Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система органов и учреждений прокуратуры.
В ч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплен один из важнейших принципов организации органов прокуратуры – органы и учреждения прокуратуры составляют единую централизованную систему. В соответствии со ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации Между тем, 27 сентября 2010 г. Президент РФ внёс в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации». Согласно справке Государственно-правового управления Администрации Президента РФ, «двухлетняя практика деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации показала необходимость более чёткого разграничения функций прокурорского надзора и предварительного следствия. Функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры Российской Федерации, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан. В законопроекте определяются задачи, принципы и организация деятельности Следственного комитета, система Следственного комитета, порядок прохождения службы в Следственном комитете, правовое положение, материальное и социальное обеспечение работников Следственного комитета, особенности организации и обеспечения деятельности военных следственных органов Следственного комитета, а также финансовое и материально-техническое обеспечение Следственного комитета». Указом Президента РФ от 27.09.2010 № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации создается Следственный комитет Российской Федерации. Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Его возглавляет Председатель Следственного комитета Российской Федерации. Работники Следственного комитета Российской Федерации до вступления в силу федерального закона о Следственном комитете Российской Федерации и проведения организационно-штатных мероприятий продолжают исполнять служебные обязанности по ранее замещаемым в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации должностям; Следовательно, система прокуратуры включает в себя: органы прокуратуры и учреждения прокуратуры. Система органов прокуратуры имеет трехзвенную структуру: · Генеральная прокуратура РФ – 1 уровень; · прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры – 2 уровень; · прокуратуры городов и районов и другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры – 3 уровень. В систему прокуратуры РФ, помимо органов прокуратуры, входят учреждения прокуратуры – научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами. В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве согласно установленному административно-территориальному делению созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действуют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. В ряде республик – субъектов Федерации прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального деления (административно-территориальными единицами в Якутии являются улусы, в Тыве – кожууны и т.д.). Однако прокуратуры в них создаются на правах районных (городских). Особенность прокуратуры РФ как единой федеральной централизованной системы проявляется в требовании закона о том, что образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам. В систему входят не только структурные элементы, но важную роль играют взаимосвязи этих элементов. Система органов и учреждений органов прокуратуры Российской Федерации строится на отношениях строгой подчиненности нижестоящих органов вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В них проявляются субординационные отношения. Но системные элементы увязаны и по горизонтали через координационные отношения. В этом случае речь идет о взаимодействии органов прокуратуры одного уровня. В системе органов прокуратуры в определенной степени развиты и ре-ординационные отношения. Это означает, что прокуроры нижестоящие в случае необходимости вправе для решения функциональных задач обратиться к вышестоящим прокурорам и последние обязаны принять решения по существу обращения. Например, прокурором района собран необходимый материал для обращения в арбитражный суд. Действуя в соответствии с компетенцией, этот материал с проектом искового заявления (заявления) направляется прокурору субъекта РФ для внесения его в арбитражный суд. Прокурор района лично не может обратиться в арбитражный суд, поскольку районных арбитражных судов нет. Поэтому он обращается к компетенции прокурора субъекта РФ. Таким же образом прокурор района действует при необходимости внесения, например, представления об устранении нарушений закона в адрес федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ.
|