Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поспелов Григорий Иванович
ноября (к 145–летию со дня рождения) суббота
29 ноября 2014г. исполняется 145 лет со дня рождения Григория Ивановича Поспелова (1869 -1933), вся жизнь которого была связана с морем. Г.И. Поспелов родился в поморском селе Ворзогоры на берегу Белого моря Онежского уезда Архангельской губернии в семье помора –рыбака. Родители: отец Поспелов Иван Дмитриевич (1831 -1903), мать Попова Ирина Ивановна (1831 -1913), в семье Поспеловых были три дочери: Ефросинья (1853), Анастасия (1862), Ольга (1865) и два сына Петр и Григорий. В 11 лет отец Иван Дмитриевич взял Григория с собой юнгой на Мурманские промыслы. В 16 лет Григорий работал матросом и ходил на поморских каботажных судах. В последующие годы окончил годичный мореходный класс и успешно сдал экзамены в Архангельском торгово–мореходном училище. В 21 год (30 марта 1890) в Архангельске получил диплом шкипера и состоял (1898 -1902) в этой должности в Мурманской научно–промысловой экспедиции на шхуне «Помор». В 1898г. Поспелов участвовал в промысловой экспедиции И.М. Книповича и В.А. Русанова. В 1901г. у «Комитета для помощи поморам Русского Севера» Поспелов приобрел шхуну «Помор» в рассрочку на 6 лет и оснастил для промыслов. 11 августа 1906г. при сильном ветре судно было раздавлено льдами. Команда вместе с капитаном Поспеловым спаслись на шлюпке, а 24 августа они были подобраны норвежскими судами. Так, капитан Г.И. Поспелов (36 лет) с сыном Александром (13лет) и 9 матросами (среди которых был прадед Т.Ф. Мельник Савватий Дмитриевич Рогачев, 19 лет) были спасены от неминуемой гибели. После гибели «Помора» Г.И. Поспелов работает капитаном зверобойного парохода «Святой Фока», с 1909г. Поспелов капитан шхуны «Дмитрий Солунский» у рыбопромышленника Д.Н. Масленникова. По инициативе Архангельского губернатора в 1910г. была организована вторая Новоземельская экспедиция. 12 июля 1910г. «Дмитрий Солунский» покинула Архангельск. В этой экспедиции В.А. Русанова участвовало 17 человек. Судно «Дмитрий Солунский» совершило исключительное плавание вокруг северного острова «Новой Земли» в течение одной навигации. Экспедиция Русанова не только способствовала закреплению за Россией «Новой Земли», но и обогатила науку. Экспедицией была составлена новая, более точная и подробная карта северного острова. Экспедиция внесла большой вклад в изучение природы Арктики. За этот подвиг Г.И. Поспелов был награжден шейной серебряной медалью «За Усердие» на Владимирской ленте, а судовая команда, «безупречно выполнявшая во время плавания свои обязанности» была представлена к награждению серебряными нагрудными медалями «За Усердие» на Станиславской ленте. В команде Г.И. Поспелова работали земляки: ворзогорцы Николай Шалавин, Матвей и Иван Хамовы, Григорий Гунин, юдмозерец Федор Сергеевич Валявкин (родной дядя, дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина). В 1914-1915гг. Г.И. Поспелов на судне «Андромеда» участвовал в поисках экспедиции Г.Я. Седова, Г.Д. Брусилова, В.А. Русанова. В начале 1920-х годов Г.И. Поспелов жил с семьей в селе Ворзогоры, в 1922г. в Мурманске ходил на зверобойной шхуне «Смольный», сын Евдоким был у него матросом. В 1933г. Поспелову было поручено вывезти из бухты Тихой Земли Франца –Иосифа зимовщиков. Здесь познакомился с начальником полярной станции И.Д. Папаниным. В 1930 е годы Г.И. Поспелов был новатором зверобойного промысла у берегов Новой Земли. Во время зверобойной компании 1933г. капитан тяжело заболел, но, несмотря на уговоры команды вернуться на Большую землю, лишь по окончании промысла привел шхуну в Мурманск. Умер в том же году в Ленинграде, после операции, там же и похоронен. Его морская служба длилась более полвека. Имя Григория Ивановича Поспелова увековечено на карте Арктики: Мыс на юго-востоке остров Хейса, архипелаг «Земли Франца –Иосифа». Мыс на западном побережье и бухта на северо-восточном побережье «Новой Земли» к югу от мыса Желания. Мыс и бухту описал и назвал в 1910г. В.А.Русанов. В 1936г. на Мурманской судоверфи построена зверобойная шхуна «Капитан Поспелов», которая работала от зверпрома в западном секторе Арктики, потом переведена на Дальний Восток. В г. Онеге установлен Обелиск, в честь мореходов у морского порта, где написано: «Г.И.Поспелов – капитан судна «Андромеда», участник поисков экспедиций В.А. Русанова 1914 -1915гг». 18 сентября 2005г. в селе Ворзогоры заложен гранитный камень и открыта мемориальная доска с надписью: «От сюда уходил в арктические походы Г.И. Поспелов (1869 -1933). Штурман, капитан, промысловик, исследователь «Новой Земли». Источники: А.И. Ульянов «Под парусом и на моторе», г.Онега, 2001г., с 19-21. А.И. Ульянов «Генерал из села Ворзогоры», г.Онега, 2005г., с.16 -19. А.И. Ульянов «Онежские мореходы», г.Онега, 2009г., с 22 -27. А.И. Ульянов «Памятные даты Онежского района», г. Онега, с.15. Т.Ф. Мельник «Поморский род Поспеловых из Ворзогор», 2004г., сентябрь Т.Ф. Мельник «Капитан Поспелов и его земляки», жур. «Судостроение», № 2, 2004г., с81-87 Т.Ф. Мельник «Капитан Поспелов и его земляки ворзогорцы», газ. «Независимое обозрение», 2004г., 22-28 января.
А.И. Ульянов, Т.Мельник.
Декабря Среда
Атомный ледокол «Ленин», ( К 55-летию со дня рождения ледокола)
Решение о строительстве Первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953г. Официальная дата рождения атомного ледокола «Ленин» - 3 декабря 1959г. В этот день закончились ходовые испытания, и правительственной комиссией был подписан акт о приемке ледокола от завода в опытную эксплуатацию. Ледокол был заложен 24 августа 1956г. на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде, и 5 декабря 1957г. спущен на воду. 15 сентября 1959г. он вышел на ходовые испытания в Финский залив. У колыбели первого в мире атомного ледокола стояли известные конструкторы и ученые Советского союза главный конструктор В.И. Неганов. Ведущие конструкторы: Б.Я. Гнесин, А.М. Василевский, А.И. Брандаус, конструкторы Л.П. Калинин, Р.Ю. Фрейман, Н.Л. Агафонов, создатели первой судовой атомной установки И.И. Африкантов, Е.М. Черномордик, А.М. Шаматов, В.И. Ширяев и др. В научном руководстве ледокола, которому было присвоено имя В.И. Ленина, участвовало около 500 коллективов, конструкторское бюро, научные учреждения, промышленные предприятия и организации. В состав Первого экипажа входило 66 человек в возрасте до 25 лет, 63 человек - от 25 до 30; 26 - от 30 до 35 и 24 человека старше 35 лет. Возглавил экипаж известный полярный капитан, наш земляк, родом из села Нименьга Онежского уезда Павел Акимович Пономарев, отдавший морскому флоту около 50 лет своей жизни. С января 1956 П.А. Пономарев принимает самое активное участие в разработке рабочего проекта первого в мире атомного ледокола «Ленин». С начала закладки корабля П.А. Пономарев вел наблюдения за его постройкой. На стапелях Адмиралтейского завода Павел Акимович дорожил мнением каждого члена команды будущего атомохода, участвовал в еженедельных заседаниях межведомственной комиссии по рассмотрению рационализаторских предложений. В марте 1959г. П.А.Пономарев назначается Первым капитаном атомного ледокола «Ленин» и трудится на этом почетном посту до 1961 года. Павел Акимович умело командовал атомным ледоколом в первых арктических рейсах. Под его руководством экипаж успешно осваивает всю новейшую технику современного корабля работающего на ядерном топливе. Вахты на морозе подорвали здоровье П.А. Пономарева и 9 августа 1970г. наш земляк умер. Его дело продолжил капитан Б.М. Соколов. 18 сентября 1959г. ледокол «Ленин» отошел от стенки Адмиралтейского завода и на буксире парохода «Академик Павлов» вышел в море. Закончив ходовые испытания в Финском заливе, ледокол «Ленин» 29 апреля 1960г. в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» вышел на Север, в порт приписки г. Мурманск. 6 мая 1960г. ледокол встречали трудящиеся г. Мурманска. На причалах торгового порта состоялся торжественный митинг. 29 мая 1960г. ледокол «Ленин» вышел в Карское море на ледовые испытания. Закончив их в июне, вернулся в порт, высадил членов экспедиции, пополнил запасы продовольствия и вновь вышел в Арктику. Первая арктическая навигация атомохода «Ленин» началась 19 августа 1960г. и продолжалась до 24 октября 1960г. За 3 месяца и 10 дней ледокол прошел 10 008 миль, из которых 7 327 миль в тяжелых ледовых условиях, провел 92 транспортных судна. В 1966г. после шестилетней эксплуатации ледокола было решено заменить трехреакторную атомную энергетическую установку двухреакторной, более мощной, совершенной и надежной. Технические характеристики ледокола: длина 134м., ширина 27, 6м., мощность 44 000л.с., скорость на чистой воде 18 узлов, водоизмещение (без балласта) 16 000 тонн. Ледокол способен беспрерывно двигаться при толщине льда двух метров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974г. атомный ледокол «Ленин» Мурманского морского пароходства за большой вклад в обеспечении арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях был награжден орденом «Ленина». В 1989г. атомный ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в г. Мурманске, став музеем. Источник. Сведения по Интернету г. Ленинград и г.Мурманск. А.И.Ульянов.
Декабря Понедельник
|