Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И педагогического общения
Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем. В самом широком смысле стиль — это устойчивая система способов и приемов, проявляющаяся в различных условиях существования человека. Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов и др.). По Е.А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле слова — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности. Стиль педагогической деятельности (СПД) — это характерные черты педагогического мастерства, традиционно складывающиеся в опыте учителей. Это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю. Различают общие и индивидуальные признаки педагогического стиля. К общим относят характерные черты педагогического мастерства группы учителей, к индивидуальным — те, которые характеризуют личное мастерство отдельных педагогов и связаны с их конкретными склонностями и способностями. В современной литературе можно встретить определение индивидуального стиля как характерного для данного учителя устойчивого сочетания задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частых особенностей, таких, как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опытом. При этом утверждается возможность изменения индивидуального стиля деятельности, поскольку он определяется соотношением задач и способов деятельности, а также то, что оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Известно, что в практике работы отдельного педагога может быть самое различное сочетание видов и типов стилей педагогической деятельности. Например, творческий стиль больше проявляется в обучающей деятельности, чем в воспитательной. В зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, профессиональных знаний и умений учителя может быстрее складываться тот или иной вид стиля педагогической деятельности. Процесс формирования СПД можно считать законченным при условии высокой степени выраженности трех групп качеств — про-фессиОнально-деловых, педагогического общения и личности учителя. 42! Формирование СПД учителя может проходить спонтанно и целенаправленно в процессе всей педагогической деятельности на базе имеющихся и постоянно меняющихся в процессе формирования профессионально-нравственных качеств. Эти качества, в зависимости от их направленности, могут либо содействовать, либо препятствовать становлению стиля, особенно если речь идет о формировании социально-типичного СПД. На уровне теоретического анализа классификация видов и типов стилей педагогической деятельности может быть представлена таким образом.
|