Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции. Ожидаемые результаты обучения СПД: достаточно полное представление у слушателей о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью и
Мотивационная. Коммуникативная. Проектировочная. Исследовател ьская Адаптирующая. Преобразующая. Ожидаемые результаты обучения СПД: достаточно полное представление у слушателей о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью и стремление к самооценке и совершенствованию стиля в последующей профессиональной деятельности. Программа по обучению педагогов СПД предусматривает решение последовательного ряда задач (Васильева Е.Ю., Л991). I раздел. Познание стиля педагогической деятельности как интегральной характеристики. Задачи: а) формирование понятия о СПД; б) развитие интереса к этой категории педагогического мастерства; в) пробуждение потребности в познании особенностей собственного стиля педагогической деятельности. Ожидаемый результат: у педагога появляется потребность в самооценке СПД на основе достаточно полного представления о месте и значимости СПД в овладении профессиональной деятельностью. Методы: лекция, беседа, анализ и самоанализ. II раздел. Познание себя как субъекта формирования СПД. Задач и: а) обучение приемам и способам формирования профессионально-нравственных качеств, характеризующих СПД; б) организация учебно-педагогической деятельности, способствующей актуализации и развитию СПД; в) формирование мотивов овладения СПД. Ожидаемый результат: педагоги активно включаются в процесс взаимодействия с педагогами по овладению не только необходимыми знаниями, но и способами поведения, характеризующими СПД. Методы: анализ и самоанализ; решение педагогических задач, профессиональный тренинг, лекция. Обучение педагога СПД способствует его профессионально-педагогическому становлению и является эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: — обучение строится с учетом личного опыта педагога и осознания значимости СПД в профессиональной деятельности; — обучение приобретает двусторонний характер взаимодействия психолога и педагога, выступающих в равной позиции субъектов педагогического процесса; — совместно с педагогом обсуждаются цели, содержание, технология и ожидаемые результаты обучения СПД; — в процессе обучения у них складывается достаточно полное представление о гуманистическом и творческом характере СПД и стремление к овладению необходимыми знаниями и умениями, характеризующими СПД; - процесс взаимодействия участников подготовки вызывает чувство взаимной и личной удовлетворенности достигнутым результатом; — личностным достижением курсового обучения является потребность в самооценке педагогом СПД как средства самоутверждения. Критерии и показатели обучения стилю педагогической деятельности: Критерии Показатели Осознание сущности Знание сущности и оценочные суж-и значимости СПД дения о роли и функциях СПД в профессиональном становлении учителя, самооценка СПД.' В качестве примера приведена методика первого и завершающего занятий. Занятие 1. Стиль педагогической деятельности в структ> -ре профессионального развития педагога. Основные задачи занятия: 1. Провести диагностику СПД педагога с целью определения преобладающих качеств личности. 2. Создать у слушателя представление об эталоне СПД. 3. Выявить ожидания слушателей от занятий и изучить п\ предложения по содержанию и формам их проведения. 4. Обосновать значимость СПД в профессиональной деятельности педагога. 5. Актуализировать проблему СПД и обеспечить готовность педагогов к эксперименту. Содержание занятия: Диагностика СПД педагога. Выявление ожиданий слушателей от подготовки и их предложений и вопросов (вопросник). Стиль педагогической деятельности (СПД): понятие, структура, функции, процесс и пути формирования. Подходы к классификации типичных стилей (В.Н. Сорока-Ро-синский, С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, А.А. Ходаков и др.) СПД в структуре профессионального развития педагога. Критерии и показатели СПД, уровни его сформированное™. Возможные формы проведения занятия: 1. Мониторинг. 2. Лекция-вуализация. 3. Беседа. 4. Анкетирование. Методические рекомендации: психолог заранее разрабатывает текст содержания бланков для мониторинга. Бланки заполняются и обрабатываются на занятии. Педагогам подробно объясняются результаты. Для выявления их ожиданий и предложений можно объединить педагогов в 3—4 микрогруптты с последующим изложением мнения от этой группы. Занятие 2. Основные пути совершенствования стиля взаимодействия педагога и воспитанников. Основные задачи занятия: 1. Систематизировать и конкретизировать знания о стиле взаимодействия педагога и воспитанников. 2. Способствовать формированию четкого представления о необходимости формирования комплекса профессионально-нравственных качеств для овладения стилем педагогической деятельности. Содержание занятия: Общее понятие о стиле взаимодействия. Стиль отношения педагогов с детьми. Характеристики устойчиво-положительного, пассивно-положительного, неустойчивого стилей отношения. Стиль деятельности педагогов в проявлении ориентации на различные аспекты педагогической деятельности: проектирующий — ситуативный; творческий — репродуктивный; практический — воспитательный; коллективистский — эгоцентрический. Стиль педагогического руководства: авторитарный, демократический, либеральный. Стиль педагогического общения. Методические рекомендации: занятие носит завершающий характер и проводится в форме лекции-беседы, где соединяются элементы лекции и семинара: психолог обращается к слушателям, поощряя их высказывания, комментируя эти высказывания и т.д. В то же время следует глубоко, логично и последовательно изложить материал. На занятии можно провести мониторинг по материалу всего прочитанного спецкурса. Слушатели выполняют творческое задание, цель которого заключается в составлении для себя рекомендаций по формированию СПД. Возможные формы проведения занятия: 1. Лекция-объяснение. 2. Лекция-беседа. 3. Творческая работа. 4. Мониторинг. 5. Педагогическая рефлексия.
|