![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация выполнения курсового проекта. Курсовой проект служит подготовительным этапом к дипломному проектированию
Курсовой проект служит подготовительным этапом к дипломному проектированию. При разработке курсового проекта студент использует методические пособия, справочные нормативные материалы [1-13], персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) и программные продукты «Альт-инвест», «Проект-эксперт» и «Альт-финансы». Работа предполагает консультационную помощь со стороны научного руководителя и самостоятельное развитие темы студентом. Курсовой проект выполняется и защищается в сроки, определенные графиком учебного процесса. Выполнение данной работы требует от студента знаний в области общей и специальной литературы по теме, умения увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложения по улучшению производства. Курсовой проект представляет собой реальный бизнес-план. Бизнес-план составляется в целях повышения эффективности и развития деятельности существующего предприятия или разрабатывается для вновь создаваемого предприятия. Возможная тематика курсового проекта охватывает широкий круг вопросов, поэтому структура каждой работы уточняется в зависимости от ситуации, условий и сферы деятельности предприятия, логики изложения. Тема курсового проекта должна соответствовать запросам и нуждам предприятия, на котором студент проходил практику или работает. Тема выбирается студентом самостоятельно во время прохождения профессионально-производственной практики и согласовывается с преподавателем. Желательно, чтобы тема работы соответствовала будущей теме дипломного проекта.
Методические указания По содержанию курсового проекта
Сущность, роль, цели и задачи бизнес-плана
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависит от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится. Состав бизнес-плана зависит также от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Бизнес-план нужен не только самому предпринимателю, но и его потенциальным инвесторам, а также будущим сотрудникам предприятия, которым небезынтересно будет с ним ознакомиться. Ценность бизнес-плана определяется тем, что он: - дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции; - содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприниматель действует на этапе становления предприятия; - служит важным документом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов. Потенциальных инвесторов в бизнес-плане интересует совершенно конкретный круг вопросов, в то время как для предпринимателя весьма полезный опыт дает уже сам процесс ответа на эти вопросы, поскольку заставляет его задумываться о доходах и расходах, даже если оценки их размеров основаны на предположениях. Предприниматель должен представлять, какие препятствия могут возникнуть на пути к успеху, критически оценивать собственные силы. Это позволяет подготовиться к трудностям и заранее наметить пути их преодоления. Прежде чем заняться составлением бизнес-плана, нужно собрать всю необходимую информацию об объеме спроса, производственных и финансовых потребностях. Необходимо также четко определить цели и задачи нового предприятия. Ценным источником информации могут стать публикации отраслевых ассоциаций, правительственные отчеты и статьи в научных журналах. В некоторых случаях оценить спрос несложно и самому. Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации, средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет (чаще на три-пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы - в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. В целом длительность действия бизнес-плана зависит от характера и масштабов деятельности предприятия. Срок плана был достаточным либо для полного завершения реализации разового проекта, либо для выхода на планируемую мощность производства и сбыта, определения сроков окупаемости вложений и их рентабельности. Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц). В нем речь идет о сущности проекта (вид деятельности, предлагаемые к производству и реализации товары и услуги), его обосновании (результаты рыночных исследований - состояние спроса и предложения, потребители, конкуренты, ниши на рынке, НТП и т.д.), обеспечении (производственный, маркетинговый и организационный планы), необходимых для реализации проекта средствах (объем, график и направления использования капитальных вложений, текущие издержки) и конечных финансовых итогах проекта. Круг пользователей бизнес-плана весьма широк. Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д. Во-вторых, это сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет им получить четкое представление о стратегических направлениях развития, а также о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия. В-третьих, это потенциальные инвесторы. Как отмечалось, для реализации проекта необходимы перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта. Именно эту задачу и должен решать бизнес-план. Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач: - четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения; - разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых, организационных программ и финансовых обеспечивающих достижение поставленных целей; - определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников; - выявления возможных трудностей и проблем; - организации системы контроля за ходом проекта; - подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта. Анализ первых пяти направлений использования бизнес-плана свидетельствует о том, что он необходим предпринимателю даже в случае, если участие стороннего капитала в проекте не предполагается. Для того, чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований: - быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок; - его объем не должен превышать 20-25 страниц; - носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, интересующую инвестора; - опираться на реальные факты; - иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей; - иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития; - обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы; - иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, сроков и показателей. Структура бизнес-плана не является жестко регламентированной как в России, так и за рубежом. В бизнес-плане для наглядного представления информации можно представить графики, диаграммы и т.д. Структура и содержание бизнес-плана
Курсовой проект включает следующие элементы: - Титульный лист курсового проекта - Задание на контрольную работу - Титульный лист бизнес-плана - Аннотация - Содержание - Меморандум о конфиденциальности - Резюме - Описание предприятия, отрасли и продукции - Анализ рынка сбыта и основных конкурентов - План маркетинга - Организационный план - Производственный план - Финансовый план - Оценка эффективности инвестиционного проекта - Анализ рисков - Социально-экологические аспекты - Выводы - Приложения
Содержание разделов бизнес-плана
|