![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оборудование. Каждому участнику игрового проектирования приготовлена карточка-рисунок «Белый медведь»: оформленные на плотной бумаге задания группам
Каждому участнику игрового проектирования приготовлена карточка-рисунок «Белый медведь»: оформленные на плотной бумаге задания группам, карточка с названиями мифов — «Миф о Великом Учителе», «Миф о Цели Образования», «Миф о Чтении — Лучшем Учении», «Миф о Вечном Бое», четыре венка оратора. 1тур Введение в игровую ситуацию (20 мин) Ведущий рассказывает историю о белом медведе и выдает карточки-рисунки участникам, сидящим в кругу: «Я рассказываю вам историю о том, как однажды в зоопарк привезли медведя. Однако к моменту его прибытия предназначенная для него большая клетка с бассейном оказалась не готова, и зверя пришлось поместить в маленькую тесную клетку— всего 6 шагов в длину. За три недели, проведенные в тесной клетке, медведь привык передвигаться лишь на эти 6 шагов. Прошло время. Медведя переместили в новую большую клетку, но он продолжал двигаться в привычном замкнутом пространстве: 6 шагов туда и 6 шагов обратно. Что мешает медведю выйти из клетки? Выйти за рамки, продвинутые вперед?» В спонтанной беседе устанавливается, что мешает привычка, стереотип поведения и убеждение, что дальше клетки выходить нельзя. Это проблема медведя. «А есть ли стереотипы в нашей учительской профессии? Какие привычные и правильные с виду устои в нашей работе вызывают ваше сомнение или несогласие? Какие школьные правила мешают вам творчески работать, проявить свои возможности в полную силу?» Ведущий передает по кругу карандаш и просит каждого по эстафете назвать, что из общепринятого в учительской работе не устраивает его. Например, обязанность держаться по-учительски, носить соответствующую деловую одежду, указывать и требовать и т.д. В конце круга все перечисленные нормы, функции или содержание работы учителя ведущий с общей помощью участников классифицирует на проблемы: 1. Содержания образования (чему учит — готовым программным знаниям или самопознанию и саморазвитию личности). 2. Методики воспитания и обучения (как учить, какими средствами и способами — с помощью учителя, книг и слова или через другие источники познания). 3. Назначения и места в педагогическом процессе учителя (кто учитель — Бог, идол или путник, идущий к своей творческой цели). 4. Взаимоотношения учителя со всеми участниками педагогического процесса (это атмосфера борьбы, преодоления недостатков, исправления ошибок в тетрадях и поведении или атмосфера покоя, равновесия, положительного внимания на себе и остальных). Причинами всех четырех проблем ведущий объявляет мифы, которыми заражено учительство. Карточки с названиями мифов учитель прикрепляет к доске, просит участников индивидуально определиться, с каким мифом ему интересно дальше работать. В зависимости от интересов ведущий образует четыре группы и помогает всем расположиться в аудитории для групповой работы. В каждой группе выбирается оратор, ему на голову возлагается венок оратора. Оратор получает у ведущего задание группе. II тур (10—15 мин) Задание группе: Разработайте опровержение выбранного вами мифа. В противовес общепринятому бытующему в шко- ле мнению или практике выдвиньте перспективную педагогическую идею, способную вывести учителя из клетки стереотипов на тропинку творческого роста. Обсудив проект опровержения, послушайте своего оратора — достаточно ли убедительно он сокрушает миф и достаточно ли привлекательно он представляет вашу перспективную педагогическую идею. Время оратора для выступления — 2 мин. Во время групповой работы ведущий консультирует каждую группу, помогает подобрать аргументы и сформулировать перспективную идею. III тур «Бой ораторов» Ведущий приглашает оратора на «арену» и объявляет порядок «боя». По сигналу ведущего оратор должен, не останавливаясь, в течение двух минут выступать с речью по опровержению своего мифа. По истечении двух минут группе дается право закончить приготовленную речь, если оратор не уложился. По итогам каждого выступления ведущий спрашивает у «публики»: 1. Какой из аргументов-разоблачений показался вам наиболее убедительным? 2. Согласны ли вы, что идея, выдвинутая оратором взамен мифа, действительно перспективная? Если на оба вопроса «публика» дает исчерпывающие ответы, миф считается опровергнутым. IV тур< Завершение игрового проектирования Ведущий просит участников записать на рисунке-карточке «Белый медведь» по одной перспективной педагогической идее, выдвинутой оратором, и сообщает, что эти идеи лягут в основу программы дальнейших педагогических занятий по развитию профессионального мастерства. (Ориентировочная формула идей: «Миф о Цели Образования» — идея саморазвития личности, идея овладения личностью способами познания и удовлетворения своих потребностей; «Миф о Чтении — Лучшем Учении» — идея учения в деятельности, идея «постановки ума»; «Миф о Великом Учителе» — идея учителя-путника, учителя творческой личности; «Миф о Вечном Бое» — идея покоя и равновесия, доброжелательного сотрудничества и диалога.) Так называемые активные формы работы с педагогами, в частности деловые игры, особенно связанные с проигрыванием «взгляда со стороны» на обсуждаемые проблемы, помогут психологу включить личностные регуляторы перестройки поведения и профессиональной деятельности учителей и воспитателей. Контрольные вопросы 1. Каковы психологические механизмы взаимодействия личностного и профессионального в педагогической деятельности? - 2. Какие типы психотехнических упражнений для гармонизации внутреннего мира можно рекомендовать педагогу? 3. Какие средства используются для зашиты от манипуляций и отказа от манипулирования другими людьми? Темы для семинарских занятий 1. Методы личностного роста педагога. 2. Активные формы работы психолога с педагогами. 3. Психотехнические упражнения для педагогов. Задания для самостоятельной работы 1. В течение 3—5 мин записывайте любые ассоциации к слову «воспитатель». Прочитайте полученный список, выберите три слова, наиболее полно отражающих суть этого понятия, аргументируйте свой выбор. 2. Проведите игровое проектирование «путь к самоопределению», оцените достоинства и недостатки методики. 3. Используйте психотехнические упражнения в собственном опыте. Литература Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1996. ДоценкоЕЖ Психология манипуляции. М., 1996. Каминская М. В. Активизация личностных регуляторов профессионального роста учителя в условиях гуманизации образования. Иваново, 1995. Литвак М. Е. Как стать счастливым. Ростов н/Д., 1995. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992. Самоукина Н.В. Психотехнические игры и упражнения и кор-рекционные программы. М, 1993. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992. Шострем Э. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.
|