Диагностика кризисных ситуаций на предприятии
Тезисы
Критерии и содержание комплексной диагностики . Виды и методы диагностики несостоятельности организации. Показатели для оценки несостоятельности организаций и коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника; коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника; коэффициенты, характеризующие деловую активность должника. Их расчет. Международная практика определения и прогнозирования несостоятельности организаций в настоящее время.
10.1.
Критерии и содержание комплексной диагностики
Диагностика — определение состояния объекта (предмета, явления, процесса) посредством реализации комплекса исследовательских процедур.
Основные критерии диагностики:
- критерии эффективности производства, измеряются экономией от увеличения объемов производства, снижения накладных расходов, уменьшения транспортных расходов, экономией трудовых и сырьевых ресурсов;
- критерии маневренности производства, измеряются с помощью показателей резерва производственных мощностей, сбалансированности запасов (товаров, материалов), оценкой связей между технологическими функциями;
- критерии гибкости стратегии, оценивают способность предприятия реагировать на изменения окружающей среды; основные показатели: возможность изменения структуры производственных фондов и мощностей для производства новой продукции, стимулирование новаторства, научно- технический уровень производственных процессов; уровень квалификации кадров.
Дополнительные критерии диагностики — это критерии наличия ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информационных.
Содержание комплексной диагностики
В международной практике используются различные системы комплексной диагностики .
Целесообразно включать в комплексную диагностику организации следующие составляющие (этапы):
1. экономическая диагностика ;
2. функциональная (диагностика маркетинговой деятельности);
3. техническая ;
4. социальная ;
5. диагностика финансового менеджмента ;
6. диагностика менеджмента и организации ;
7. диагностика внешней среды ;
8. заключительная стратегическая диагностика (оценка стратегии предприятия).
Экономическая диагностика — это анализ финансового и производственного потенциала предприятия, себестоимости продукции (работ, услуг).
Функциональная диагностика определяет состояние коммерческой и снабженческой служб и включает следующие виды анализа:
- анализ результатов коммерческой деятельности: доля на рынке, конкурентоспособность продукции, рентабельность;
- изучение маркетинговой политики и плана маркетинга
: анализ качества продукции, ассортимента, цен; - оценка средств и организации коммерческой деятельности: анализ материальных средств, которыми располагает служба маркетинга, уровня квалификации работников этой службы и организация ее деятельности;
- аудит методов управления и контроля; разработка рекомендаций по повышению эффективности функционирования коммерческой службы;
- диагностика снабжения: оценка результатов, анализ управления запасами, политика снабжения, аудит-методы закупок и управления запасами.
Техническая диагностика — анализ технических достижений предприятия и его производственного потенциала проводится по следующим направлениям:
- техническая политика;
- средства и организация работы технических служб;
- методы управления производством;
- окружение производственной функции;
- экономические аспекты использования техники (фондоотдача и фондовооруженность) и проблемы функционирования предприятия.
Социальная диагностика — изучение возможностей кадрового потенциала предприятия и измерение его социальных достижений.
Диагностика функции финансового менеджмента — измерение качества финансовой политики и эффективности методов управления: анализ финансового состояния, изучение финансовой политики, оценка средств и организации этой функции, аудит методов учета и управления, анализ финансовой активности.
Диагностика менеджмента и организации — анализ и оценка результатов работы аппарата управления предприятием, изучение организационной структуры и общей политики, анализ стиля руководства и культуры организации.
Диагностика внешней среды — это изучение различных аспектов внешней среды: экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, административного, финансового и политического. Многие из этих аспектов анализировались на предшествующих этапах диагностики; здесь анализ дополняется и составляется заключение. Разрабатываются разные варианты рекомендаций в зависимости от различных прогнозов изменения внешней среды.
Диагностика стратегии , заключительный этап — исследуется соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.
Критические периоды — это моменты в жизни организации, когда резко сокращаются сроки принятия и реализации управленческих решений, а цена ошибочных решений возрастает. Выделим две группы таких периодов:
1. первые один-два года жизни предприятия, когда выявляется реальная ценность основополагающих идей создателей данного предприятия;
2. периоды реализации принципиальных решений — переход на новые виды продукции или на новые рынки, крупные инвестиции, глубокие организационные перестройки и т. п.
10.2.
|