Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запущенности учащихся






Психолого-педагогическая профилактика — система пре­дупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Психолого-педагогическая коррекция — совокупность спе­циальных психолого-педагогических воздействий на лич­ность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.

Общие принципы профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей

1. Комплексный и системный подход к диагностике, про­филактике и коррекции.

2. Учет возрастных и индивидуально-личностных особен­ностей ребенка и специфики социально-педагогической си­туации развития ребенка.

3. Профессиональная компетентность и разделение функ­ций.

4. Опора на положительное в личности ребенка и ориен­тация на гармонизацию ее развития.

5. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

6. Дифференцированный подход.

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного про­цесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зави-

симости от возраста ребенка можно выделить четыре груп­пы методов профилактики:

A. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности:

— познавательные игры;

— создание ситуаций эмоционального переживания;

— создание ситуаций занимательности;

— создание ситуаций опоры на жизненный опыт;

— создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Б. Организация жизни и деятельности детского воспита­тельного коллектива:

— создание ситуаций личностной и групповой перспек­тивы;

— коллективные игры;

— выработка коллективно-единых требований;

— коллективные соревнования;

— коллективное самообслуживание.

B. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:

— уважение;

— педагогическая требовательность;

— убеждение;

— осуждение;

— понимание;

— доверие;

— побуждение;

— сочувствие;

— педагогическое предостережение;

— анализ поступка;

— решение конфликтной ситуации.

Г. Психолого-педагогическое воздействие и стимулиро­вание активности ребенка:

— пример, разъяснение;

— ожидание радости;

— снятие напряжения;

— обращение к самолюбию, самоуважению;

— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству пре­красного;

— требование;

— внушение.

Основными средствами педагогической коррекции дис­гармоний развития, эмоциональной нестабильности, нераз­витости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, раци-

онализация воспитательно-образовательного процесса, вы­равнивание (подтягивание) культурно-образовательных воз­можностей детей.

Важную роль играет метод личностной перспективы, со­здающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ре-беНку, формирование реально осознаваемых и реально дей­ствующих мотивов его поведения, анализ конфликтных си­туаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога сво­им авторитетом на отношения ребенка со сверстниками по­могают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность по­ведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.

Значительную роль в коррекции игровых и реальных от­ношений детей, развитии комплекса игровых способнос­тей, побуждении игровой и учебно-познавательной моти­вации учения играют позитивное стимулирование, аванси­рование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корриги­рующие методы, как руководство ролевым взаимодействи­ем детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыраже­ния ребенка в игре, обогащение предметной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование ум­ственных действий, опережающее консультирование по труд­ным темам. В силу особенностей учебной деятельности запу­щенных школьников нужны учебные ситуации с элемента­ми новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка.

Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притяза­ние на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выбороч­ном игнорировании его негативных поступков, эмоциональ­ном поглаживании.

Решающая роль принадлежит методу ожидания завтраш­ней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги.

Перейдем к психологической коррекции (психокоррек­ции) социально-педагогической запущенности детей. Эта группа методов коррекции классифицируется по объекту

(запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по предмету, на который мы будем указывать.

К методам психокоррекции индивидуально-типологичес­ких особенностей личности запущенного ребенка относятся методы развития произвольности в двигательной, познава­тельной, эмоциональной сферах, поведении и общении (пси­хогимнастические методы), методы когнитивной трениров­ки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства.

Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого на­учения, коммуникативных игр и упражнений, методов рас­шатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.

Нарушения учебной деятельности можно корректировать с помощью методов снижения значимости учителя на уро­ке, снижения потребностей, связанных с внутренней пози­цией школьника, методы снижения чувствительности к оцениванию, формирование адекватной самооценки школь­ных достижений. Эти методы используются на фоне метода релаксации и отреагирования школьных страхов запущен­ного ребенка.

Нарушения развития самосознания запущенного ребенка требуют применения таких методов, как психологический массаж, идентификация, зеркальное отражение, подтверж­дение уникальности ребенка, развитие позитивного воспри­ятия других. Можно дополнить эту группу методом само­внушения — «Я хочу», «Я могу», «Я буду».

Средства профилактики и коррекции социально-педа­гогической запущенности разнообразны по объекту, пред­мету, цели и содержанию. Их целесообразное сочетание в практической деятельности педагогов и психологов, на­правленность на преодоление недостатков развития (гар­монизацию) личности ребенка, улучшение условий его обучения и воспитания (изменение социально-педагоги­ческой ситуации развития) могут дать положительные ре­зультаты.

Контрольные вопросы

1. Какие теоретические подходы к пониманию проблемы труд­ного детства можно выделить?

2. Какие параметры могут служить исходными основаниями для определения сущности социально-педагогической запущенности?

3. В чем состоит сущность социально-педагогической запущен­ности как состояния личности ребенка и как его социальной позиции?

.4. Почему в приблизительно одинаково неблагоприятных ус­ловиях восшггания не все дети становятся социально и педаго­гически запущенными?

5. Чем отличаются состояния социальной и педагогической запущенности детей и что в них общего?

6. Какое главное внутреннее противоречие обусловливает раз­витие социально-педагогической запущенности у детей?

7. Каков механизм возникновения и развития социально-пе­дагогической запущенности в детском возрасте?

Темы для семинарских занятий

1. Социально-педагогическая запущенность детей: сущность, признаки и проявления.

2. Психолого-педагогические условия эффективности ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущен­ности детей.

3. Гуманизация педагогического процесса — основа ранней профилактики социально-педагогической запущенности детей.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите конкретные примеры влияния социокультурных и педагогических факторов на развитие личности ребенка в дет­ском возрасте.

2. Проанализируйте социальную ситуацию развития конкрет­ного ребенка по формуле, предложенной в учебнике, попытай­тесь дать прогноз его развития.

3. Проведите обследование младшего школьника по тесту МЭДОС, дайте характеристику его состояния.

Литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас­те. М, 1968.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности ребен­ка к обучению в школе. М., 1991.

Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1997.

Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в дет­ском возрасте. М., 1996.

Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Да­выдова. М., 1990.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал