Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брахма как созидающее начало и космология






Бархма не упоминается в ведах. В качестве творца вселенной и всего сущего он появляется в космологии Ману-смрити и в пуранах. Брахма, следуя предписанной ему в индуизме функции, оказался именно тем богом, который создал мир, т.е. трансформировал первоначальное единство Высшей Реальности и Вечности в многообразие всего живого и преходящего. Иными словами, он сдалал как раз обратное тому, к чему стремятся религиозно активные слои индусов и что считается высшей и конечной целью индуизма – обретение мокши, т.е. слияние индивидуальной души с божественным Абсолютом и растворение в Вечном и Едином. Брахма как непременный, и даже первый член Тримурти был необходим – без него ничего бы не было. Однако заслуги Брахмы перед человеком и миром живых существ, обреченных на страдания в мире сансары, с точки зрения религиозно-философских представлений индийцев были не очень значительными, а других функций и достоинств у этого бога не было. Он стал кем-то вроде персонификации абстрактного Брахмана, но если к Брахману стремились все аскеты и йоги, то к Брахме никто особенно не стремился. Именно поэтому культ Брахмы не получил широкого распространения – в его честь в Индии построено всего два храма, а в повседневных обрядах и ритуалах о нем, как правило, не вспоминают. Непопулярность Брахмы усиливается еще и тем фактом, что он неразборчив в раздаче даров и благословений и часто дарует демонам (Хираньякашипу, Тараке, Раване и другим) неимоверные силы и непобедимость, что вызывает хаос во вселенной и вынуждает Вишну и великую богиню Деви приходить на землю и восстанавливать порядок.

С Брахмой связан и еще один, более популярный миф о сотворении мира, на основе которого выстраивается вся космологическая система индуизма и буддизма. В первобытных водах вселенского океана появилось «золотое яйцо», или космическое «яйцо Брахмы» (Брахманда), в котором он находился. Проведя в яйце год (отсюда и представление о «годе Брахмы»), он силой своих мыслей и духа разделил яйцо на две половины, из которых образовались небо и земля, а между ними – воздушное пространство. Далее появились 5 элементов (вода, огонь, земля, воздух и эфир), мысль, а еще позже – боги, жертвоприношение, три веды, звезды, время, горы, равнины, моря и реки; затем появились люди и чувства (речь, страсть, гнев, радость, покаяние), и набор противопоставлений (жар-холод, сухость-влага, горе-радость, и т.д). Потом сам Брахма разделяется на две части – мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые и демоны. Все живое, весь мировой порядок контролируется, управляется и направляется Брахмой. Он, собственно, и является воплощением творческого принципа существования, персонификацией Абсолюта (Брахмана) как высшего объективного начала, из «оплотнения» которого возник весь тварный мир; и в этой связи Брахме противостоит индивидуализированное и субъективное начало – атман.

Вселенная, созданная Брахмой из космического яйца, представляет собой сочетание трех миров – неба, земли и подземного мира, каждый из которых делится на собственные миры - лока, расположенные один над другим. Верхний мир разделен на 7 миров – 6 небесных и 1 земной; а нижний - на 14 миров: 7 миров поздемного царства (патала) и 7 миров ада (нарака) – итого 21 мир.

По одной версии, в самом центре земли (бхурлоки), на «золотой земле» Васумати, стоит золотая гора Меру – центр всего мироздания. Вокруг горы Меру вращаются солнце, луна, планеты и звезды. На вершине Меру находится Вайкхунтха, райская обитель Вишну и Лакшми, в которой пребывают небесные божества, небесные певцы и музыканты, другие небожители; а на ее южных склонах, рядом с Вайкхунтхой, расположен рай Кришны Голока, куда переносятся после смерти приверженцы Кришны в виде коров, животных и птиц, а наиболее преданные – в виде пастухов и пастушек, которые присоединяются к небесному танцу Кришны и живут в прекрасных рощах и беседках. Священная река Ганга стекает с небес сначала на Меру, а потом – вниз, на землю.

Брахма изображается сидящим в лотосе, произрастающим из пупка Вишну. У него красная кожа, четыре лика и четыре или восемь рук, в которых он держит четыре веды, жезл, ложку для совершения жертвоприношений, сосуд с водой из Ганги, четки, иногда цветок лотоса. Одна рука обращена открытой ладонью к зрителям в жесте защиты и покровительства.

Сотворив мир, Брахма пребывает в медитации в своем царстве Брахмалока, куда после смерти попадают души праведников. Средством передвижения (ваханой) Брахмы является белый лебедь (или гусь), который, в силу того, что он свободно передвигается и по суше и по воде, и по воздуху, является символом высшего знания и духовной свободы. Его дальнейшие миграционные перелеты ассоциируются в индуистской мифологии со стремлением души к освобождению, с ее свободным полетом к Высшему Источнику, Брахману.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал