Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
тема № 4
Министерство внутренних дел россиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО Уфимский юридический институт
кафедра экономических дисциплин
Методические указания Курсантам для подготовки к семинарскому занятию по учебной дисциплине «Судебная бухгалтерия» тема № 4 «Общая характеристика учетного процесса»
по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность
Методические указания подготовлены преподавателем кафедры, майором милиции О. И. Канищевой
Обсуждены и одобрены на заседании предметно-методической секции кафедры 11 ноября 2009 г., протокол № 5
УФА 2009 Место проведения: аудитория взвода. Вид: групповое занятие по обсуждению вопросов семинарского занятия (в форме контрольного опроса, свободной дискуссии). Материальное обеспечение: план счетов бухгалтерского учета коммерческих организаций, м акеты с формами бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс, оборотная ведомость по синтетическим счетам (оборотный баланс). Учебные вопросы, подлежащие обсуждению: Семинарское занятие № 1 1. Счета бухгалтерского учета и их классификация. 2. Понятие двойной записи и ее контрольное значение. Корреспонденция счетов. Подложные бухгалтерские проводки. 3. Понятие, виды бухгалтерского баланса и его структура. 4. Четыре типа изменения бухгалтерского баланса под влиянием хозяйственных операций. Семинарское занятие № 2 1. Учетная политика предприятия. 2. Этапы учетного процесса. Формы бухгалтерской отчетности. 3. Понятие и классификация регистров бухгалтерского учета. 4. Отличие отчетного и оборотного бухгалтерского баланса. 5. Формы бухгалтерского учета.
Для подготовки, усвоения и закрепления знаний о значении методов документальной и фактической проверки курсантам необходим о изучить рекомендованную учебную и нормативную литературу, законспектировать основные положения, ознакомиться с документами, оформляемыми в ходе проведения проверок. После изучения рекомендованной литературы студенты должны уметь дать определение методам проверок. Изучив данную тему, курсанты должны знать, что учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером на основании Положения по бухгалтерскому учету " Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утверждена Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998г. №60н) и утверждается руководителем. При этом утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, используемых при оформлении совершенных хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Курсанты должны уметь отражать хозяйственные операции на счетах синтетического и аналитического учета, составлять журналы-ордера, ведомости, учетные регистры и бухгалтерский баланс. В каждом хозяйствующем субъекте и его подразделениях совершается множество операций, которые практически невозможно отразить в балансе. При этом необходимо знать, что бухгалтерский баланс является способом отображения имущественного состояния предприятия. Он представляет собой двустороннюю таблицу, одна сторона которой называется активом, другая - пассивом. В активе отражаются хозяйственные средства предприятия по их составу, в пассиве - по источникам формирования. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе, и в пассиве отражается одно и то же - хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, в пассиве - за счет каких источников они сформированы. Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса (балансовым счетом). Статьи баланса, как в активе, так и в пассиве разделены на разделы. Основным нормативным актом, который устанавливает схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, является План счетов бухгалтерского учета, единый для предприятий всех форм собственности (кроме банков и бюджетных организаций). В нем приведены наименования разделов и коды счетов. Также необходимо учесть, что каждая хозяйственная операция отражается в соответствующих статьях баланса. Хозяйственные операции совершаются на предприятии ежедневно и в большом количестве, но все это вызывает лишь 4 типа изменений баланса. 1.Изменения в активе баланса. Их вызывают операции, при которых уменьшается одна и увеличивается другая статьи актива баланса. 2.Изменения в пассиве баланса. Их вызывают операции, при которых уменьшается одна и увеличивается другая статьи пассива баланса. 3.Изменения в активе и пассиве баланса в сторону увеличения. Их вызывают такие операции, при которых сумма средств организации увеличивается, соответственно меняется итог баланса в целом. 4.Изменения в активе и пассиве баланса в сторону уменьшения. Их вызывают такие операции, которые связаны с выбытием собственных средств или с погашением предприятием различных форм его кредиторской задолженности. Корреспондирующие по данной хозяйственной операции счета пишут, чаще всего, на самих бухгалтерских документах. В этих целях на типовых бланках многих документов форма проводки изготовлена заранее, типографским способом. Бухгалтерская проводка может регистрироваться в хронологическом журнале, а затем разносится по счетам, в учетные регистры. Учетные регистры при ручных способах обработки данных бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, при машинных могут быть в виде машинограмм и т.п. Компьютерный способ обработки данных бухгалтерского учета в большинстве программ позволяет пользователю выбирать, какие регистры будут использоваться, а в ряде случаев представлять введенные в ЭВМ данные о хозяйственных операциях в любых принятых формах учетных регистров. По порядку записей учетные регистры подразделяются на хронологические и систематические. Хронологический учет предусматривает группировку сведений в зависимости от даты совершения операции и поэтому в “чистом виде” применяется в организациях с небольшим их количеством бухгалтерских операций. Сначала все проводки заносят в регистрационный журнал, а затем - в счета Главной книги, что позволяет впоследствии производить сверку этих учетных регистров. На сегодняшний день наибольшее распространение (особенно в промышленности) имеет журнально-ордерная форма ведения учета, при которой основными учетными регистрами являются Журналы-ордера, а также Главная книга упрощенной формы. Журналы-ордера выполняют функции счетов текущего учета, но представляют собой, по существу, их кредитовую часть. При этом сведения об операциях, затрагивающих данный счет по кредиту, группируются в зависимости от того, какие счета корреспондируют по дебету. При систематической регистрации однородные операции группируются на одних и тех же счетах текущего учета. Бухгалтерские проводки - важное связующее звено между первичными учеными документами и записями в книгах счетов текущего учета. Поэтому значение проводок как источника доказательств трудно переоценить. В этих документах вторично отражаются все хозяйственные операции, включая фиктивные, отраженные в подложных документах. Подложные бухгалтерские проводки делятся на бездокументные (не подтвержденные первичными бухгалтерскими документами) и неправильные (не соответствующие содержанию первичных документов, послуживших их основанием). При обнаружении проводок, не подтвержденных документами, одновременно с версией о подлоге рекомендуется проверить предположение об утрате первичных документов, так как почти каждая операция должна найти отражение не только в утерянном, но и в других документах. К неправильным бухгалтерским проводкам относятся проводки, не соответствующие документу по сумме. Разграничению ошибочных и заведомо подложных записей способствует применение метода аналогий. С помощью ревизора проверяют, во всех ли подобных ситуациях ошибка повторяется. На третьем этапе учетной работы данные текущего учета обобщаются путем подсчета месячных оборотов в регистрах и выведения остатков по счетам синтетического и аналитического учета. При этом для обобщения учетных данных часто применяются специальные учетные регистры - оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам. Записи в различные взаимосвязанные учетные регистры делают на основе одних и тех же проводок и первичных документов. Любая случайная ошибка приводит к нарушению одного из трех контрольных равенств двойной системы учета, что должно быть замечено на третьем этапе учетной работы - при подведении месячных итогов в учетных регистрах. Случайные ошибки, допущенные при составлении проводок, а также при записи операций в учетные регистры, могут быть выявлены не только на третьем этапе учетной работы, но и в ходе текущей регистрации. Для исправления ошибок в бухгалтерском учете применяются три способа - корректурный, красное сторно и дополнительная проводка. При корректурном способе ошибочную запись зачеркивают одной чертой и рядом делают правильную запись с письменной оговоркой об исправлении. Если же ошибка имела место при составлении проводки и повторилась в учетных регистрах, применяют способ красного сторно или дополнительной проводки. При способе красного сторно неправильная запись повторяется красными чернилами во всех учетных регистрах на основе специальной исправительной проводки, также выполненной красными чернилами. Суммы, занесенные в регистры красными чернилами, при подсчетах не суммируются, а вычитаются, в связи, с чем неправильная запись погашается исправительной. На практике встречается три вида ошибок, которые должны быть исправлены путем сторнирования. 1. Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны необоснованно, так как хозяйственная операция не имела места. Такая ошибка может быть исправлена одной красной проводкой и записью в учетные регистры, которые погасят неправильные записи. 2. Бухгалтерская проводка и записи по счетам сделаны на основе первичного документа и соответствуют сумме операции, но эта сумма отнесена на счет текущего учета не в соответствии с содержанием операции. Такая ошибка исправляется двумя проводками: красной, которая погашает ошибку, и новой проводкой, правильно отражающей содержание операции. 3. Счета в проводке указаны правильно, но сумма операций завышена. Если же проводка была составлена в заниженной сумме, то применяется другой способ исправления ошибки - дополнительная проводка. При этом в дополнение к первоначальной составляется новая проводка с указанием тех же корреспондирующих счетов на сумму допущенной ошибки. Дополнительная проводка пишется обычными чернилами. В следственной практике приходится сталкиваться иногда с необоснованными исправительными записями, составленными с целью сокрытия злоупотреблений. Так, в одних случаях преступники под видом дополнительных составляют бездокументные проводки, в других - суммы, которые первоначально были правильно отражены в учете, позднее сторнируют и списывают на другие счета с целью сокрыть недостачи и хищения материальных ценностей Примером бездокументных записей, маскируемых под видом исправления ошибок, может служить так называемое “односторннее сторно”. Вопросы для самоконтроля: 1.Счета бухгалтерского учета и их классификация 2. Понятие двойной записи и ее контрольное значение 3.Бухгалтерский баланс и его структура 4.Формы бухгалтерского учета 4. Корреспонденция счетов. 5. Четыре типа изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций. 6.Бездокументные проводки с неправильной корреспонденцией счетов. 7.Отражения бухгалтерских проводок в регистрационном журнале (хронологический учет). 5.Оборотная ведомость. Составление отчетного баланса с использованием таблицы " Оборотный баланс". 6.Что означает термин " баланс? 7.Что показывается в балансе? 8.Чем обусловлено равенство актива и пассива бухгалтерского баланса?
|