![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретическая справка
Быстрый рост и нарастание массы тела у ребенка первого года жизни связаны, с высокой активностью биохимических процессов в его организме и создают повышенную потребность в пищевых веществах. Однако анатомо-физиологические и функциональные особенности органов пищеварения в этот период таковы, что не всякая пища может быть хорошо обработана и усвоена. Если не учитывать этого, любое нарушение во вскармливании может повести к острому расстройству пищеварения. С пищей ребенок получает то количество веществ, которое необходимо для покрытия его основного обмена и восполнения энергетических затрат организма. Кроме того, с пищей ребенок получает пластический материал для построения новых тканей и восстановления разрушающихся клеток и тканей. Особенно большое количество пластического материала требуется детям в периоды интенсивного роста и в первую очередь на первом году жизни. Только за один год грудной ребенок увеличивает массу тела в 3 раза, а рост - в полтора раза. Такое быстрое увеличение массы и роста детей может быть обеспечено только интенсивным обменом веществ, что требует значительного поступления питательных материалов. Это хорошо иллюстрирует потребность в пище детей на 1-м году жизни. Например, ребенок первых месяцев жизни нуждается в сутки в 150 - 200 мл пищи на 1 кг массы тела. Представьте себе, сколько съедал бы в сутки взрослый человек, если бы его потребность в пище была бы равной потребности ребенка этого возраста. Это составило бы больше 12 литров пищи ежедневно. Детям на кг массы тела требуется значительно больше, чем взрослым белка, жира и углеводов. Этим объясняется особенность их обмена веществ. Так у детей для обеспечения их нормального роста и развития должен быть положительным азотистый баланс, тогда как у взрослого человека он находится в состоянии равновесия. При недостатке белка в пище у ребенка могут нарушаться процессы роста и даже психического развития, особенно если недостаток вводимого белка имеет место в первые 3 года жизни, когда на 80% формируется мозг человека. Для осуществления химических процессов в организме детям обязательно требуется вода. Потребность в воде меняется в зависимости от возраста. Чем моложе ребенок, тем больше его потребность в воде. Очень важным в естественном вскармливании являются психологические аспекты. У младенца, вскармливаемого грудью, возникает прочная ассоциация преодоления голода с восприятием матери. Высказывается предположение, что эти детские ощущения являются основой для пожизненного закрепления отношения к матери и основой будущего родительского поведения ребенка. С помощью тестов Бине-Сиона было показано, что более высокие показатели интеллектуального развития были у школьников, получавших грудное вскармливание в течение первых 4-9 месяцев, в сравнении со школьниками, рано переведенными на искусственное вскармливание. Грудное вскармливание является оптимальным комплексным методом и питания, и защиты, и стимуляции нервно-психического и интеллектуального развития ребенка. Сформировать и поддержать грудное вскармливание гораздо дешевле, чем производить огромное количество дорогостоящих молочных смесей, которые никогда не повторят женское молоко, уникальное по питательным и иммунологическим свойствам. Решение о переводе на смешанное или искусственное вскармливание, по мнению ведущего отечественного педиатра И.М.Воронцова, является таким же ответственным, как решение о проведении сложного хирургического вмешательства или химиотерапии высокого риска.
|