![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тренинг. Тренинг — это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, которая имеет своей главной целью развитие компетентности общения
Тренинг — это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, которая имеет своей главной целью развитие компетентности общения. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг чувствительности, ролевого, делового поведения и т.д. Каждый тип тренинга имеет диагностическую задачу, которая решается не столько ведущим, сколько самими участниками. Особое значение в условиях школы имеет тренинг общения. Профессия учителя относится к типу профессий «человек—человек». Предметом труда учителя является другой человек, а одним из основных средств труда — общение. И тем не менее педагогическое общение — камень преткновения современной школы. Коммуникативные способности учителя (умение адекватно воспринимать другого, точно передавать ему информацию и переживания через слово, интонацию речи, мимику, пантомимику, поведение), как правило, развиты слабо. Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) — развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие — неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события. Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие: 1. Самодиагностика: а) получение конкретных сведений о себе; б) выяснение, каким человек предстает в глазах других; в) выяснение степени самостоятельности идеального «Я». 2. Диагностика: а) развитие самоанализа; б) развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя; в) осознание того, что открытие «Я» возможно лишь в контакте с другими. 3. Проверка установок на образы других: а) развитие понимания позиции другого; б) формирование чувствительности к невербальным формам их проявления; в) развитие умения слушать и понимать другого; г) психотерапевтическое воздействие. Группа формируется из педагогов, желающих повысить свой социальный интеллект. Максимальное число участников в группе — 25 человек (медиогруппа), оптимальное количество — 7—9 человек (микрогруппа). Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга: 1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве. 2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу лицом друг к другу). 3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура. 4. Если участники группы незнакомы друг с другом, то лучше не знакомить их (каждый может придумать себе вымышленное имя). 5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения участникам группы выражения & х ощущений, переживаний, мнений. 6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией. Принципы поведения в группе: каждый участник группы может высказывать о каждом (в том числе и о ведущем) все, что хочет; каждый участник должен высказывать вслух мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы. Нельзя говорить о группе за пределами занятий. Программа обучения в группе состоит из трех частей. Первая часть — вводная лекция по проблеме общения. Участники знакомятся с общими понятиями и механизмами психологии группы, психологии общения. Вторая часть — собственно тренировочная. Рекомендуемая длительность ее около 60 ч (продолжительность одного сеанса до 1, 5 ч). В ходе занятий отрабатывается целая система упражнений, направленных на развитие социального интеллекта и коммуникативных умений: 1. Выработка умений органично и последовательно действовать в публичной обстановке., 2. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности: а) выявление зажатости; б) освобождение и постепенное зажатие мускулатуры; в) задержка и снятие напряжения. 3. Достижение учителем состояния собственного эмоционального благополучия в классе. 4. Развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности и сосредоточенности. 5. Развитие простейших навыков общения. 6. Техника интонирования. 7. Определение и уточнение системы общения. 8. Развитие мимики и пантомимики. 9. Упражнения на педагогически целесообразные переживания. 10. Преодоление внушаемых характеристик. 11. Тренировка педагогической наблюдательности. 12. Построение коммуникативных задач урока. 13. Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональность. 14. Словесное педагогическое воздействие. 15. Образная задача информации. 16. Упражнения на короткий диалог. 17. Выбор жеста. 18. Воспроизведение жеста в ситуации педагогического действия. 19. Выявление и решение педагогической задачи: а) решение педагогических задач с целевыми установками; б) инсценирование педагогической задачи; в) действия учителя в предполагаемых ситуациях. 20. Упражнения на развитие педагогического воображения, интуиции, навыков педагогической импровизации в общении. Третья часть программы обучения в Т-группе — анализ тренировочной части. Можно предложить другой вариант плана социально-психологического тренинга, включающего сочетания тренировочных занятий с теоретической подготовкой. План социально-психологического тренинга «Педагогическое общение» 1. Основные принципы социально-психологического обучения. Формирование группы. 2. Социально-психологические факторы, обусловливающие эффективность учебно-воспитательного процесса. 3. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учителя. 4. Самоанализ, самооценка учителя в педагогической деятельности. 5. Саморегуляция учителя в профессиональной деятельности. 6. Ресурсы «Я». Психодиагностика. 7. Самоанализ индивидуального стиля общения. 8. Невербальные средства общения и взаимодействия. 9. Совершенствование коммуникативной компетентности с помощью невербальных средств. 10. Сензитивность, ее компоненты. Психодиагностика. 11. Социальная перцепция и познание людьми друг друга. 12. Игровое моделирование проблемных ситуаций общения. 13. Конфликт и конструктивные способы его разрешения. Психодиагностика. 14. Овладение навыками и принципами анализа реальных педагогических ситуаций. 15. Игровое моделирование проблемных педагогических ситуаций. 16. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учителя как условие гуманизации учебно-воспитательного-процесса. Несколько слов о требованиях, предъявляемых к психологу, ведущему Т-группы. Ведение группы социально-психологического тренинга — особый вид преподавательской и психологической деятельности, требующий определенных личностных и профессиональных качеств. Ведущий группы должен пользоваться полным доверием у обучаемых. Необходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека — своеобразная форма власти над ним. Отсюда ведущий должен быть сам свободен от тенденций самоутверждения за счет окружающих и распознавать и пресекать таковые у других участников, поскольку среди людей нередки случаи интереса к психологии как к средству достижения господства над окружающими. Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровенность. Нельзя также забывать о неявной напряженной жизни группы с ее широчайшим арсеналом средств невербальной коммуникации, обладающих не меньшей информативностью, чем звучащие слова. Этическая окраска межличностного опыта, получаемого участниками группы, решающим образом зависит от психологического профиля и уровня морального развития личности ведущего. Прежде чем предложить участникам группы какую-то технику, ведущий обязан сам поработать с ней, причем значительно дольше, чем это будут делать они. Конкретные нормативы здесь назвать трудно, однако для приблизительной ориентировки можно указать следующее. Прежде чем начать работу с группой, необходимо, по крайней мере, около месяца ежедневно тренироваться (самостоятельно или с партнером) по 1—2 ч. Этот минимум работы должен быть проделан обязательно, иначе мимо ведущего пройдут незамеченными многие важные моменты в работе участников тренинга. Обучение общению в группе социально-психологического тренинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, становятся более открытыми и обнаруживают большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. В группе создаются условия для усвоения психологического языка. Обучение в группе позволяет участникам осознать грань между процессуальным и содержательным аспектами коммуникации. Например, «до свидания» можно произнести с чувством глубокого сожаления или с оттенком облегчения. Демонстрация чувства облегчения при прощании может входить в сознательную программу одного из собеседников и преследовать цель явной дискриминации партнера, но может быть также нечаянным обнаружением скрытых целей (быстрее избавиться от собеседника, чтобы приступить к взаимодействию с другими и т.п.). Разбор таких ситуаций возможен только в лабораторных условиях самоэкспериментирования и откровенной обработки связи (возвратной информации), т. е. в группе социально-психологического тренинга. Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов, что обычно предстает перед повседневным сознанием в смешанном и поэтому неясном виде. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками своей тренинговой группы, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии, специфику вербальной и невербальной подачи. Объектом наблюдения может быть и выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и насколько они определяют, что, когда и где делает каждый участник. Занятия в " группах социально-психологического тренинга могут стать ведущим способом развития коммуникативных способностей учителей, а следовательно, и способом повышения их профессионализма. Тренинг может входить в целостную систему сеансов психологической разгрузки, которые проводятся в школьном кабинете психологом, врачом, в звукозаписи с помощью средств, выполняющих различные функции: создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха); создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптимальная температура и влажность воздуха); стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки); психомышечная тренировка. Можно выделить пять типов сеансов: 1. В водно-ознакомительные (знакомство с кабинетом и привитие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде). 2. Восстановительно-профилактические (снятие утомления и устранение влияния неблагоприятных факторов труда, восстановление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции). 3.Лечебно-оздоровительные (помощь влечении предболезненных состояний, начальных стадий нервных и нервно-соматических заболеваний). 4. Социально-психологические (улучшение социально-психологической среды деятельности в коллективе); 5. Информационные и учебно-воспитательные (сообщение различной информации, осуществление профессионально-прикладного развития, оказание воспитательного влияния). Многообразие отношений, содержательных аспектов, моделей и форм работы практического психолога образования предполагает их осознанный выбор на основе профессиональной рефлексии. Контрольные вопросы 1. Какие требования к личности психолога предъявляются его профессиональной деятельностью? 2. В чем состоит специфика статусов психолога в системе образования? 3. Чем характеризуется модель психолога и модель его профессиональной деятельности? 4. Что такое авторская модель психологической службы? 5. На каких основаниях психолог строит модель психологической службы?. 6. Какова структура такой модели? Темы для семинарских занятии 1. Требования к личности и профессиональной деятельности психолога в системе образования. 2. Модели и, статусы практического психолога в системе образования. 3. Авторские модели психологической службы. 4. Современная школа и детский сад глазами психолога. Задания для самостоятельных занятий 1. Проанализируйте на основе профессиограммы свои возможности профессиональной адаптации. 2. Проведите социально-психологическое исследование по проблеме: «Какой психолог нужен детскому саду (детскому дому)?». 3. Разработайте авторскую модель психологической службы детского сада. 4. Разработайте авторскую модель психологической службы детского дома. Литература Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М, 1996. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В.Антоновой. М, 1995. Немов Р.С. Психология. - Кн. 2. М., 1995. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Отарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рухкой. М, 1990. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. Учимся общаться с ребенком / Сост. В.А. Петровский и др М„ 1993.
|