Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тушение пожаров.
Ликвидация пожара на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ и ГЖ, относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава ГПС. Ведение действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) осложняется следующими факторами: - наличием постоянной угрозы «пожара-вспышки» (при отсутствии - наличием больших емкостей с горючими жидкостями, - мощным тепловым излучением при горении жидкостей; - возможной удаленностью места пожара; - изменением направления распространения пожара в - наличием веществ и материалов, для тушения которых требуются Работы по тушению пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) необходимо выполнять с привлечением минимально необходимого количества личного состава ФПС. Первоочередной задачей РТП является обеспечение безопасных условий тушения пожара путем исключения воздействия опасных факторов на участников тушения пожара. РТП должен приступать к ликвидации пожара только после установления вида и количества перевози-мого груза (а в отдельных случаях начинать тушение лишь при получении разрешения санэпидемнадзора). Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее: - рассчитать необходимое количество сил и средств и сосредоточить их на пожаре; - создать резерв огнетушащих средств; - установить наличие, состояние и возможность использования рельефа местности, канализации, колодцев с учетом распространения горения и разлива продукта; - оценить интенсивность теплового потока на автоцистерну; - установить и довести до личного состава сигналы начала и окончания подачи огнетушащих веществ, отхода при угрозе взрыва или пролива нефтепродукта; - определить безопасные пути и места для вывода личного состава при возникновении угрозы взрыва. - принять меры по устройству обвалования для ограничения площади пролива горючей жидкости или ее сбора, учитывая рельеф местности (например, создавая заградительные валы из песка, земли или гравия); - при возможности вывести автоцистерну из зоны горения на безопасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности. При аварийной транспортировке автоцистерны избегать толчков, резкого торможения; - запретить движение автоцистерны с ЛВЖ (или ГЖ) через зону пожара, а при невозможности ее эвакуации и тепловом воздействии очага пожара организовать охлаждение всей поверхности цистерны; - оценить возможность перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные емкости, как в стационарные, так и в передвижные. (В соответствии с ППБ 01-03 для перекачки ГЖ и ЛВЖ следует, как правило, применять бессальниковые насосы и насосы с торцевыми уплотнениями); - использовать искробезопасный инструмент для выполнения работ, связанных с устранением повреждений автоцистерны и течи горючих жидкостей; - при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждений цистерны принять меры для создания заградительных валов из земли, песка или гравия, а также запретить эвакуацию цистерны; - выяснить направление ветра, рельеф местности для - определить возможность быстрой доставки требующегося количества огнетушащих веществ; - организовать установку постов и обозначений, для передвижения в опасных зонах только согласно распоряжению штаба по ликвидации аварии; - при необходимости вызвать дополнительные силы и средства; - располагать резерв и силы, участвующие в ликвидации пожара, на безопасном расстоянии с наветренной стороны; - организовать сменную работу личного состава ФПС в зоне высоких температур и орошение водой в процессе выполнения задач; - предусмотреть резерв звеньев ГДЗС; - для обеспечения минимального доступа личного состава к очагу - при работе в непосредственной близости или в зоне возможных испарений применять дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской; - при тушении использовать теплоотражательные костюмы; - назначить ответственного из должностных лиц ФПС за После обеспечения мер безопасности, исключающих образование зон взрывоопасных концентраций паров продукта с воздухом и повторное воспламенение, РТП принимает решение о полной ликвидации горения. При тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ (ГЖ) следует контролировать интенсивность теплового потока, который действует на автоцистерну, по косвенным признакам, указанным в таблице 10.22. Тактика действий подразделений ФПС при тушении пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) определяется в зависимости от сложившейся оперативно-тактической обстановки при воздействии теплового излучения на автоцистерну с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара. Безопасность личного состава, а также участников тушения пожара на автоцистернах с наличием ЛВЖ или ГЖ достигается выполнением технических и организационных мероприятий, исключающих воздействие опасных факторов, возникающих при этом. Личный состав и участники тушения пожара должны размещаться на безопасном расстоянии от места возможного взрыва автоцистерны с ЛВЖ (ГЖ), либо за естественными или искусственными укрытиями. В случае необходимости возможно применение различного рода защитных устройств (например, экранов). При тушении пожаров личный состав должен быть обеспечен СИЗОД и защитной одеждой. Зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси может достигать 300 м. Основной способ предотвращения взрыва на пожарах газовых баллонов и автоцистерн с ЛВЖ и ГЖ является интенсивное охлаждение водой, компактными или рассеянными струями. Для этого необходимо использовать стволы оросители, характеристики которых представлены в таблице 10.14; 10.16; 10.17. ГЛАВА 11. ОТКРЫТЫЕ СКЛАДЫ ТВЕРДЫХ ГОРЮЧИХ 11.1. Открытые склады лесоматериалов Ежегодно в России на предприятиях, связанных с переработкой и хранением древесины, регистрируется несколько тысяч пожаров. Средний ущерб от пожаров на предприятиях лесной отрасли примерно в 3 раза превышает средний по стране. Наибольшую угрозу представляют пожары на складах лесоматериалов. Пожары, происходящие на складах лесоматериалов, нередко выходят из-под контроля, распространяются на большие площади (десятки гектаров), уничтожают большие запасы древесины, существенно подрывают сырьевую базу промышленности. Развитию пожаров на лесоскладах до крупных размеров способствует: • концентрация пожарной нагрузки в сотни тон на ограниченной площади; • высокая скорость распространения горения по древесине; • удаленность большинства лесоскладов от пожарной охраны, слабая их оснащенность средствами обнаружения загорании, • недостаточная эффективность применяемых огнетушащих веществ (в основном воды), • невозможность создания в ограниченные сроки (5-7 мин) после возникновения пожара требуемых расходов огнетушащих веществ Учитывая это, вопросы организации противопожарной защиты складов лесоматериалов необходимо решать комплексно, особое внимание при этом требуется обратить на организацию тушения, подготовку противопожарной службы к действиям в условиях пожара. Открытые склады лесоматериалов предназначены для хранения запасов пиломатериалов, круглого леса, балансовой древесины, осмола, дров, щепы и опилок. Они устраиваются на бетонированных, асфальтированных и грунтовых площадках. Крупные склады лесны, материалов емкостью 10000 и более плотных м3 занимают площадь 100 га и более. Древесина на складах хранится в виде штабелей и куч. Склады лесоматериалов должны соответствовать требованиям «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ-01-03 и норм проектирования складов лесоматериалов (СНиП). Организация тушения пожаров на них определяется положениями Устава пожарной охраны. В соответствии с ППБ на складах лесоматериалов емкостью до 10000 плотных м3 должны быть разработаны и согласованы с органами государственного пожарного надзора планы размещения штабелей с указанием предельного объема хранящихся материалов,
штабелями, а также противопожарных разрывов и проездов между между штабелями и соседними объектами. На территории складов лесоматериалов по всей длине группы штабелей или кучи должен быть обеспечен проезд пожарных машин с одной стороны при ширине группы штабелей или кучи до 18 м и с двух сторон — при ширине более 18м. По периметру круглых куч лесоматериалов на бетонных основаниях предусматривают полосу шириной не менее 6 м для проезда пожарных машин. По периметру квартала групп штабелей и куч лесоматериалов должен быть обеспечен проезд пожарных машин. Расстояние от края пожарного проезда до основания штабелей и куч лесоматериалов принимают не менее 8 м и не более 25 м. В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, проезд пожарных автомобилей предусматривают по спланированной поверхности, укрепленной по ширине не менее 6 м в местах проезда гравием или щебнем с созданием уклона, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.
|