Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус РФ.
1. Состав субъектов РФ (ч. 1 ст.5, ст.65). Субъекты всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке, что указывает на их равноправие (равные права и обязанности по отношению к Федерации и друг к другу). Отсутствует сецессия, т.е. право выхода из Федерации. Не исключается возможность расширения состава субъектов Федерации (если население какого-либо государства или территории изъявит желание быть принятым в РФ; если новый субъект Федерации образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов Федерации). Конституционный закон, регулирующий данные процессы пока не принят. 2. Территория РФ (ст.67). В конституционном праве России есть понятия «территория РФ» и «территория субъекта Федерации». Первое понятие включает в себя территории ее субъектов. Под территорией понимается не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов. Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море – это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство включает в себя высоту до 100 км. Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Но по сложившемуся обычаю они входят в понятие государственной территории. К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Охрана территории, континентального шельфа и исключительной зоны входит в ведение федеральных властей. 3. Государственный язык (ст.68). Русский. 85% населения – русские. Не исключается право республик устанавливать свои государственные языки. Они употребляются наряду с русским языком. Однако республик всего 21, а народов гораздо больше. В местах компактного проживания нац. групп допускается использование их языка в местном официальном делопроизводстве. Гос.программы предусматривают финансирование и др. меры, направленные на сохранение и развитие языков народов России.
1. Таможенная (ст.8), денежная (ч.1, 2 ст.75) и налоговая (ч.3 ст.75) системы. РФ – единый рынок. Не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Единая денежная система, единица – рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ, который осуществляет защиту и обеспечение рубля. Правом на введение налогов обладают как сама Федерация, так и ее субъекты. На федеральном уровне только закон может устанавливать систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет. Федеральным законом определяются также общие принципы налогообложения и сборов. Следовательно, субъекты Федерации, обладая правом на введение налогов, обязаны делать это в соответствии с общими принципами, установленными для всей страны.
2. Предметы ведения РФ (ст.71, 72). Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая состоит в установлении: а) исключительной компетенции органов власти федерации и ее субъектов; б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов; в) исключительной компетенции субъектов федерации. РФ следует этой практике (ст.71, 72, 73). Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреплены в 18 пунктах ст.71 Конституции РФ, можно разделить условно на несколько групп. Предметы исключительного ведения Федерации (ст.71) Ø Вопросы государственного строительства; Ø Вопросы регулирования экономики и социального развития Ø Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности Ø Вопросы обороны и охраны границы Ø Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы; Ø Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.; Ø Государственные награды и почетные звания РФ. Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Ø Вопросы государственного строительства и защиты прав и свобод; Ø Вопросы регулирования экономики и социального развития; Ø Вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы; Ø Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ.
6 Правовая система РФ (ст.76). Конституция РФ – ядро всей правовой системы РФ, она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Федеральные законы обладают приоритетом над правовыми актами субъектов Федерации. Единство правопорядка на всей территории России при сохранении широких прав субъектов Федерации в пределах своей компетенции. По предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Федерации. По предметам совместного ведения издаются только федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
7 Организация исполнительной власти (ч.2 ст.77). Единая система исполнительной власти, состоящая из органов испол. власти Федерации и ее субъектов. Но эта система образуется только в пределах исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. В этих пределах правительства и министерства субъектов находятся в отношениях подчинения с правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами. По вопросам полномочий субъектов эти органы действуют независимо от федеральных органов.
8. Государственные символы. Ст.70 Конституции РФ гласит, что 24. Государственные флаг, герб и гимн РФ, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом Статус столицы РФ г. Москвы устанавливается федеральным законом
|