Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика основных особенностей доарийской цивилизации в долине Инда (Мохенждо-Даро и Хараппы). Религия протоиндийской цивилизации.






Протоиндийская религия как один из самых древних источников индуизма. Религия протоиндийской цивилизации достигла расцвета в 4-3 тыс. до н.э., т.е. задолго до прихода в Индию племен ариев. Основными центрамиэтой цивилизации были города Мохенджо-Даро и Хараппа.

По мнению некоторых исследователей, истоки протоиндийской религии следует искать в сельских культурах Белуджистана и Афганистана, которые были частью большой региональной системы в западной Азии, включавшей в себя сельские культуры южного Туркменистана и эламскую культуру юго-западного Ирана. Основной чертой религии этого западно-азиатского региона признается отчетливый акцент на идее плодородия, связанный с культом женского производительного начала.( наличие большого количества найденных в этом регионе глиняных и терракотовых женских фигурок - вероятно, использовались в обрядах плодородия и исполняли магическую функцию ).

Характерно, что с женскими фигурами часто соседствуют изображения змей, связь которых с культом плодородия общеизвестна. Подобные изображения до сих пор встречаются у дравидских народов, живущих на юге Индии. Не вызывает сомнения то, что культ змей – явление в своих истоках, безусловно, не арийское, а аборигенное, автохтонное.

Общая линия развития протоиндийской религии от примитивных земледельческих культов к более или менее упорядоченной системе верований и культа, видимо, была связана с процессом складывания городской культуры, с разрастанием жреческой социальной прослойки. Одновременно происходило усложнение мифологии, складывались массовые, публичные формы ритуальной практики.

В западной части Мохенджо-Даро возвышалось сооружение крепостного типа, которое первоначально ученые именовали «цитаделью»-предположительно место массовых официальных ритуалов.В центре этого комплекса – т.н. «Большой бассейн», наличие которого свидетельствует о совершавшихся здесь омовениях, носивших скорее всего ритуально-очистительный характер.

Нелегко составить и представление о пантеоне богов протоиндийцев.До нас дошло изображение на печати их верховным божества, «владыка мира», который изображен с буйволиными рогами на голове, сидящий на своего рода троне в окружении четырех животных. Вследствии этого можно предположить о наличии у протоиндийцев развитого культа буйвола, сопряженного с идеей верховной власти.Культ буйвола сохранился в Индии и до настоящего времени, причем он характерен в основном для дравидоязычных народов (телугу, тамилы, малаяли, каннара, гонды, ораоны и др.), проживающих в основном на юге страны.Буйволиную природу имеют и некоторые мифологические персонажи, играющие немаловажную роль в культовой практике южных народов Индии. Судя по дошедшим до нас изображениям(рядом с верховным божеством в виде буйвола иногда показана фигура женщины), центральную часть культовой практики протоиндийцев составляло поклонение именно богине. Дерево, рядом с которым помещена богиня (на некоторых печатях – в образуемой им арке), изображено весьма достоверно: это ашваттха, или пипал – баньяновое дерево (Ficusreligiosa), одно из самых почитаемых в Индии. Листья ашваттхи представлены и в других композициях, не оставляющих сомнения в том, что это дерево и в протоиндийские времена было священным и имело культовое значение.

К этому можно добавить одно любопытное свидетельство, взятое из древнеиндийской эпической поэмы «Махабхарата». Как показали российские индологи Я.В. Васильков и Н.В. Гуров, содержащееся в ней (в части, называемой «Карнапарва») описание некой страны Араттыможно приложить к региону протоиндийской цивилизации. Один из героев эпоса, Карна, выражающий здесь точку зрения арийского мира на жизнь чужого народа, с презрением говорит о царящих в этой стране нравах и обычаях.

Среди содержащихся фактов можно отметить сакральный характер царя и совмещение им функций правителя и жреца, связь царской власти с идеей плодородия, культ священных деревьев. Кроме того, выявляются экстатический характер богопочитания у араттцев и наличие оргиастических форм культа с сильным элементом эротики, с возбужденным пением и плясками, что сильно напоминает реальную культовую практику дравидов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал