Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы распознавания манипуляции в общении ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В общении очень важно уметь распознать позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса. Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Постоянное манипулирование опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования его положение невыносимо из-за чувства подавления личности. По мнению Э. Шострома, существуют различные виды манипуляторов: - активные манипуляторы (эти люди не в силах положиться на себя, им лучше сделать ответственным другого человека, того, кем можно управлять и кого можно контролировать; некоторые манипуляторы, желая или не находя любви окружающих, пытаются добиться власти над другими людьми силой хитрого ума); - пассивные манипуляторы (некоторые люди настолько бояться заслужить чье-то неодобрение, что стараются угодить всем, или же когда им не хватает сил справиться с жизненными трудностями, человеку удобнее занять пассивную позицию «Делайте со мной, что хотите!»); - соревнующиеся манипуляторы (такие люди воспринимают жизнь как постоянный турнир, а себе отводят роль бойца; для них важна постоянная битва, деловые партнеры рассматриваются как соперники или враги, реальные или потенциальные); - безразличные манипуляторы (эти люди играют в безразличие и индифферентность; стараются устраниться от контактов). Можно выделить приемы, которыми пользуются манипуляторы, чтобы уклониться от выполнения задания или избежать ответственности: - не закончив одного дела, напрашиваются на какое-либо другое; - стараются доказать, что в задании не было указаний на то, что сейчас требуется; - заявляют, что некоторое время назад говорили обратное; - заявляют, что у них мало прав для выполнения задания; - заявляют, что им «не помогают»; это дает возможность уклоняться от ответственности; - утверждают, что поручаемое задание не входит в их обязанности и что этим должен заниматься кто-нибудь другой; - стараются всегда быть обиженными – можно будет оправдаться тем, что в такой обстановке невозможно работать; - заявляют, что не справятся с поручаемой им работой («я не могу все знать», «я не профессор»); - обвиняют в том, что кого-либо никогда нельзя понять или с ним невозможно работать; - берут задания без указания срока их выполнения; потом трудно будет обвинить их в срыве и невыполнении задания; - используют выражения: «первый раз слышу», «звонил, не дозвонился», «заходил, но вас не было», «искал, но не нашел», «а мне никто не говорил», «а почему я?», «не слышал», «не знаю», «я ему сказал, но он не сделал» и т.д. Знание основных причин манипулирования и стратегической линии поведения манипуляторов позволяет не только распознавать их среди окружающих, но и предвидеть их поступки и, следовательно, избежать участи их жертв. Таблица 22
|