![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УДК 158.3 (075.8) ББК 88Стр 1 из 149Следующая ⇒
УДК 158.3 (075.8) ББК 88 Л478 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор р.С.Братусь, Рекомендовано УМО по психологии в качестве учебного Либин А. В. Л478 Дифференциальная психология: на пересечении Первое отечественное учебное пособие по дифференциальной психо- Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и Для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей психоло- УДК 158.3 (075.8) ББК 88 ISBN 5-89357-044-8 А. В. Либин, 1998 " Дифференциальная психология не является лишь од- " Перед нами открывается необозримый горизонт наблю- И.П.Палов (1933) " Успехи в изучении индивидуально-психологических Б.М. Теплое (1960) " Если мы можем объяснить, почему одни индивиды ре- Anna Anastasi ( 1994) " Возможно в следующем столетии мы вновь обратимся к Hans Eysenck (1997) Оглавление предисловие............................................................... 17 homo unicum................................................................24 три СТОРОНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ..................... 24 феноменология ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ.................... 25 корни СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ................................ 27 часть I. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................ 29 глава 1. познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................. 29 1.1. предпосылки УЧЕНИЯ О РАЗЛИЧИЯХ МЕВДУ ЛЮДЬМИ...........................................................................30 жизненные НАБЛЮДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА ......... 30 требования ПРАКТИКИ.................................................................. 31 научный АНАЛИЗ ФАКТОВ И ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ....................... 32 1.2. дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ — ПРАВО НА НЕЗАВИСИМОСТЬ........................................................... 34 концептуальные ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ВОКРУГ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И теоретические УСТАНОВКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ ........... 38 1.3. универсальные ДИХОТОМИИ ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.........40 " Сходство—различие"............................................................... 40 " формальное——СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ"..................................,............. 41 " наследственное— ПРИОБРЕТЕННОЕ"............................................. 41 " детерминизм—ИНДЕТЕРМИНИЗМ" ............................................... 42 " общее—ЕДИНИЧНОЕ".................................................................. 42 " идентификация——ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ" ...................................... 42 " физическое——СОЦИАЛЬНОЕ"....................................................... 43 " сознательное——ВНЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ" ............................................. 43 " внешнее——ВНУТРЕННЕЕ".............................................................. 43 третья КООРДИНАТА——ЗАВЕРШАЮЩИЙ ШТРИХ ............................... 44 1.4. иерархическая СТРУКТУРА СУБЪЕКТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ: ОРГАНИЗМ, ИНДИВИД, 1.4.1. организм — ТЕЛЕСНЫЙ ФАКТОР ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.......... 47 1.4.2. Индивид —предпосылка к личности.............................. 48 1.4.3. Личность — психологический носитель социальных свойств.................................................................................. 49 1.4.4. индивидуальность —— ИНТЕГРАЛЬНАЯ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ 1.4.5. человек КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ............... 52 1.5. дифференциально — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ИЗУЧЕНИИ 1.6. внутренний И ВНЕШНИЙ СТАТУС ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ психологии........................................................................... 58 глава 2. общие ПРИНЦИПЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО- 2.1. традиции ФОРМАЛЬНОГО ПОДХОДА...........................60 2.2. структура ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ: ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ .............................. 64 природа ТЕМПЕРАМЕНТА И ИНТЕЛЛЕКТА .......................................... 64 структурные КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА........................................... 65 структурная ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ ............................................... 66 2.3. элементы ГЕШТАЛЬТА И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ЦЕЛОСТНУЮ СТРУКТУРУ................................................ 66 2.4. интраиндивидуальные И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ 2.5. индивидуальные, ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ГРУППОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ....................................................................68 2.6. nature VS nurture: ЭНДОФАКТОРЫ И 2.7. перспективы ИНТЕРАКЦИОНИЗМА: СИЛА СИТУАЦИЙ Х УСТОЙЧИВОСТЬ ДИСПОЗИЦИЙ................... 71 2.8. психодиагностические ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ сила И СЛАБОСТЬ ТЕСТОЛОГИИ ...................................................... 75 2.9. статистическая ОЦЕНКА ИЗМЕРЯЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ.....76 нормальное РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ............ 76 зависимая И НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННЫЕ....................................... 77 факторный АНАЛИЗ...................................................................... 78 проверка АДЕКВАТНОСТИ ТЕСТОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ ОЦЕНОК................................................. 79 часть II. индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.................................. 81 глава 3. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I): ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, 3.1. исследования СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ НОВОРОЖДЕННЫХ........................................................82 3.2. сенсомоторные СТРАТЕГИИ МЛАДЕНЦЕВ...................83 3.3. психомоторные стили............................................ 86 3.4. индивидуальные ПАРАМЕТРЫ ВОСПРИЯТИЯ: ПЕРЦЕПТИВНЫЕ КОНТРОЛЯ И СТИЛИ............................ 88 3.5. представления — РАЗЛИЧИЯ В ОБРАЗНОЙ СФЕРЕ....... 92 3.6. дифференциальные ХАРАКТЕРИСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ.............................................................. 94 3.7. Типы внимания и памяти.....................................95 3.8. стилевые ХАРАКТЕРИСТИКИ МЫШЛЕНИЯ................... 97 3.9. дифференциальная когнитология: различия в ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ...................................... 99 глава 4. грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II): ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ, 4.1. паттерны ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ...... 101 4.2. эмоциональные ПРЕДПОЧТЕНИЯ, РЕАКЦИИ И стили....................................................................... 102 4.3. эмоциональные И НЕЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ... 104 4.4. индивидуальные ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ........................................................ 106 4.5. Стиль речи: как мы говорим?.............................. 108 4.6. стилевые ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ........................ 111 часть III. координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.......................................................... 113 глава 5. темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ...................................................113 5.1. интерпретации ПОНЯТИЯ " ТЕМПЕРАМЕНТ": ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ..................... 113 5.1.1. темперамент КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОВЕДЕНИЯ.115 5.1.2. телесные ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ............................... 118 5.1.3. психологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ " МАГИЧЕСКИХ ТИПОВ"............................................................ 124 5.2. НОВЫЙ ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ ТЕМПЕРАМЕНТА................ 125 5.2.1. исследования СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ......................... 126 5.2.2. свойства НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ТЕМПЕРАМЕНТА....................................................................... 128 5.2.3. дифференциальная психофизиология — новый раздел НАУКИ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО—ТИПОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЯХ......... 133 5.3. развитие ТЕМПЕРАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИХ и лонгитюдных исследований................................. 137
|