Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Запущенности учащихся
Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Психолого-педагогическая коррекция — совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания. Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей 1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции. 2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка. 3. Профессиональная компетентность и разделение функций. 4. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития. 5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов. 6. Дифференцированный подход. Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зави- симости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики: A. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: — познавательные игры; — создание ситуаций эмоционального переживания; — создание ситуаций занимательности; — создание ситуаций опоры на жизненный опыт; — создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности. Б. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: — создание ситуаций личностной и групповой перспективы; — коллективные игры; — выработка коллективно-единых требований; — коллективные соревнования; — коллективное самообслуживание. B. Общение и взаимодействие в различных ситуациях: — уважение; — педагогическая требовательность; — убеждение; — осуждение; — понимание; — доверие; — побуждение; — сочувствие; — педагогическое предостережение; — анализ поступка; — решение конфликтной ситуации. Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: — пример, разъяснение; — ожидание радости; — снятие напряжения; — обращение к самолюбию, самоуважению; — обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного; — требование; — внушение. Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, раци- онализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ре-беНку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Значительную роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды. В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. Перейдем к психологической коррекции (психокоррекции) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать. К методам психокоррекции индивидуально-типологических особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей. Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уроке, снижения потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школьных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущенного ребенка. Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверждение уникальности ребенка, развитие позитивного восприятия других. Можно дополнить эту группу методом самовнушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду». Средства профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности разнообразны по объекту, предмету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, направленность на преодоление недостатков развития (гармонизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагогической ситуации развития) могут дать положительные результаты. Контрольные вопросы 1. Какие теоретические подходы к пониманию проблемы трудного детства можно выделить? 2. Какие параметры могут служить исходными основаниями для определения сущности социально-педагогической запущенности? 3. В чем состоит сущность социально-педагогической запущенности как состояния личности ребенка и как его социальной позиции? .4. Почему в приблизительно одинаково неблагоприятных условиях восшггания не все дети становятся социально и педагогически запущенными? 5. Чем отличаются состояния социальной и педагогической запущенности детей и что в них общего? 6. Какое главное внутреннее противоречие обусловливает развитие социально-педагогической запущенности у детей? 7. Каков механизм возникновения и развития социально-педагогической запущенности в детском возрасте? Темы для семинарских занятий 1. Социально-педагогическая запущенность детей: сущность, признаки и проявления. 2. Психолого-педагогические условия эффективности ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей. 3. Гуманизация педагогического процесса — основа ранней профилактики социально-педагогической запущенности детей. Задания для самостоятельной работы 1. Приведите конкретные примеры влияния социокультурных и педагогических факторов на развитие личности ребенка в детском возрасте. 2. Проанализируйте социальную ситуацию развития конкретного ребенка по формуле, предложенной в учебнике, попытайтесь дать прогноз его развития. 3. Проведите обследование младшего школьника по тесту МЭДОС, дайте характеристику его состояния. Литература Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности ребенка к обучению в школе. М., 1991. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1997. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990.
|