Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вклад корпоративных наставников
Первоначально эта группа называлась «главным течением» наставничества, подразумевая, что к ней относится большинство работавших в то время наставников, но теперь это описание уже неточно.Однако тема наставничества в корпоративной жизни для многих продолжает оставаться важной и актуальной, и дискуссия о различиях между коучингом «на рабочем месте» и наставничеством имеет к этой области особенное отношение. Одним из наиболее плодовитых авторов, пишущих о корпоративном наставничестве, является Дэвид Клаттербэк. Он говорит о существовании важного различия между американским и европейским пониманием понятия наставничества. В своей книге «Обучающие союзы» (Learning Alliances, Clutterbuck, 1998) он пишет: «Где именно вы проведете черту, ограничивающую область наставничества от смежных сфер, зависит от того, придерживаетесь ли вы традиционного американского определения карьерно-ориентированного наставничества (наставничество = обладание сильной поддержкой некоего опытного лица) или европейского определения развивающего наставничества (главное внимание сосредоточено на личностном росте и обучении).» Это важное различие помогает объяснить, почему некоторые из ранних проектов по наставничеству в Великобритании обычно фокусировались на программах поэтапного развития в крупных многонациональных организациях. Однако сегодня наставничество в корпоративной жизни охватывает широкий спектр индивидов и ситуаций.Исследования и опыт подтверждают мнение Дэвида Клаттербэка о том, что большая часть наставнических практик в Великобритании направлена на обучение, и теперь ясно, почему он назвал их «обучающими союзами». Однако, к сожалению, нельзя принять его определение наставничества в качестве всеобъемлющего понятия, переводящего коучинг (и многочисленные иные подходы) в подвид наставничества. Коучинг и наставничество — это процессы, позволяющие осуществлять обучение и поддерживать его. Важные практические различия между ними относятся к характеру обучения (коучинг — краткосрочное обучение, наставничество — долговременное) и к включенным в него отношениям власти и авторитета. У многих людей, заинтересованных в обретении наставника, с которым им предстоит встречаться каждый день, эти различия могут вызвать ненужное замешательство. Реальная сила коучинга и наставничества состоит в том, что оба этих процесса очень просты в своей основе, и сегодня в целях избежания чрезмерной запутанности и в то же время признания существующих различий часто используется термин «коуч-наставник». Итак, снова наиболее благоразумным советом будет следующий: гарантируйте, чтобы люди, включенные в конкретную ситуацию и конкретные отношения, точно знали, чего им ожидать друг от друга, не оглядываясь на теоретические разногласия. Цель этой главы — набросать «общий план», чтобы затем более детально обсудить ключевые вопросы. Они считают, что находятся в центре «революции представлений об обучении». Однако они надеются, что следующие моменты сегодня ни у кого не вызовут возражений: • Коучинг и наставничество становятся более важными, многосоставными видами деятельности. • И коучинг, и наставничество играют ключевую роль в содействии удовлетворению потребностей обучения и развития в постоянно усложняющемся высокотехнологичном мире профессиональной и общественной жизни. • Помня о важности повседневного применения, нельзя забывать и о том, что политики, создатели стратегий и профессионалы-практики должны осознавать и понимать нюансы появляющегося языка коучинга и наставничества. • Эффективный коуч и эффективный наставник должны владеть методами, стилями и техниками, связанными с данным видом деятельности, а также набором необходимых навыков и установок. На этой оптимистической ноте они заканчивают первую главу сводкой о «терминологических дебатах», подготовленной доктором Рэем Карром, одним из наиболее активных канадских авторов, пишущих на эту тему. Его взгляды представлены ниже в виде ответов на «наиболее часто задаваемые вопросы», полученные им главным образом от жителей США и касающиеся ролевых сходств и различий между наставниками, коучами и терапевтами.
|