего к концу следующего десятилетия коучинг и наставничество станут совершенно обычными способами обучения. Осознание опыта обучения, приобретенного людьми только за последние десять лет, а также анализ огромного количества переживаний и сообщений, собранных авторами этой книги за это время, поражают воображение и заставляют задуматься, откуда все это взялось. Истина, конечно же, заключается в том, что значительная часть этого опыта покоилась в глубинах нашего бессознательного, в нашей долговременной памяти.Кроме того, люди многому научились (зачастую это обучение имело наиболее мощный эффект) на своих же ошибках. Они счастливы, что их собственные коучи и наставники научили их воспринимать промахи и ошибки как развивающие ситуации, возможность чему-то научиться, а не как события, которым не следует уделять особого внимания или которые лучше скрыть, чтобы не опозорить себя.
Во второй главе, которая называется «Как помочь людям научиться учиться», на основе недавних исследований демонстрируется процесс создания новых теоретических построений и моделей, способных сделать обучение более эффективным. Доказывается необходимость усовершенствования традиционных методов обучения или, в некоторых случаях, отказа от них в пользу методов коучинга и наставничества. В частности, это относится к развитию личных навыков и к обучению руководству собственным самообучением.
В третьей и четвертой главах излашается теория и практика коучинга и наставничества. Как показывает название четвертой главы — «Наставничество: слияние теории и практики», можно понять, насколько важно увязывать теоретические модели с конкретными жизненными ситуациями таким образом, чтобы получать реальные практические выгоды.
Пятая глава называется «Общественные наставники: катализаторы возникновения новой профессии». В ней говорится о том, что, последние разработки в общественной сфере являются убедительными доказательствами силы и эффективности коучинга и наставничества как методов, способствующих обучению. Здесь также провозглашается рождение новой профессии — «коучей-наставников».
В шестой, седьмой и восьмой главах была попытка охватить новые идеи и разработки.
В девятой главе «Управление отношениями» коучинг и наставничество — не новые виды деятельности. Веками они использовались неформально. Новизна заключена в степени использования их возможностей для удовлетворения все увеличивающейся потребности в обучении новому новыми способами. Это привело к попыткам формализовать отношения наставничества. Исследования показывают, что чрезмерно подчеркиваемая потребность в достижении совершенного подобия может увести далеко в сторону. Предлагаются «семь золотых правил простоты», которым нужно следовать, чтобы наилучшим образом помочь людям применить практические методы улучшения их обучения.
В десятой главе приводится список дополнительной литературы, а также ссылки на различные источники, использованные в процессе собственного обучения и в ходе исследований. Поэтому в данной книге обсуждаются наставники трех основных типов: «наставников по призванию» (vocational), «общественных» наставников (community) и «корпоративных наставников».
|