![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стили педагогической деятельности как образцы (типы)
1. Творческий стиль педагогической деятельности 2. Гуманистический стиль педагогической деятельности. А.К. Марковой и А.Я. Никоновой принадлежит классификация стиля обучающей деятельности, в основе которой лежат его содержательные и динамические характеристики. К первым отнесены: преимущественная ориентация на отдельные фрагменты учебно-воспитательного процесса, т.е. на результаты или процесс обучения; степень адекватности планирования этого процесса; оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; рефлексивность — интуитивность. Динамические характеристики: гибкость — традиционность, импульсивность — осторожность, степень устойчивости по отношению к изменяющейся ситуации, уровень стабильности по отношению эмоционального отношения к учащимся, уровень требовательности, направленность рефлексии в неблагоприятной ситуации: на себя, на других, на обстоятельства. На этой основе выявлено четыре стиля обучающей деятельности: эмоционально-импровизационный и эмоционально-методичный (преимущественная ориентация на процесс обучения), рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный (ориентация на результаты обучения). Стиль воспитательной деятельности определяют как про-ективно-ситуативный (по характеру выдвигаемых задач); творчески-утилитарный (по способу их решения); коллективисте ко-эгоцентричный (по активности в общении с детьми). Стиль педагогического общения характеризуют как стиль управления детским коллективом (авторитарный, демократический, попустительский) и через отношение к детям (активно и пассивно положительный, активно и пассивно отрицательный). Проблема формирования и обучения учителя стилю педагогической деятельности вытекает из того значения, которое придают ей все исследователи. Так, ЕЛ. Климов полагает, что формирование индивидуального стиля деятельности есть один из путей профилактики неврозов и других заболеваний. К тому же индивидуальный стиль продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности. Благодаря усвоению ИСД повышается эффективность деятельности, усиливается положительная мотивация, изменяется личностный статус работника. Индивидуальный стиль деятельности служит способом реализации творческого потенциала учителя и существенно влияет на успешность его деятельности. Стиль — одно из главных условий профессионального мастерства учителя. Необходимыми условиями формирования индивидуального стиля деятельности считают: воспитание у всех членов коллектива положительной направленности и мотивов деятельности, инициативы и самостоятельности, преимущественное применение положительных оценок и коллективный стиль руководства. К важным условиям, имеющим отношение к формированию индивидуального стиля деятельности, также добавляют: учет особенностей эмоциональных реакций, самооценок и установок для обеспечения активной мотивации, а также психологическое просвещение обучающих и обучающихся, предполагающее ознакомление с закономерностями овладения трудовыми умениями и навыками, ходом становления и значением трудовых привычек. Становление индивидуального стиля деятельности протекает в двух формах — путем самовоспитания или в результате воспитывающего эксперимента {Васильева ЕЮ., 1997). Цели обучения СПД: развитие и актуализация профессионально-нравственных качеств личности педагога — деловых, общения и личности — в условиях обучения СПД. Деловые качества Целеполагание. Эрудиция. 45"? Мышление Интуиция Импровизация Наблюдательность Предвидение " Оптимизм Рефлексия и др, Качества общения Такт, эмпатия. Доброжелательность Справедливость. Общительность. Ответственность и др Качества личности Развитый интерес к другом) человеку. Уважение его неповторимости Стремление к индивидуальном^ СПД. Наличие целостной «Я-концепции» и адекватной самооценки Стремление к творчеству и др Технология обучения СПД опирается на различные принципы, выполняет различные функции и состоит из разных компонентов:
|