![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первые проявления человеческой индивидуальности. . 138
5.3.2. Устойчивость темпераментальных показателей............. 139 5.4. темперамент, СТИЛЬ, ХАРАКТЕР: О СТАТУСЕ ТЕМПЕРАМЕНТА глава 6. способности И ИНТЕЛЛЕКТ..........................144 6.1. Что измеряет IQ?................................................... 144 6.2. IQ И СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ............................. 147 6.3. формальный АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ ОБЩЕГО ФАКТОРА К ИЕРАРХИЧЕСКИМ МОДЕЛЯМ...................... 147 6.4. устойчивость ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ...... 150 6.5. наследственность И СРЕДА В ДЕТЕРМИНАЦИИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.................................. 151 6.6. интеллект В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ.. 153 глава 7. СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С 7.1. весь МИР — КОНТЕКСТ............................................ 158 7.2. соприкосновение С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ............. 159 7.3. пространство СТИЛЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ: ПЕРЦЕПЦИЯ, когниция, личность............................................... 160 7.4. феноменология когнитивного стиля................. 164 7.5. объяснительные КОНЦЕПЦИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ.............................................. 166 полезависимые И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ. ........................................ 167 аналитичные И СИНТЕТИЧНЫЕ..................................................... 168 импульсивные И РЕФЛЕКСИВНЫЕ ................................................ 170
173 180 8.2. характер И ДРУГИЕ СВОЙСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..195 8.3. я-концепция......................................................... 197 8.4. стратегии ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ОБРАЗ-Я И КОНСТРУКТИВНЫЕ РИСУНКИ...................................... 199 8.5. самооценка........................................................... 201 8.6. саморегуляция—настойчивость—воля............... 202 8.7. система БАЗОВЫХ ОРИЕНТАЦИИ: НА СЕБЯ, НА ПРЕДМЕТ глава 9. личностные РАЗЛИЧИЯ.................................. 208 9.1. Личность: дифференциально-психологический АСПЕКТ......................................................................208 9.2. корни ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ............................ 210 9.3. концепции личностных черт............................... 211 экстраверсия/нейротицизм/психотицизм............................... 212 активность/социабельность/эмоциональность...................... 213 тревожность.............................................................................213 гнев........................................................................................... 215 застенчивость...........................................................................215 9.4. теории личностных факторов: три, ШЕСТНАДЦАТЬ, ПЯТЬ.................................................. 217 большая пятерка: ЛЕКСИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.................................... 219 Пять факторов: психометрическая модель............................. 222 9.5. нейропсихологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ......................................... 223 9.6. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ............... 226 9.7. формально-динамическая модель личности...... 228 9.8. функционирующая личность: ПОСТОЯНСТВО VS ИЗМЕНЧИВОСТЬ.................................... 230 9.9. интра- И ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ... 233 глава 10. иерархическая МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА................................................••••••••..••••••• 235 10.1. конституциональный (ТЕЛЕСНЫЙ) ФАКТОР индивидуальности................................................ 235 10.1.1. морфофункциональные АСИММЕТРИИ........................... 236 10.1.2. нейрофизиологические гипотезы................................. 237 10.2. индивидные свойства индивидуальности...... 239 10.3. Личность и индивидуальность.......................... 239 10.4. структура индивидуальности ЧЕЛОВЕКА........... 240 10.5. метапараметры ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ индивидуальности................................................ 241 10.6. механизмы ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ индивидуальности................................................ 243 10.6.1. общепсихологическая КОНЦЕПЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ... 244 10.6.2. законы ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ, КООРДИНАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В индивидуальности.............................................................. 247 10.7. системный АНАЛИЗ ИЕРАРХИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ различий................................................•..•.••••••••••••• 249
часть IV. человек В ГРУППЕ Е PLURIBUS UNUM — ГРУППОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА. глава 11. развивающаяся ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: ВОЗРАСТНОЕ 11.1. групповые РАЗЛИЧИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.......................................................... 257 11.2. биологические ЧАСЫ — ГЕНЕТИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЕ ПАТТЕРНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО развития.................................................•••••••••..•••••• 258 11.3. ментальные ЧАСЫ — ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ........................................... 261 сенсорно—ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА.................................................. 262 когнитивная СФЕРА ................................................................... 262 11.4. социальные ЧАСЫ—ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ................................................... 264 11.5. время ЛИЧНОСТИ — " Я" В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ............................................ 266 глава 12. половые РАЗЛИЧИЯ: БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ 12.1. половые РАЗЛИЧИЯ И ПОЛОРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.. 273 12.2. некоторые АСПЕКТЫ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ...... 274 специфика ПОЛА В ПРЕНАТАЛЬНОМ РАЗВИТИИ .............................. 274 половая ИДЕНТИФИКАЦИЯ У МАЛЫШЕЙ ........................................ 275 мальчики И ДЕВОЧКИ В ПЕРИОД СОЗРЕВАНИЯ ............................... 276 Юноши и девушки в период молодости.................................. 277 мужчины И ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ ............................ 278 12.3. фактор пола и психика.....................................278 интеллект.................................................................................. 279 языковые способности............................................................. 280 реакции НА СТРЕСС .................................................................... 281 личностные ПЕРЕМЕННЫЕ ........................................................... 281 12.4. социальные СТЕРЕОТИПЫ: НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ............................................. 282 12.5. полоролевое ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: МАСКУЛИННОСТЬ, ФЕМИНИННОСТЬ И АНДРОГИНИЯ... 285 12.6. какая РЕАЛЬНОСТЬ СКРЫВАЕТСЯ ЗА СТЕРЕОТИПАМИ?..... 286 глава 13. социоэкономический СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................................288 13.1. критерии РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМИ группами...................................................................... 288 13.2. Экология индивидуального развития............... 289 13.3. семейная СРЕДА В ЗЕРКАЛЕ КЛАССОВЫХ РАЗЛИЧИЙ.. 290 13.4. влияние СТАТУСНОГО УРОВНЯ НА ИНТЕЛЛЕКТ....... 293 13.5. качество ЖИЗНИ: ОБРАЗОВАНИЕ, НАЛИЧИЕ И СЛОЖНОСТЬ РАБОТЫ, ДЕНЬГИ И ЗДОРОВЬЕ.................. 295 13.6. стремление К ДОСТИЖЕНИЯМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ.................................. 298 глава 14. разные ПОЛЮСА ВИДА homo sapiens: РАСЫ И ЭТНОСЫ.......................................................301 14.1. социокультурная КООРДИНАТА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. 301 14.2. кросс-культурные ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЛИЧНОСТИ... 303 раннее ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ..................................................... 303 познавательные процессы ........................................................ 304 интеллектуальная РАСА? ........................................................... 306 культурные ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ .................................................. 307 Личность сквозь культуру ........................................................ 307 14.3. воспитание В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ.....................308 14.4. этническое САМОСОЗНАНИЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ.......................................................... 310 субъективно-нравственное ПОНИМАНИЕ ЛЖИ ............................ 310 МОРАЛЬНО-ПРАВОВЬЕ СУЖДЕНИЯ................................................. 311 отношение К РАБОТЕ.................................................................. 312 мечты О БУДУЩЕМ...................................................................... 313 14.5. национальный ХАРАКТЕР ..................................... 314 культурные РАЗЛИЧИЯ В ОБСУЖДЕНИИ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ ............. 314 часть V. " иные": ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО........... 317 глава 15. правила БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ?......................... 317 15.1. ИНОЙ — " НЕ ВРАЖДЕБНЫЙ, А ПРОСТО ОТЛИЧНЫЙ ОТ ТЕБЯ".................................................................... 318 15.2. психопатология: ВРОЖДЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ..... 320 15.3. классификация И ИЗМЕРЕНИЕ НАРУШЕНИЙ......... 322 15.4. симптомокомплексы АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ..... 323 15.5. формы ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ............ 324 когнитивно-эмоциональныедевиации.................................... 325 психосоматические РАССТРОЙСТВА........................................... 326 факторы РИСКА И СТИЛЬ ЖИЗНИ ................................................ 328 15.6. предпосылки ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ: МАТРИЦА СИТУАЦИЙ, ФАКТОР УЯЗВИМОСТИ И 15.7. аномалии ЛИЧНОСТИ И АНТИСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ................................................................ 333 ЛИНИИ ДЕТСТВА- ПРИРОДА —— ВОСПИТАНИЕ —— ОПЫТ ..................... 333 делинквентные подростки........................................................ 334 болезни ЛИЧНОСТИ ИЛИ БОЛЕЗНИ ОБЩЕСТВА?............................... 334 сексуальные ДЕВИАЦИИ.............................................................. 335 жертва И НАСИЛЬНИК: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............. 336 15.8. дифференциальная ПСИХИАТРИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ... 338 15.9. деструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ..340 глава 16. феномен КРЕАТИВНОСТИ.............................342 16.1. на ГРАНИ... СУМАСШЕСТВИЯ ИЛИ ГЕНИАЛЬНОСТИ?......................................................... 343 16.1.1. творчество КАК ФОРМА ДУШЕВНОГО РАССТРОЙСТВА ......... 344 16.1.2. творчество КАК ФОРМА УНИКАЛЬНОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ. 344 16.2. одаренность, ТАЛАНТЛИВОСТЬ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ — В ЧЕМ РАЗНИЦА?......................................................... 346 16.3. механизмы КРЕАТИВНОСТИ?................................ 349 скорость И ВАРИАТИВНОСТЬ VS МЕТАФОРИЧНОСТЬ ........................ 350 интеллектуальность VS ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ................................... 350 конвергентность VS ДИВЕРГЕНТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ........................ 352 креативность VS РЕГЛАМЕНТИРОВАННОСТЬ.................................... 352 16.4. элементы ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ТВОРЧЕСКОЙ личности................................................................. 353 16.5. портрет гения...................................................... 355 16.6. конструктивные ТЕНДЕНЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 356 РЕАЛЬНОСТИ...................................................... 358 свойства И ТИПЫ.......................................................358 глава 17. Типологии и классификации: от СЕНСОРИКИ ДО ЛИЧНОСТИ.......................................359 17.1. понятие ТИПА В ПСИХОЛОГИИ.............................. 360 17.2. конституциональные типологии: от МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КООРДИНАТ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ 17.3. соотношение ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (ПО И.П.ПАВЛОВУ)..... 363 17.4. современные ТИПОЛОГИИ ТЕМПЕРАМЕНТА............ 366 17.5. личностные типы................................................ 367 17.6. функциональная ТИПОЛОГИЯ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ................................ 370 17.7. ученый В КОНТЕКСТЕ ТАКСОНОМИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТИПОВ...................................... 375 старое о старом....................................................................... 375 старое о новом......................................................................... 376 новое о старом......................................................................... 376 новое о новом.......................;.................................................. 377 глава 18. параметры ИНДИВИДУАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ — СПОСОБЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 18.1. универсальные ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНЫХ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ.................................. 379 18.2. личностные КОНСТРУКТЫ КАК " ПУТИ ПРЕДСКАЗАНИЯ СОБЫТИЙ"......................................... 384 18.3. специфика ЛИЧНОСТНЫХ УСТАНОВОК ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СИТУАЦИИ.................................................... 387 18.4. субъективное ИСТОЛКОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ: АТТРИБУТИВНЫЕ СТИЛИ............................. 389 18.5. счастливчики И НЕСЧАСТНЫЕ ИЛИ Личность и судьба.................................................. 390 18.6. В ГАЛЕРЕЕ " картины ЖИЗНЕННОГО ПУТИ"............. 392 часть VII. человек В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ......... 395 слагаемые ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ " ЧЕЛОВЕК—СИТУАЦИЯ" ................................................ 395 глава 19. семья—ДРУЗЬЯ—ШКОЛА: ВЛИЯНИЕ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ.............................................. 397 19.1. внутрисемейные ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР различий.................................................................. 398 19.1.1. модели внутрисемейных процессов............................ 400 19.1.2. ЭФФЕКТ РАЗМЕРА СЕМЬИ: ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ................................... 401 19.1.3. Стиль родительского воспитания................................ 403 19.2. индивидуальные ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ..................... 407 19.3. обучающие СТРАТЕГИИ: УЧИТЕЛЬ—УЧЕНИК........... 409 19.4. дифференциальная психология обучения........ 411 глава 20. профессиональная КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ........................................414 20.1. интеллектуальная КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ............................................. 414 20.2. личностные предпосылки профессиональной КОМПЕТЕНТНОСТИ..................................................... 415 20.2.1. выбор профессии и тип личности............................... 416 20.2.2. субъективные установки, продуктивность труда и УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ.................................................. 418 20.3. лидер: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП И СТИЛЬ РУКОВОДСТВА................................................... 420 отличительные ПРИЗНАКИ МОДЕЛЕЙ РУКОВОДСТВА....................... 420 генетика лидерства— ХилиУ?............................................. 421 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА: ЛИЧНОСТНЫЕ И СИТУАТИВНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ....... 422 успешные ЛИДЕРЫ И РУКОВОДИТЕЛИ—НЕУДАЧНИКИ...................... 424 20.4. стратегии жизненного успеха и мотивация ДОСТИЖЕНИЯ.............................................................426 20.5. успешные И НЕУСПЕШНЫЕ: ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ..................................................................... 430 глава 21. реакции НА СТРЕСС — ЗАЩИТА ИЛИ СОВЛАДАНИЕ? {Е.В.ЛИБИНА, А.В.ЛИБИН)................. 433 21.1. Личность и ситуация: кто сильнее?.................. 433 21.2. адекватность ОЦЕНКИ ПРОИСХОДЯЩЕГО...............434 21.3. индивидуальные СТИЛИ РЕАГИРОВАНИЯ.............. 435 21.4. защита ИЛИ СОВЛАДАНИЕ: ФЕНОМЕНЫ И МЕХАНИЗМЫ........................................ 437 ситуативные ПЕРЕМЕННЫЕ .......................................................... 438 личностные ПЕРЕМЕННЫЕ........................................................... 439 оценка И ИЗМЕРЕНИЕ................................................................. 440 21.5. иерархическая ОРГАНИЗАЦИЯ СТИЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ................................................................ 441 21.6. ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ: ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ......................... 443 диагностика ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ....................................... 444 интерпретация БАЗОВЫХ ПАРАМЕТРОВ.......................................... 446 21.7. дифференциальная ПСИХОКОРРЕКЦИЯ: тренинг совладания со Сложными ситуациями............. 449 послесловие О БУДУЩЕМ, ИЛИ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ рисунки.................................................................................... 456 таблицы..................................................................................... 457 литература.................................................................... 459 тезаурус основных понятий....................................... 524 предисловие Книги, посвященные проблеме общечеловеческих раз- Второй формат представления дифференциально-пси-
FS-книг можно выделить в особую группу те работы, тео- Zimbardo, 1990). Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр Образцом монографий ST-типа является книга основа-
многофакторной структуры личности и индивидуальных Несмотря на относительное многообразие работ и в этом Разумеется, есть своя специфика и в представляемой * европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & 20 Либин А. * американской, связанной с именами Джеймса Мак- * весьма своеобразной, российской, развивающей Еще одной теоретической предпосылкой при создании
вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к Характер учебного пособия, определяющий его как " уг- Чтобы помочь читателю сориентироваться в изложен- * Перечень рассматриваемых в каждом разделе основ- * В содержании каждой проблемы выделяются лишь
ляются десятки более частных, более дробных " ручейков" - * Структура книги, подверженная неизбежному в та- Предисловие _________________-^ * Внутри каждого раздела автор следует определенной * дифференциальных аспектов индивидуального раз- * характеристики иерархических уровней индивидуаль- * анализа влияния на индивидуальные параметры эндо- * " Двойственная" природа изучаемых признаков * Большинство тем дифференциальной психологии, та- * Задачей автора является показать самостоятельность Хочется добавить, что эта книга возникла в результате 24 Либин А.
|