![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение проблемного поведения
1.1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?» 1.2. Степень тяжести проблемы: а) насколько эта проблема для вас представляет затруднения? б) как часто вы.? Идентификация использования психоактивных веществ количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое потребление, появление синдрома зависимости; периодичность потребления При расспросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: Не произошло ли снижение успеваемости за последнее время7 Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка? Выясняются у подростка сигналы надвигающейся наркомании: 1. Неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта». 2. Стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть». 3. Краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после «получения кайфа». 4. Обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике». 5. Компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях». 6. Рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях». 7. Отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители мне указывают на это». 8. Наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы». 9. Потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков». 10. Аддиктивная система установок: «Я, другие, наркотики — мы особая каста». 1.3. Общие характеристики проблемы: а) длительность (как давно это происходит?); б) распространенность (как обычно это происходит? в каких ситуациях?). 2. Детерминанты проблемного поведения 2.1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется9» 2.2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?» 2.3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?» Прием ABCDE— парадигмы: А — что предшествовало поведению. В — поведение и его варианты. С — последствия поведения для подростка и окружающих. D — дискуссия. Е — эффект. а) микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»; б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»; в) социальные последствия: «Что сделали..?»; г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?». Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условная приятность роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений. 2.4. Негативные последствия — более частая причина обращения к специалисту. Для подростков такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клини-ко-биографическим анализом. 2.5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что можно сделать для изменения ситуации?» 2.6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?» 2.7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п. Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествуют или сочетаются с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса.. Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности: A. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность. Б. В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность. B. Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежности, временной перспективе. Г. Наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: — произвольное отражение: «Я — неудачник», «Я— супермен»; — селективная выборка: «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»; — сверхраспространенность: «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»; — абсолютное мышление: «Все или ничего», «Мир черный или цветной»; =— персонализация: «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».
|