Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка»Стр 1 из 6Следующая ⇒
ГЛАВА 5 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ Введение Академик В.В.Виноградов назвал грамматический строй «организующим центром языка». Благодаря грамматике человек получил возможность использовать язык как средство общения и передачи мыслей, накопления общественного опыта. Овладение грамматически правильной речью вызывает у детей много трудностей. Они объясняются не только возрастными закономерностями нервной деятельности, но и сложностью грамматической системы русского языка, имеющей много нетипичных, единичных, по словам А.Н.Гвоздева, «стоящих особняком» форм, т.е. тех исключений из правил, которые подвергаются в речи ребенка вытеснению. До 1950 года формированию грамматической правильности речи уделялось недостаточно внимания. Решение этой задачи тесно связывалось с обогащением словаря детей или развитием связной речи. В 50-е годы появляются статьи научных работников вузов и НИИ, публикации из опыта работы воспитателей, посвященные этой проблеме. В них раскрываются задачи, содержание и методика обучения грамматически правильной речи (формы и приемы работы). Проводятся специальные психологические исследования (Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.В.За-харова, В.И.Ядэшко и др.). Фундаментальным трудом в этой области является работа А.Н.Гвоздева «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» (1961), посвященная выяснению «того, как ребенок овладевает русским языком, как складывается система языка со всем характеризующим ее многообразием грамматических явлений; как возникают, создаются отдельные грамматические категории». А.Н.Гвоздев изучил процесс формирования грамматического строя от появления первого слова до овладения связ-
ной речью. Его работа представляет систематический анализ всех сторон грамматического строя: синтаксиса, морфологии, словообразования. Основу трудов А.Н.Гвоздева составляет дневник повсе-дневных семилетних (с 1 года 8 месяцев до 9 лет) наблюдений за речью и развитием познавательной деятельности его сына Жени (погибшего в 1941 году на войне). А.Н.Гвоздев расширил фактическую базу науки о языке данными по детской речи. Его исследования легли в основу дальнейшей разработки теории развития детской речи в психологическом, педагогическом и методическом аспектах. Закономерности освоения грамматического строя речи были раскрытые работах С.Л.Рубинштейна, Ф.А.Сохина, А.М.Шахнаровича и других. В данной хрестоматии содержится отрывок из XI главы «Основ общей психологии» (М., 1989. Т. I). С.Л.Рубинштейна под названием «Структура речи», где он рассматривает процесс формирования предложений на ранних стадиях. Для понимания процесса развития грамматического строя речи у детей большое значение имеют исследования ФАСохина, М.И.Поповой, Ф.И.Фрадкиной и других психологов. Ф.А.Сохин показал, что речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения речевых образцов. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития — обобщение языковых и речевых явлений. Именно оно составляет ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым. В.И.Ядэшко изучила психологические особенности формирования предложений в речи детей. Она сделала вывод о том, что увеличение объема предложений — объективный показатель развития мышления детей. В ее работе анализируется экспериментальный материал процесса обобщений и отвлечений в речи детей в связи с использованием отдельных грамматических форм. Студентам предлагается заключение из книги В.И.Ядэшко «Развитие речи детей от трех до пяти лет» (1966). В 70-е годы формирование грамматического строя речи Дошкольников было предметом исследования М.М. Кониной. Она доказывала необходимость работы с детьми не
только над синтаксисом, но и над морфологией, поскольку усвоение морфологической стороны речи вызывает значительные трудности, а синтаксис, которым пользуются дети, довольно прост. М.М.Конина уточнила задачи, разработала содержание и методику работы с детьми по этому разделу программы. В хрестоматии помещено содержание неопубликованного доклада, прочитанного ею на научной конференции МГПИ им. В.И.Ленина в 1978 году. За последние годы значительно повысился научный интерес к педагогическим проблемам формирования грамматически правильной речи. Проведены исследования, направленные на разработку методики формирования сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников (М.СЛаврик, 1977) и словообразовательных знаний и умений (А.Г.Тамбовцева, 1983; Г.И.Николайчук 1990). А.Г.Тамбовцева (Арушанова) изучила особенности стихийно складывающихся лексико-грамматических обобщений у детей; разработала содержание и методы обучения, обеспечивающие усвоение объема мотивированных (образованных от других) слов и самого способа словообразования, показала связь усвоения грамматики с когнитивным развитием. Материал по этой проблеме можно найти в ее статье «Взаимосвязь речетворчества и умственного развития» (1984). А.Н.Гвоздев
|