Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные требования, необходимые
для нейропсихологической диагностики недостаточности у детей:
- Необходимо констатировать наличие или отсутствие
- Гипо- или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки.
- Пластичность или ригидность при действиях и реакциях.
- Выраженность вегетативных реакций, аллергии, энурез, сбои дыхания, нарушения сна.
Патофеномены подобного типа свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга. Это отражение базального непроизвольного уровня саморегуляции человека, генетически запрограммированного. К концу первого года жизни эти структуры достигают своего взрослого уровня.
- Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне, легко ли переключается от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую, выслушивает ли до конца инструкцию, как часто отвлекается, способен ли к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях, например, «глухой инструкции», способен ли он другим внятно сформулировать задание. Это обследование свидетельствует об уровне сформированности произвольной саморегуляции ребенка. Это феномен социализации ребенка.
- Развитие психических функция и отдельных их составляющих протекает по законам гетерохронии и асинхронии. Для этого необходимо знать возрастную динамику или коэффициенты развития важных психологических факторов.
- Двигательная функция. Кинестетический праксис доступен в 4-5 лет (способность придать частям тела той или иной зафиксированной позы). Кинетический праксис – в 7 лет (умение выполнять те или иные движения). Проба на реципрокную координацию рук автоматизируется к 8 годам (одна рука делает одно, а другая - другое).
- Тактильные функции достигают зрелости к 4-5 годам.
- Соматогностические функции – к 6 годам. Предметный зрительный гнозис созревает к 4-5 годам. В 6-7 лет формируется целостное восприятие и интерпретация сюжетных серийных картинок.
- Пространственное представление. Структурно топологические и координатные факторы созревают к 6-7 годам. Метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности – к 8 и 9 годам соответственно.
- Фонематический слух созревает в 7 лет.
- Квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания формируются к 8-9 годам, т.к. к 8-9 годам формируются третичные зоны.
Оценка продуктивности психической деятельности:
0 – ребенок без дополнительного разъяснения выполняет предложенную экспериментатором программу;
1 – имеются мелкие погрешности, исправляемые самим ребенком. Это нижняя граница нормы;
2 – ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;
3 – задание не доступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.
- Необходимо включать сенсибилизированные условия для получения более точной информации о параметре психической деятельности. Сенсибилизированные условия – дополнительные условия к существующему тесту. Они являются усложняющими.
- Пробы должны использоваться в нескольких вариантах. При этом два идентичных теста не должны следовать один за другим.
- Т.к. ребенок включен в систему межличностных и социальных взаимоотношений, то успешность обследования зависит от того, насколько представлены в нем соответствующие данные.
|