Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Измерение в психологическом исследовании 4. 1. Понятие об измерении.Стр 1 из 2Следующая ⇒
(А.Ф. Корниенко Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие./ Казанский пед. ун-т, Казань, 2000. – 258 с.)
Проблемами, связанными с теорией и практикой измерений в психологии, занимается особая область психологической науки, называемая психометрией.
О В более узком смысле, измерение есть определение наличия и степени выраженности какого-либо свойства (качества) объекта или его признака. Согласно С.С. Стивенсу измерение - это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.
Объективной основой для измерения является то, что всякое качество имеет определенную количественную меру. В философии качество рассматривается как существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом и отличается от других. Своеобразие качества обусловливает различия между объектами не подобными друг другу. Количество есть характеристика (мера) качества, которая опрелляет различия между подобными объектами. Поэтому, в принципе. любое качество п его количественная мера могут быть определены (измерены), если, конечно, на данном этапе развития науки для такого измерения существуют (уже разработаны) соответствующие методологические, методические и технические средства.
По форме своего выражения признаки подразделяются на: - качественные (атрибутивные) - количественные. Атрибутивный признак указывает на наличие определенного свойства, количественный признак - показывает меру выраженности этого свойства. Например, пол человека, профессия, семейное положение – атрибутивные признаки Возраст, уровень интеллекта - колличественные ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. Тем не менее, можно выделить отдельные принципы, правила измерения, совокупность которых составляют шкалу измерения. Шкала измерения - это правило, по которому рассматриваемому признаку присваивается определенное числовое значение. Шкала ( в переводе с лат. - лестница) - определенный измерительный инструмент. В теории измерений выделяются 4 типа шкал: Шкала наименований (номинальная или номинативная шкала) Это самая простая шкала. Измерение состоит путем классификации объектов по определенным признакам (как правило, по атрибутивным признакам).
Каждому классу в классификации объектов присваивается некоторый номер или дается некоторое имя, название Соответствующее числовое значение или имя приписывается объекту в зависимости од того, к какому классу объектов он принадлежит или относится. Числа в шкале наименований используются лишь как символы для определения принадлежности о5ъекта к определенному классу. В связи с таким символическим назначением число, приписываемому объекту (признаку), может быть заменено на любое другое и даже на любой другой символ, например, на какую-либо букву. Главное требование при таком состоит в том, чтобы вновь вводимые символы не повторялись. Разным объектам должны быть приписаны разные символы.
Простейший случай номинальной шкалы - дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух классов. например: мужской пол женский пол’, единственный ребенок в семье неединственный, имеющий братьев или сестер, успевающий – неуспевающий.
Более сложным вариантом номинальной шкалы является шкала с тремя и более классами, например: ‘экстрапунитивные - интрапунитивные- импунитивные реакции. Холерик, флегматик, - сангвипик - меланхолик”,
|