![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И ее использование
Психодиагност-практик, пользуясь готовыми методиками, получает психологическую информацию в ситуации экспертизы или в ситуации оказания психологической помощи (Г.С. Абрамова). В ситуации экспертизы взаимодействие клиента и психолога строится в зависимости от социального заказа. Клиент может оказаться в такой ситуации не по своей воле (например, медико-педагогический совет), поэтому он будет предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. будет стремиться действовать правильно. Здесь требуется жесткая защищенность методик психолога-диагноста от возможной фальсификации. Психолог должен понять, что на самом деле означает поведение подэкс-пертного, в то время как он сам в это время старается выглядеть «правильным». В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психолога строится по-другому. Если клиент уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологической помощи), то психолог встретится с открытостью, направленностью на сотрудничество. Клиент готов выполнять все инструкции, он вносит в них уточнения, переспрашивает, просит новых заданий. Эта ситуация резко повышает требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами. Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог знает о факторах риска, характеризующих психическое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие особенности поведения: — выраженную психотропную расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях; — склонность ребенка к косметической лжи — приукрашиванию ситуации, в которой он находится, к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых; — инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком; — импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу; — реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста. В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должны учитываться в прогностической психодиагностике, являются следующие особенности поведения: — сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к.социальной роли школьника; — неуменьшающаяся двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения; — повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям; — акцентуация компонентов впечатлений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; — наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастенически-ми явлениями; — отрицательное отношение к занятиям: эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа; — реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения — грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя; — наличие к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет слабых интеллектуальных предпосылок с отсутствием интереса к учебе; — нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых; — дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи. для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие: — отсутствие редукции черт психической незрелости, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции как проявление нес форм ированности основных предпосылок пубертатного возраста; — некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки; — ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек — истерои-формная окраска поведения, связанная с сексуальностью; у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; — сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией; — переориентация интересов на внешкольное окружение; — поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.); — неблагоприятные микросредовые условия (семейное, асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста; — неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы. Знание этих факторов позволяет психологу строить краткосрочный или более длительный прогноз. Прогностический диагноз по психологической информации (что будет дальше?) в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Длительный прогноз определяется представлением психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основывается на его представлениях об изменчивых характеристиках личности. Один из возможных вариантов психологического прогноза при оказании помощи — привлечение клиента к этому процессу через информирование его о закономерностях психической реальности. Так, в младшем школьном возрасте к благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие: — способность ребенка к выработке дисциплинированных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания; — наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой; — стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и другими регламентированными формами деятельности. В подростковом возрасте прогностически благоприятными могут служить следующие факторы: — гармоничность психофизического созревания; — положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам; — целенаправленность во внеучебной деятельности; — ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакции; — устойчивость к неблагоприятным средствам влияния, появление реакции отрицательной имитации; — невротический, с внутренними конфликтами переживания, а не психоподобный тип реагирования на психо-травмирующую ситуацию. Для юношеского возраста благоприятными прогностическими факторами можно считать следующие: — умение вставать на точку зрения другого человека; — способность принимать альтернативные точки зрения, отличные от собственной; - способность безоиеночного отношения к действияу дрхгого человека; — готовность к изменению типа реагирования; — личностная рефлексия; ■ — положительное отношение к себе; — сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми (Г.С. Абрамова). Контрольные вопросы 1. Какова разница межд> психодиагностикой как теоретической, экспериментальной наукой и практической деятельностью " 2. С какой основной психологической категорией работает психолог-диагност? В чем сущность онтологического и дсонто-лотического подходов к психодиагностике? 3. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)? 4. Каким образом осуществляются построение и проверка диагностической гипотезы? 5. Каковы задачи психодиагностического обследования детей подростков? Темы семинарских занятий 1. Психодиагностика как область практической деятельности психолога. 2. Школьная психодиагностика и ее специфика. 3. Требования к психодиагностическому исследованию, его процедура. Задания для самостоятельной работы 1. Составьте инструкцию клиенту в ситуации экспертизы и ситуации психологической помощи. 2. Разработайте памятку по благоприятной и неблагоприятной прогностической информации о развитии ребенка (подростка, взрослого). 3. Проанализируйте особенности восприятия ситуации психодиагностики клиентом после проведения тестирования. Литература Абрамова Г.С. Практическая психология. М, 1997. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. М, 1989. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М., 1985 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Сто-лина. М., 1987. Психологическая диагностика- Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М., 1988.
|