![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет платы за воду
Плата за воду является формой финансового контроля государства экономического стимулирования мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану водных ресурсов. Плата за воду входит в себестоимость продукции промышленных предприятий. Тарифы определены с учетом основных затрат водохозяйственных систем с учетом рентабельности их основных фондов. Плата за воду способствует повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий с учетом факторов охраны окружающей среды. Кроме решения актуальной задачи — создания хозрасчетных взаимоотношений между предприятиями, связанными с водным хозяйством, плата за пользование водой позволит накапливать средства для реализации их в водоохранных целях. Предложены различные методы определения цен на воду. Общим во всех случаях платы за воду является то, что материальную основу составляют фактические эксплуатационные издержки водохозяйственных систем. Однако методы расчета платы и принципы ее взимания еще не унифицированы. В РФ установлены официальные тарифы на воду, забираемую промышленными объектами из водохозяйственных систем. Плата за воду вносится промышленными предприятиями (объединениями) всех отраслей экономики в доход государственного бюджета. Плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, не взимается с предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (независимо от их ведомственной подчиненности). Коммунальные водопроводы, забирающие воду из водохозяйственных систем и снабжающие ею промышленные предприятия, вносят в доход государственного бюджета за воду, подаваемую для нужд промышленных предприятий. На указанную сумму соответственно увеличиваются платежи промышленных предприятий коммунальному хозяйству. Тарифы на воду установлены за 1 м3 потребляемой воды. Оплате подлежит весь объем забираемой воды. При потреблении воды промышленным предприятием в пределах лимита плата на воду взимается по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. За сверхлимитный забор воды плата за воду взимается в пятикратном размере. При заборе воды предприятиями теплоэнергетики, использующими воду на нужды охлаждений агрегатов (возвратное водопотребление), применяются два вид тарифов: за водопотребление в пределах лимита забора воды плата производится по тарифу, составляющему 30 % - ю величину тарифа; за сверхлимитный забор воды плата производится по тарифу, установленному для данной водохозяйственной системы. Реализацию платы за воду в промышленности следует рассматривать как важный шаг в экономическом стимулировании -рационального использования водных ресурсов. Взимание платы за воду, используемую в промышленном производстве, в определенной мере стимулирует соблюдение норм водопотребления, предотвращает расточительное использование воды, снижает потери, вызванные бесконтрольным ее потреблением, но не обеспечивает получения максимально возможных народнохозяйственных результатов от эксплуатации водных источников. Плата учитывает водохозяйственные затраты, наиболее легко поддающиеся калькуляции. В водоизбыточных районах, где потенциальные возможности источников используются лишь частично, такой подход вполне оправдан. Охрана водных ресурсов от загрязнения пока слабо стимулируется экономическими методами. Недостаточно разработана система тарифов за сброс сточных вод в канализационную сеть в зависимости от характера и степени загрязнения водных ресурсов. Целесообразен учет следующих видов оплаты: за очистку стоков на центральных или районных очистных сооружениях; сброс недостаточно очищенных сточных вод в реки и водоемы маловодных, густонаселенных промышленных районов, где проводятся мероприятия по охране водных ресурсов; за сброс недостаточно очищенных сточных вод в реки, водоемы и моря с использованием их самоочищающей способности. Например, тариф за очистку стоков на очистных сооружениях определяют по формуле Ц = И + χ (l + l1) +l2k Пф± Л, (7.47) где И — издержки эксплуатации при очистке стоков; χ — оплата труда; l — норма чистого дохода, пропорциональная оплате труда; l 2 — норма чистого дохода, пропорциональная основным и оборотным производственным фондам; k — коэффициент, учитывающий эффективность фондов; Пф — производственные фонды; Л — надбавки к тарифу или льготы за улучшение экономических параметров работы очистных сооружений. Надбавку за различие загрязненности сточных вод, поступающих на очистные сооружения, учитывают следующим образом: Л1 = 0, 01 α 1 (k2 - 1) П Ф + где α 1 — средняя норма амортизации, %; k2— коэффициент превышения средней степени загрязненности поступающих на очистку сточных вод; П Ф — фондоемкость очистки сточных вод; Надбавку за неравномерность поступления сточных вод определяют: Л2= П Ф l2k2(1+ α 2), (7.49) где k2 — коэффициент часовой неравномерности поступления сточных вод; α 2 — средняя норма амортизационных отчислений с учетом дополнительных производственных фондов, %. Для районов, где уже в настоящее время наблюдается дефицит воды, размер оплаты за сброс неочищенных сточных вод вычисляют по формуле Ц = [И + χ (l+l1) + l2kПф] Qp, (7.50) где Q p — количество свежей воды, идущей для разбавления сточных вод до допустимой концентрации. Затраты на водообеспечение рассчитывают в основном по двум методам. В первом методе учитывают затраты только на забор, подъем и транспортировку воды от источников к потребителю, а также на очистку и отведение сточных вод. Второй метод, кроме перечисленных затрат, дополнительно учитывает затраты на мероприятия по регулированию водотока для разбавления недостаточно очищенных сточных вод. Однако эти методы не учитывают дефицита водных ресурсов, характерного для отдельных водохозяйственных систем и бассейнов. Затраты на водообеспечение Зв находят по формуле: Зв = Звс + Э0, (7.51) где Звс — затраты на водоснабжение, очистку и отведение сточных вод; Э0 — экономическая оценка воды в бассейне. Критерием природного ресурса следует считать приносимый этим ресурсом совокупный народнохозяйственный эффект, а показателем эффекта — экономический выигрыш от использования водного ресурса. Экономической оценкой Э0 служит экономический выигрыш от эксплуатации ресурса при определенных замыкающих затратах, характеризующих увеличение продукции, получаемой при использовании ресурса. При сбросе недостаточно очищенных сточных вод затраты по формуле (7.51) должны учитывать убытки отраслей, использующих воду этого бассейна. При определении ущербов должны быть учтены не только прямые потери в отраслях экономики, но и косвенные, вызванные социальными факторами и изменениями в экологической системе.
|