![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия
Оказание помощи жертвам насилия направлено на снижение или максимально полное устранение возможных последствий перенесенного насилия и принятие мер по прекращению насильственных действий. Эта работа включает меры'профилактического, диагностического и коррекцион-но-психотерапевтического характера. Специалисты выделяют ряд особенностей оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия: . а) полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; б) анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью. В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия психолог обязан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопасности у жертв насилия — основа эффективной помощи. Обязательным аспектом помощи детям и подросткам является разъяснение их основных прав: — права на неприкосновенность; — права на защиту своей чести; — права доверять своим чувствам; — права говорить «нет» взрослым; — права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие; — права на получение помощи. Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окружении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов. Ее достоверность зависит от степени доверия пострадавших или их близких к специалисту. Информация должна содержать сведения о самой жертве, родителях и близких родственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутрисемейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат), о доверенных лицах, о насильнике. Определенное значение имеют пол консультанта, место и обстановка проведения консультаций, уровень професси- * Использованы методические рекомендации Ярославской медико-педагогической школы, подготовленные под руководством В.А. Шелковой. онализма психолога, позволяющие обеспечить максимум уважения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем, минимум дополнительной психической нагрузки и отсутствие нанесения ущерба его личности Признаки посттравматического синдрома характерны для всех жертв насилия Глубина отрицательных последствий оп ределяется обстоятельствами, среди которых выделяют тяжесть и характер насилия, особенности социального окружения и членов его семьи к факту насилия, индивидуальная толерантность ребенка к стрессорным воздействиям и др. Профессиональная психологическая помощь необходима каждому ребенку и подростку, пострадавшему от любого вида насилия, и является наилучшим вариантом для выхода из посттравматического состояния с наименьшими последствиями для личности ребенка. Таким образом, цель психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережитой ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе. Исходя из этих целей психолог решает следующие практические задачи: — оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.); — изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем; — мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем; — осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации; — выявляет основные направления дальнейшего развития личности; — привлекает других членов семьи, родственников, сверстников доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего ребенка.
|