Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шкала интервалов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Обладая всеми свойствами порядковой шкалы, шкала интервалов имеет дополнительные возможности. Она отличается тем, что определяет не только наличие различий объектов по измеряемому признаку, но и степень различия. Минимальная степень различия, определяемая в шкале интервалов принимается за единицу измерения. Поскольку единица измерения, по существу, представляет собой атрибутивный признак, ей можно дать определенное наименование. Обычно, если есть такая возможность, стараются использовать известные общепринятые наименования.
В отличие от шкалы интервалов шкала отношений (или пропорциональная шкала) позволяет определять не только насколько отличаются объекты по измеряемому признаку, но и во сколько раз один
Шкала отношений практически не используется, поскольку трудно найти такое психическое явление, для характеристики проявлений которого можно выделить параметры, имеющие нулевые значения в абсолютном, а не относительном смысле.
Тем не менее, попытки создать особую шкалу типа шкалы отношений для использования ее в психологических исследованиях предпринимались неоднократно. Г Раш (О. 1асii. 1960). в частности. предложил такого рода шкалу для измерении интеллектуальных способностей человека.
ВИДЫ ИЗМЕРЕНИЙ. Критериальное Ипсативное Нормативное измерение предполагает сравнение индивидуальных значений измеряемого показателя с некоторой нормой, получаемой, как правило, путем усреднения соответствующих значений показателя по достаточно большой группе испытуемых. При таком измерении и оценка индивидуального значения показателя оказываются зависимой от значений этого показателя у других испытуемых. Индивидуальное значение может рассматриваться как высокое в сравнении с одной выборкой испытуемых и как низкое - в сравнении с другой. (Тест Д. Векслера)
Критериальное измерение основано на прямой оценке индивидуального значения показателя без учета соответствующих значений показателя других испытуемых. Сравнение осуществляется с независимым стандартом (критерием), определяемым из рассмотрения содержания тестовых заданий и возможных уровней их выполнения данный вид измерения используется в педагогической практике для оценки знаний, умений и навыков учащихся а также в профессиональном отборе.
Примером критериального измерения может быть, например, измерение уровня умственного развития или уровня усвоения учебного материала с помощью известных тестов ШТУР, ШТОМ.
Если нормативное измерение направлено, главным образом, на выявление индивидуальных различий, и в этом смысле должно стремиться по возможности к максимальному различению индивидуальных значений показателя, то критериальное измерение не предполагает достижение значительной дисперсии. Более того, результаты тестов и других измерительных процедур, используемых при критериальном измерении, могут давать очень малую дисперсию, и это будет свидетельствовать лишь о том, что каждый из испытуемых достичь примерно одинакового уровня компетентности в области знаний, умений и навыков, определяемой заданным критерием.
Ипсативное измерение предполагает оценку индивидуального значения показателя с, так называемой, индивидуальной нормой, т. е. с нормой, характерной для самого индивида. При ипсативном измерении оцениваются, следовательно, не межиндивидуальные соотношения показателей, а внутрииндивидуальные. Например, ответы отстающего ученика оцениваются не по отношению к ответам отличников, а по отношению к ею же ответам, зарегистрированным ранее. Соответственно и ответы отличника оцениваются по отношению к его же ранее зарегистрированным ответам, а не в сравнении с ответами других, в том числе, и отстающих учеников. Поэтому плохой результат, показанный успевающим учеником, несмотря на то, что по своим показателям он не хуже результата неуспевающего ученика, при ипсативном измерении может иметь оценку более низкую по сравнению с соответствующей оценкой результата неуспевающего ученика. При нормативном и критериальном измерениях более высокие абсолютные значения измеряемого показателя в сравнении с более низкими всегда оцениваются выше.
· цель измерения скрыта от испытуемого (что не позволяет ему фальсифицировать результаты измерения) · данные, полученные с ее помощью могут быть оценены независимо от лица, проводящего измерение и интерпретацию.
Таким образом, под объективностью измерительной процедуры (измерения) понимается независимость получаемых с ее помощью результатов от двух факторов: · от воли и установок испытуемого, · от воли и установок исследователя, производящего измерение и интерпретацию результатов
Для оценки сложности проблемы объективности измерительной процедуры необходимо рассмотреть динамику тех внутренних психических процессов, которые протекают в ходе измерения в психике субъекта, производящего измерение.
Рассмотрим подробнее влияние испытуемого · заданий, предъявляемых испытуемому, · воздействий, оказываемых на испытуемого, · ситуаций, в которые ставится испытуемый. Эта совокупность заданий, воздействий, ситуаций, так или иначе, призвана спровоцировать проявление того свойства или качества, интересующего исследователя. Это позволит исследователю измерить выраженность изучаемого свойства или качества. Свойства и качества, интересующие исследователя, могут проявляться у испытуемого лишь в определенных его поведенческих актах: движениях, действиях, высказываниях.
Однако, поведение испытуемого определяется не только совокупностью внешних воздействий, которые оказывает экспериментатор, но и другими факторами (в том числе и субъективными, например, отношением к заданию)
Если бы действительно можно было подобрать такую измерительную процедуру, которая независимо от возможных субъективных влияний испытуемого приводила бы к ожидаемым результатам (т. е. к таким результатам, которые характеризуют действительную меру измеряемого качества или свойства), то тогда эта совокупность и эта измерительная процедура могла бы считаться объективной. В сознании исследователя также протекают внутренние субъективные процессы, которые могут оказывать влияние, как на результаты измерения, так и на выводы, которые из них следуют. Исследователь, зная о характере и целях измерительной процедуры, видит за внешними поведенческими актами испытуемого поведенческие признаки (проявления) исследуемых качеств, чего не знает и не видит испытуемый. В результате в сознании исследователя создается модель личности испытуемого и на ее основе вырабатываются представления о том, какой должна быть совокупность заданий, воздействий, ситуаций) Таким образом, формирование системы воздействий, характер восприятия и интерпретации результатов измерения оказываются в зависимости от особенностей личности исследователя, от его осознаваемых и неосознаваемых установок. Например, при измерении объема памяти задание на запоминания списка слов и соответствующая шкала количества запомненных и воспроизведенных слов вполне адекватны измеряемому показателю. Поэтому измерительная процедура, согласно которой испытуемому предъявляются для запоминания и последующего воспроизведения ряд слов и затем фиксируется количество слов, которые он способен воспроизвести, может рассматриваться как обладающая содержательной валидностью в отношении измерения объема памяти.
НАДЕЖНОСТЬ. Если, например, на выборке из испытуемых производится измерение объема памяти по шкале, имеющей всего три градации низкий, средний, высокий, то, скорее всего, в каждой группе испытуемых, несмотря на то, что они отнесены к одной группе, найдутся испытуемые все-таки отличающиеся между собой по измеряемому показателю. Следовательно, данная измерительная шкала с тремя градациями недостаточно четко различает испытуемых по показателю объема памяти, или, другими словами. данная измерительная процедура обладает низкой дискриминативностью. Понятие дискриминативности непосредственно соотносится с понятием чувствительности измерительной процедуры и с уровнем вариативности значений измеряемого показателя. Чем выше вариативность значений измеряемого показателя тем выше дискриминативность измерительной процедуры. С другой стороны, высокая степень вариативности значений показателя является предпосылкой низкой надежности измерительной процедуры. Следовательно, дискриминативность измерительной процедуры в какой-то степени противостоит ее надежности, что приводит к возникновению так называемого психометрического парадокса. Психометрический парадокс наиболее ярко проявляется при использовании личностных опросников и других измерительных процедур, характеризующихся множественностью заданий. Суть его состоит в том, что вопросы (утверждения, задания), имеющие высокий показатель дискриминативности, являются неустойчивыми по отношению к повторному обследованию, и, наоборот
|