Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Шабалин Петр Осипович
(К 90-летию со дня рождения)
Петр Осипович Шабалин родился 29 декабря 1924 году в лесной таежной деревне Юдмозеро Нименьгского сельского совета Онежского уезда Архангельской губернии в бедной крестьянской семье. Родители: отец Шабалин Осип (Иосиф) Захарович (1895 -1944). Мать Валявкина Марина Сергеевна (1895-1977). В семье Шабалиных было четверо детей: Александр, Петр, Михаил, Валентина. Петр - родной брат дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина. Начал учиться в школе в деревне Юдмозеро, в Нименьге. Затем продолжил учебу в семилетней школе в поселке Поньга (лесозавод №34).После школы работал на лесозаводе № 34 (до мая 1942г.) В мае 1942 году он призван на военную службу и направлен в военно–пулеметное училище в г. Архангельск на Сульфат. 1 марта 1943г. заканчивает учебу в военном училище, и ему присваивается военное звание младший лейтенант и он направляется на фронт. По военным дорогам прошел до самого Берлина, участвовал в боях на Ленинградском, втором Прибалтийском, на первом Белорусском фронтах. За годы войны был трижды был ранен, и каждый раз возвращался в строй. 23 апреля 1945 году лейтенант П.О. Шабалин со своими бойцами в битве за Берлин выдержал бой 12 часов. Из 18 бойцов в живых осталось шесть, где Петр был ранен в третьей раз. Его шинель была пропитана пороховым дымом, и вся исполосована взрывными волнами, осколками гранат и снарядов. Это был последний бой лейтенанта П.О. Шабалина После войны Петр Осипович долго лечился в госпиталях, в апреле 1948 года встретился дома на Поньге со своим братом А.О. Шабалиным. В годы войны награжден орденом «Красной Звезды» (1.04.1945), медалями «За освобождение Берлина», «За победу над Германией» Скончался от ран 7 января 1950г. Источник. Автобиография. Ульянов А.И. «Родословная», г.Онега, 2002г., стр 144. А.И.Ульянов
Летом 1763г. были уже спущены два судна «Де Вильям» и «Поньга». С 1761 по 1768г. были построены 24 морских судна для перевозки за границу лесоматериалов. В 1781г. казна построила верфь на городской стороне Онеги, и в 1783г. спущен первый купеческий корабль. Продолжалось строительство судов в Подпорожье, здесь были построены суда «Де Лондон», «Де Граф фон Норден», «Гренок», «Святой Иоанн»; в 1768г. построено специальное судно для экспедиции Ф.В. Розмыслова «Кочмара». Со стапелей верфи Гома спускали на воду не только дощатые поморские лодки и баржи, но и двух–трех мачтовые промысловые и торговые парусники. Эти корабли охотно приобретались иноземными купцами и обратно не возвращались. В конце ХVIII века купец И. Дьяков ежегодно отправлял на Мурман по 4-7 больших лодей и кочмаров. В ХVIII веке, кроме купеческого развивалось и крестьянское коммерческое судостроение. С 1770 по 1810гг. строили суда судопромышленники и купцы: Влас Ермолин, Иван Комаров, Сергей Федорович Кулаков, Михелев, Дубленый. С XVIII века в Онежском уезде широко было развито речное судостроение. С половины ХIХ века судостроение в Онежском крае стало приходить в упадок, но не прекращалось. В 1883г. для поморов был распространен льготный отпуск леса для постройки судов с тем, чтобы поддержать и развивать морские промыслы. 18 июня 1837г. экспедиция академика Бэра зафрахтовала в Онеге судно «Святой Елисей» и отправилась на «Новую Землю» Строились суда и в поморских селах, так в 1890-е годы в Кушереке ежегодно строили одно мореходное и пять промышленных судов. К 1896г. судостроение вновь заметно оживилось, и было построено 13 шхун, 13 яхт, 28 клиперов. В начале ХХ века в Онеге вновь наблюдается спад судостроения, с 1900 по 1910г. в Онежском уезде не построено ни одного судна первого разряда. В 1911-1912г. в Малошуйке построена зверобойная шхуна «Андромеда». Судно «Персей» было последним в судостроительной деятельности, оно было спущено на воду в 1919г. В период Советской власти на Онеге строились только деревянные баржи на Рочевской верфи для перевозки экспортных досок на иностранные суда, лодки и карбаса для Онежской сплавной конторы, рыболовецких колхозов и других предприятий. Строили лодки и карбаса местные мастера для чиновников и жителей Онеги, района. В сентябре 2004г. в г.Онеге состоялось праздничное шествие, посвященное судостроению в Онежском уезде и Онеге, в рамках которого состоялась научная конференция о судостроении в нашем городе, присутствовали научные работники, мастера –умельцы из многих городов России. У Дворца культуры был открыт Знак, в честь корабелов Прионежья и всего Поморья. Источники: Ульянов А.И. «Под парусом и на моторе», г.Онега, 2001г., с.4-9. Ульянов А.И. «Зодчество Онеги», г. Онега, 2004г., с.7-11 Киселев В.В. «Онежские корабелы и мастера», г.Онега, 2006г. (Ульянов А.И. «Онежские корабелы», с.4-5) Богославский П.О «О судостроении в Архангельской губернии», г.Архангельск, 1861г. Богатырев И.В, «Торговое судостроение на Севере России», с.53-54 Ульянов А.И. «Строили в Онеге корабли», газ. «Онега», 1996г., 6 апреля. Дерягин Г, Харлин Л. «Судостроение», газ. «Сов.Онега», 1991г., 25 июля. Сборник «Север в истории России», г. Архангельск, 1993г., с.19-20. Журнал «Судостроение», № 8, 1984г. и др. А.И.Ульянов
|