Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исповедь

 

Исповедаю аз многогрешный (имя рек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.
Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил. Прости мя, честный отче.
Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды - всуе.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. Заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы - согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней - среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: осуждением всех людей - живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным; осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху - детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием - волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись.
Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.
Конец и Богу слава.
Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо в тех грехах каяться, которые были забыты, но вспомнились теперь.

 

 

ИСПОВЕДЬ

От кающегося требуется:

 

 

Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление - новая жизнь. Сокрушение и слезы. Вера в прощение грехов. Возненавидеть прежние грехи. Борьба с грехом привлекает благодать Божию. Грехи сокращают нашу жизнь…

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

1. Понятие о таинстве причащения

 

 

1. Таинство это в Новом Завете называется вечерею (1 Кор. XI, 20), трапезой Господней (1 Кор. X, 21), приобщением Плоти и Крови Христовой (1 Кор. X, 16) и преломлением хлеба (Деян. II, 42; XX, 7). Под этим именем разумеется такое таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается Истинного Тела и Истинной Крови своего Спасителя для вечной жизни. Таинство сие установлено Самим Господом.

Как о таинстве причащения - самом важном и, можно сказать, средоточием тайнодействии христианской Церкви - учил Сам, непосредственно установивший и даже первым его совершивший Иисус Христос?

Свое о нем ясное и определенное учение Он, как известно, преподал еще до установления евхаристии, а именно, когда по поводу чудесного насыщения пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч народа, учил о Себе как о сшедшем наподобие манны с небес животном хлебе. Вот главные по сему случаю сказанные иудеям мысли, в связи с которыми предложено было учение об евхаристическом хлебе: делайте не брашно гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный (старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную), еже Сын человеческий вам даст: сего бо Отец знамена Бог... Аминь, аминь, глаголю вам: не Моисей даде вам хлеб с небесе, но Отец Мой дает вам хлеб истинный с небесе. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру... Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне, не имать взалкатися, и веруяй в Мя, не имать вжаждатися никогда же... Аминь, аминь, глаголю вам: веруяй в Мя, имать живот вечный... Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (Иоан. VI, 27-51).

Из последовательного же их хода нетрудно видеть, что Иисус Христос, предлагая здесь учение о том, что Он один есть истинный, сшедший с небес хлеб, или хлеб Божий, так как Он один может дать и дает жизнь миру, совместно с сим имел прямое намерение показать и то, в каком отношении Он может и имеет стать для мира хлебом жизни.

Раскрывая же подробнее последнюю мысль, Он указал именно на два вида, в которых имеет являть Себя хлебом жизни, первый из них обозначив так: Аз семь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися, и веруяй в Мя, не имать вжаждатися никогда же (ст. 35), а последний, оттенив следующими словами: Аз есть хлеб животный, сшедый с небесе, аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки хлеб, его же Аз дам. Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира (ст. 51), чем, что нетрудно приметить, с ясностью и точностью определено было важное и существенное между ними отличие.

Так хлеб жизни в первом случае изображается Спасителем как хлеб, уже сшедший с небес и всем предложенный для духовной пищи, только бы находились алчущие его и жаждущие; во втором же случае он только обещается быть предложенным верующим.

Кроме того, в первом случае предложенный Спасителем хлеб жизни не ставится Им в какой-либо зависимости от предания за живот мира Своей Плоти, тогда как, наоборот, в последнем случае он поставляется в прямую от сего зависимость.

Наконец, что важнее всего, тогда как хлеб первого рода, по изображению Христову, был по своему существу не чем иным, как Его небесным учением, доставляющим свет и жизнь принимающим его с верой, хлеб последнего рода, т. е. тот хлеб, который Он еще только обещал преподать, имел состоять в самой Плоти Его, которую Он имел дать за живот мира.

Но так ли именно или в собственном ли смысле Сам Христос разумел Свое обетование о последнего рода хлебе жизни как хлебе, заключающемся в Его собственной и Истинной, преданной за живот мира Плоти? Ответом на это служит его дальнейшее о сем вполне положительное и решительное учение. Так, по замечанию св. Иоанна, когда Христос изрек Свое обетование о том, что Он даст хлеб, которым будет Плоть Его, имеющая быть Им преданной за живот мира, то пряху ся между собой жидове, глаголюще: како может Сей нам дата Плоть Свою ясти? (Иоан. VI, 52), т. е. ту самую Плоть, которую видели перед собой. Но Христос, несмотря на это недоумение со стороны иудеев, не только не отрекся от Своего обетования о предложении в снедь Своей Плоти, а, напротив, еще с большей силой и твердостью стал учить о сем, так продолжая речь Свою: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Якоже посла Мя живый Отец и Аз живу Отца ради и ядый Мя и той жив будет Мене ради (Иоан. VI, 53-57).

Вся эта речь, полная одна другой более сильных и выразительных мыслей о безусловной необходимости для получения вечной жизни причастия Тела и Крови Христовой, поставляет выше всяких сомнений то, что Христос, обетовав в будущем дать живой хлеб, состоящий в Его Плоти, вместе с сим обетовал преподавать верующим Истинную Свою Плоть и Истинную Свою Кровь с тем, чтобы приобщающиеся их внутренне соединялись с Ним Самим и через это становились причастниками жизни вечной.

Самое же таинство живого, или евхаристического, хлеба, как передают евангелисты Матфей и Марк, так установил на тайной вечери после совершения вместе с апостолами ветхозаветной пасхи Иисус Христос: ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пиите от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Нового Завета, яже за многая изливаемая во оставление грехов (Матф. XXVI, 26- 28, с. Марк. XIV, 22-24) или, по изображению Ап. Павла и св. Луки: Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив, преломи и рече: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, сие творите в Мое воспоминание: такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаща Новый Завет есть в Моей Крови, сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (1 Кор. XI, 23-25; с. Лук. XXII, 19 и 20).

Из приведенных слов Писания при установлении сего таинства ясно видны особенная важность и особенно высокое значение сего таинства для христианина. Главное и существенное в сем таинстве то, что под видом хлеба и вина нам преподается Истинное Тело и Истинная Кровь Христова. Христос прямо говорит: " Хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира... ибо Плоть Моя истине есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво" (Иоан. VI, 51, 55).

 

Для чего Господь установил сие таинство?

а) Ближайшая цель установления его - воспоминание о Спасителе, особенно о Его страданиях и крестной смерти. " Сие творите в Мое воспоминание", - сказал Господь (сн. 1 Кор. XI, 25).

б) С этим вместе оно служит для нас учреждением и знамением Нового Завета и нового союза нашего с Богом во Христе, Которого Ветхий Завет служит только преобразованием. " Сия есть Кровь Моя Нового Завета, - говорит Спаситель, - сия чаша Новый Завет Моею Кровию" (Мф. XXVI, 28; Кор. XI, 25; сн. Евр. гл. IX).

в) Далее цель его - теснейшее соединение с Христом и между собой. " Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем" (Иоан. VI, 56-57). " Едино тело есмы мнози, вси бо от единого хлеба причащаемся". Кор. X, 17).

г) Кроме того, оно служит для нас очистительной и умилостивительной жертвой за грехи наши, и не за наши только, но и за грехи всего мира, и вместе благодарственной жертвой за все, что имеем от Бога: ибо Господь, прияв хлеб, прежде хвалу воздал и благодарил Бога и потом, преподавая Тело Свое, сказал: " Сие есть Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов " - и, преподавая чашу, сказал: " Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов", ибо у нас нет ничего, чем бы могли или достойно возблагодарить Бога за Его милости, или умилостивить Его за грехи наши.

д) Наконец, оно служит для нас залогом бессмертия и вечной жизни. " Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не иматев себе... Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день... Отцы ваши ели манну в пустыне и померли, а ядущий хлеб сей жить будет во век" (Иоан. VI, 53- 54, 57-59). Понятно, что столь высокое таинство должно требовать и особенных условий с нашей стороны; оно требует полного сосредоточения в самих себе, строгого самоиспытания своей совести и всецелой готовности к принятию его. Апостол кратко выразил все это в следующих словах: " Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй не достойно, суд себе яст и пиет, неразсуждая Тела Господня" (1 Кор. XI, 28- 29). (Сост. по " Опыту библейского словаря собственных имен" прот. П. Солярского, т. IV, с. 701-703 и " Опыту православного догматического Богословия" епископа Сильвестра т. IV, с. 419-423).

 

Разбор мнений безпоповцев о таинстве причащения.

Таинство причащения Тела и Крови Христовой есть одно из важнейших средств в деле спасения. Господь наш Иисус Христос, повелевая вкушать Свое Пречистое Тело и пить Свою Честную Кровь, ясно и решительно указывает на необходимость этого таинства для получения жизни вечной или вечного спасения: Аз семь хлеб животный, - сказал он иудеям, - Иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки и хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть (Иоан. VI, 51, зач. 23). Аще не сиесте Плоти Сына человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его в последний день (Иоан. VI, 53-54, зач. 23).

Таинство причащения столь же необходимо для спасения, как и крещение.

Если крещение возрождает человека, то причащение питает его: родившись, без пищи и пития жить нельзя. Такую необходимость таинства причащения признавали все отцы и учителя Церкви.

По словам блаженного Феофилакта, " духовного брашна, Господни Плоти... не причащающеся, не причастии будем вечного живота " (Благов. на Иоан., зач. 23, 104 и на об.).

В " Кирилловой книге" читаем: " Аще кто Кровью Сына Божия прагов уст дому своего не помажет, душа его первородная в нем жива быти не может " (л. 34 на об., см. также л. 297 и на об.).

В " Книге о вере" после слов Спасителя: " Аминь, аминь, глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына человеческого и не пиете Крови Его, живота не имате в себе" (Иоан. VI, 53) - сказано: " Страшен ответ Христовых словес! Кто не ужаснется от вышереченного запрещения и не послушает гласа Господня? Разве той, иже живот вечный погубити хочет " (" Книга о вере", л. 50 на об. п. 51). Еще: " Без причастия тоя истинныя святыни спастися невозможно " (" Книга о вере", л. 248 об.; сн. Златоустн. л. 96).

Кирилл Александрийский говорит, что " иже Церкви Божий и причастия себе Святых Христовых Тайн удаляюще, врази Божии бывают и бесом друзи " (Собор, л. 118).

Вопреки столь ясному учению Слова Божия и святоотеческих Писаний о необходимости таинства причащения безпоповцы утверждают, что по нужде можно обойтись и без этого таинства, и в доказательство этого приводят, во первых, исторические примеры, во-вторых, свидетельства из старопечатных книг.

1) " Многие из святых мучеников и подвижников, - говорят безпоповцы, - во всю свою жизнь не причащались Тела и Крови Христовой, однако спаслись и прославляются Церковью. Таковы, например, преподобные: Павел Фивейский, Петр Афонский, Марк Фраческий, Феофан Антиохийский, Мария Египетская, Феоктиста и др. мученики: Евпсихий, Еспер и Зоя, Коприй и Александр, Кирик и Иулитта, Дросида, Гликерия и др.". Но, обращаясь к исторической достоверности указываемых примеров, нужно заметить, что только относительно мученика Александра (память его 9 июля) и св. мученицы Дросиды (память ее 22 марта) можно положительно утверждать, что они совсем не причащались Св. Тайн (а эту последнюю мысль безпоповцам и следует доказать, потому что они никогда не причащаются). Но св. мученик Александр не был даже и крещен, потому что после исповедания себя христианином был в тот же день замучен: св. же мученица Дросида, дочь царя Траяна, после крещения жила только семь дней и не имела возможности принять таинства причащения. Относительно Марии Египетской несомненно; известно, что она перед своим удалением в пустыню причастилась Тайн Христовых в Предтечевой церкви на Иордане и перед своей кончиной от св. старца Зосима (Прол. 1 апреля). Точно так же и относительно преп. Феоктисты мы знаем, что она перед своей смертью причастилась Христовых Тайн, принесенных ей, по ее просьбе неким ловцом (Прол. 9 ноября).

Что же касается большинства остальных примеров святых, то хотя в житиях их прямо и не говорится о причащении их, но это молчание не только не дает права заключать, что они действительно не причащались, но показывает противное. " Обычай есть Божественному Писанию, - говорит преподобный Иосиф Волоцкий, - еже святых жития и повести писати. И нужднейшие вещи писанию предавати, ненужная мимо тещи. Ничтоже бо нужнейши есть Божественного крещения и причащения Св. Христовых Тайн; но во множайших житиях апостольских и мученических и отеческих неявлено есть о сем. Егда убо не вся крещени быша, или не вси причащахуся апостоли и мученицы и преподобные отцы наши? Ей, вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие умолчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко не мощно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается Св. Христовых Тайн" (Слово II о иноческом житии, с. 494-495, Казань, 1857г.). Таким образом, примеры, приводимые безпоповцами из житий святых, в историческом отношении не могут быть признаны вполне верными, а отсюда и общая мысль безпоповцев, что многие св. мученики и преподобные спаслись без причащения св. тайн, оказывается преувеличенной.

2) Свидетельства, приводимые безпоповцами, двоякого рода: в одних говорится, что в случае невозможности причаститься чувственно можно ограничиться одним желанием причащения и получить спасение, а в другом говорится о духовном причащении и о духовной жертве.

а) В Большом Катехизисе сказано, что без таинства причащения ни один спастись не может, разве аще не возможет их употреблять, вожделев оное (л. 356 об.), т. е. когда он, несмотря на все свое желание, не имеет возможности причаститься св. тайн. Безпоповцы и говорят, что у них есть желание причаститься св. тайн, но они не имеют возможности сделать этого, поэтому желание им и вменяется за причастие. Но такое учение совершенно несправедливо. Все истинно верующие должны на самом деле приобщаться св. тайн, а не желать их только, потому что Спаситель прямо говорит: " Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе" (Иоан. VI, 53).

" Союз духовной Церкви со Христом, - говорит св. Златоуст, - не только по любви, но и вещью самой в Его Плоть обращается: брашном се бывает его же причащаемся Тела Его" (Нравоучение 46 на Евангелие от Иоанна). Кто заменяет Св. Тайны только желанием их, тот свое желание дерзает уподоблять Плоти и Крови Сына Божия, но между ними нет никакого сходства. Таинство причащения установлено Самим Иисусом Христом, а желание происходит от нашего сердца. В таинстве причащения под видом хлеба и вина преподаются Истинное Тело и Истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа на освящение душ и телес наших, а желание наше есть желание грешных людей, и само требует освящения.

Затем, случаи невозможности причащения Христовых Тайн, несмотря на все желание причаститься оных, редки и исключительны и могут быть только вследствие крайней нужды. А нужные, смотрительные случаи в закон не приемлются; из них нельзя вывести какое-либо общее правило: " Несть закон Церкви скудное". Притом же означенное свидетельство Большого Катехизиса, равно как и другие подобные ему, говорит не о тех лицах, которые, как безпоповцы, никогда не причащаются, а о тех, которые в каком-либо частном случае своей жизни, например, находясь в плену у народа неправославного или языческого, или перед смертью, или во время болезни, препятствующей принять Св. Тайны, тошноты, например, не имеют возможности причаститься.

Эти лица состоят членами Церкви, верят в необходимость и спасительность таинств и усердно желают причащения, так что если бы имели возможность причаститься, то непременно сделали бы это.

Таким лицам усердное желание причаститься Христовых Тайн, конечно, вменяется в действительное причащение, подобно тому, как Аврааму вменилась в правду вера его (Рим. IV, 3, зач. 85).

К безпоповцам же все это относиться не может, так как они во всю жизнь не причащаются и еще утверждают, что можно спастись и без причащения Св. Тайн.

б) Из свидетельств другого рода более замечательно следующее. Блаженный Феофилакт в своем " Благовестнике" пишет: " И ты можеши не токмо по тайному причастию ясти и пити Плоть и Кровь Владычню, но и по иному образу, ибо Плоть яст кто, егда по детели проходит девственно" (" Благовест." От Иоан. зач. 24).

Как понять эти слова? Означают ли они, что можно, как кому угодно причащаться - или таинственно, или иным способом, например духовно, и что последнего рода причащение может заменять первое?

Но если понять так слова блаженного Феофилакта, то необходимо придется стать в противоречие со словами Господа о необходимости таинства причащения, преподанного в чувственном виде на тайной вечери, где Он заповедал творить сие, т. е. чувственное причащение, в Его воспоминание (Лук. XXII, 19; Коринф. XI, 25).

Обращаясь затем к другим словам блаженного Феофилакта, в том же толковании, мы приходим к полному убеждению, что он совсем не думал сказать, что видимое причащение Тела и Крови Христовой можно заменить каким-то духовным причащением. Объясняя слова Спасителя о хлебе животном, ядый от которого не умирает, он прямо говорит, что здесь речь о тайнем (т. е. таинственном, видимом) причащении, что это " тайное причащение есть обычно" и что оно только необходимо, что " несть инако живота имети", а отсюда познаем, заключает он, величество тайны причащения (" Благов.", л. 103-104).

Таким образом, выражение блаженного Феофилакта: " Ясти и пити Плоть и Кровь Владычню" можно " и по иному образу" означает не действительное, какое-то не понятное, духовным образом причащение Тела и Крови Владычней, а общение с Христом нравственное, через прохождение добродетельной жизни, каковое общение имеет тесную и необходимую связь с таинственным приобщением Плоти и Крови Христовой" (Ивановский. Сн. кн. " Руководство к обличению русского раскола" К. Плотникова, 2-е изд., с. 291-298).

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

2. Библейские тексты о св. причащении

 

 

Первое причащение было на последней пасхе, которую отпраздновал Господь со Своими учениками: ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху (Мф. XXVI, 19). И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: пришлите, ядите, сие есть Тело Мое (ст. 26). И взяв чашу, и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все (ст. 27), ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (ст. 28). Ибо я (говорит св. Ап. Павел) от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб (1 Кор. XI, 23), и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое: сие творите в Мое воспоминание (ст. 24). Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (ст. 25).

Св. причащение есть вкушение Пречистыя Крови и Тела Иисуса Христа: чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. X, 16).

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам; если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоан. VI, 53). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (ст. 54), ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (ст. 55).

Св. причащение должно быть совершаемо в воспоминание Его искупительной смерти: " Сие творите в Мое воспоминание". И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лук. XXII, 19). И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творити в Мое воспоминание (1 Кор. XI, 24). Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание (ст. 25).

Строгое испытание самого себя предписывается прежде причащения: да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. XI, 28). Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. XIII, 5).

Св. причащение должно быть принимаемо с решимостью вести новую жизнь: итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. V, 7). Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. X, 21).

Духовная благодать, вытекающая из причащения: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Иоан. VI, 56). Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мной (ст. 57). Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек (ст. 58).

Первобытная Церковь совершала причащение, и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. II, 42). В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи (Деян. II, 43).

Тот, кто недостойно участвует в причащении:

а) повинен против Тела и Крови Христовых: посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор. XI, 27);

б) привлекает на себя суд Божий: от того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. XI, 30). Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (ст. 31). Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (ст. 32);

в) вкушает и пьет осуждение себе: ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем (1 Кор. XI, 29).

 

Критическое замечание об отступлении западной Церкви от Православной в совершении таинства причащения

1. Римско-католическая Церковь отличается в учении о таинстве св. причащения, во-первых, тем, что в ней веществом для таинства причащения служит хлеб пресный вместо квасного. Начало этому обычаю положено было в VII веке в Испании, но господствующим в римской Церкви он сделался в XI веке.

Это нововведение западные христиане доказывают тем, будто Иисус Христос установил таинство св. причащения в первый день опресночный. Это неверно. Иисус Христос установил таинство св. причащения, по свидетельству евангелиста Иоанна (гл. XIII, ст. 1), прежде иудейского праздника Пасхи, следовательно, прежде употребления опресноков, и значит, прежде первого дня опресночного. Если же евангелисты Матфей (XXVI, 17) и Марк (XVI, 12) говорят, что тайная вечеря была в первый день опресночный, то их слова, на основании прямого указания евангелиста Иоанна, очевидно, необходимо понимать в значении дня, ближайшего к празднику опресноков, который начинался на другой день, после еврейского праздника Пасхи, именно 15-го числа месяца нисана. Следовательно, тайная вечеря, бывшая 13-го числа этого месяца, была в такое время, когда иудеи употребляли еще хлеб квасный, который Христос Спаситель и употребил при установлении таинства св. причащения.

2. Миряне в римской Церкви причащаются только под одним видом - под видом хлеба - Тела Христова.

Обычай этот явился на Западе в XIII веке, а в ХV в., по распоряжению Базельского собора он признан был обязательным для всех западных христиан. В оправдание этого обычая в римской Церкви представляют следующие основания:

а) говорят, будто нет прямого повеления Самого Господа, чтобы все последователи Его причащались непременно под обоими видами. А слова Господа: Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе (Иоан. VI, 53) и потом " пийте от нея вси" разве не заключают в себе прямого указания на то, что всем христианам следует причащаться под обоими видами, - хлеба и вина - Тела и Крови Христовой?

б) Говорят, миряне по неосторожности, могут пролить Кровь Христову. А священнослужители разве не могут по неосторожности пролить, однако же они, по учению римской Церкви, не лишаются приобщения Крови Христовой.

в) Говорят некоторые из мирян имеют природное нерасположение к вину и не употребляют его. Эта причина касается столь редких исключений, из-за которых несправедливо было бы лишать всех мирян причащения Крови Христовой. Да можно ли допустить, чтобы человек не мог принять и одной капли вина, да и как можно говорить о вине, если речь идет о Крови Христа?

г) Наконец, говорят: " Где Тело, там и Кровь, и потому причащающиеся Тела Христова причащаются вместе и Крови Его". Вывод произвольный, противоречащий прямому повелению и примеру, данному Самим Господом, а равно и тому, что подобный вывод не имеет места в римской Церкви по отношению к священнослужителям.

3. Младенцы совсем не допускаются в римской Церкви до причащения Святых Тайн на том основании, что они не могут сознательно приготовиться к нему. В таком случае нельзя было бы допустить младенцев и до принятия крещения. А согласно ли это со словами Господа, имеющими прямое отношение как к взрослым, так и к младенцам: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе? (Иоан. VI, 58).

4. Пресуществление Св. Даров, по верованию римской Церкви, совершается во время произнесения священником слов: " Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... ", а по учению Церкви Православной, после призывания Св. Духа во время благословения Св. Даров. Об истинности последнего учения свидетельствует самый порядок совершения таинства. Если допустить учение римской Церкви, то в таком случае совершенно излишни были бы действия, совершаемые после произнесения слов Христовых: " Приимите, ядите...", а именно призывание Св. Духа на предложенные дары, и благословение их с произнесением слов: " И сотвори убо хлеб сей... "

Лютеране не только употребляют хлеб пресный по примеру римской Церкви, но и не признают самого пресуществления в таинстве св. причащения. По их мнению, вопреки ясным словам Спасителя: " Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя", хлеб и вино суть только символы, или знаки Тела и Кровь Христовой, а не самое Пречистое Тело и Кровь Его.

Кроме того, благодатная сила этого таинства, по их мнению, условливается не самим существом таинства, а верой совершителей и принимающих его. И то и другое мнение, очевидно, уничтожает самую сущность таинства и не согласимо с самим понятием о таинстве и со значением силы Божественной.

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

3. Учение Церкви о таинстве евхаристии.

 

 

I. Вселенские соборы так учат о таинстве причащения:

а) На Первом Вселенском соборе присутствовавшие отцы исповедали: " На Божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верой разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29), приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля Честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего воскресения" (Gelas. Cyzicen. Comment. in Acta Concil. Nic. с. XXXI, Diatyp. 5).

б) На Третьем Вселенском соборе единодушно принято и одобрено послание св. Кирилла Александрийского к Несторию, писанное от целого поместного собора Александрийского, где, между прочим, говорится: " Возвещая смерть по Плоти Единородного Сына Божия, т. е. Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах бескровное жертвоприношение и таким образом приступаем к благословенным тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и Честной Крови Спасителя всех нас Христа, и принимая не как обыкновенную плоть, - да не будет, - и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и Собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (И. Христос), как Бог, будучи жизнью по естеству, когда стал едино с собственной плотью, то соделал ее животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: " Аминь, аминь, глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его ", однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким бы образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас соделался и назван Сыном человеческим" (Concil. Ephes. р. II, Act. 1 (р. 121 ap. Binim). (сн. Кирилл Александрийский, Орр. Т. V, р. 11, р. 72, Lutet. 1638).

в) Отцы Седьмого Вселенского собора в обличение еретиков свидетельствовали: " Никто из труб Духа, т. е. апостолов и достославных отцов наших, бескровную жертву нашу, совершающуюся в воспоминание страдания Бога нашего и всего домостроительства Его, не называл образом Тело Его, ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе; также: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем; и еще: приимите, ядите, сие есть Тело Мое... а не сказал: приимите, ядите образ Тела Моего... Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы бескровную жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самим Телом и самой Кровью. И хотя прежде, нежели совершится освящение, некоторым из св. отцов казалось благочестивым называть сии вместообразными, но по освящении они суть Тело и Кровь Христовы, и так веруются" (Concil. Nic. II, Act. VI, Lect. Epiphan. Diac.). (Сн. " Православно-догматическое богословие" Макария, 1852 г., т. IV, с. 199-201).

II. Св. отцы учат об евхаристии так:

а) Св. Игнатий Богоносец говорит: " Они (докеты) удаляются от евхаристии и молитвы, не исповедуя, что евхаристия есть Плоть нашего Спасителя Иисуса Христа, пострадавшая за грехи наши, которую Отец воскресил по благости" (Epist. Ad Smyrn. n. 7).

б) Св. Юстин Мученик: " Мы приемлем сие (евхаристию) не как простой хлеб и не как простое питие, но, каким образом Иисус Христос - Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего и Плоть и Кровь, таким же образом (научены мы) и пища сия, над которой произнесено благодарение молитвой Слова Его, по преложении питающая нашу кровь и плоть, есть Плоть и Кровь того же воплотившегося Иисуса Христа" (Apolog. 1, n. 61, в " Хр. Чт.", 1825, XVII, 99).

в) Св. Ириней: " Как земной хлеб через призывание на него Бога уже не есть обыкновенный хлеб, но евхаристия, состоящая из земного и небесного, так и тела наши, приобщаясь евхаристии, уже не суть тленны, но имеют надежду воскресения" (Adv. haer. IV, с. 34).

г) Св. Кирилл Иерусалимский: " Хлеб и вино евхаристии, прежде святого призывания поклоняемыя Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается Телом Христовым, а вино бывает Кровью Христовой" (" Поуч. тайновод.", 1, п. 7, с. 440 по русскому переводу).

Он же в другом месте говорит: " Когда Сам Христос объявил и сказал о хлебе: сие есть Тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда сам уверил и сказал о чаше: сия есть Кровь Моя, кто тогда усумнится и скажет, что сие не Кровь Его? Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Иоан. II, 1, 10), сходное с кровью, и недостоин ли веры, когда вино в Кровь претворяет? Если, зван быв на брак телесный, совершил Он сие преславное чудо, не паче ли, даровав сынам брачным (Матф. IX, 15) Свое Тело и Кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего? Почему со всякой уверенностью приимем сие как Тело и Кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе Тело, а в образе вина дается тебе Кровь, дабы, приобщився Тела и Крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным, ибо таким образом бываем христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественного естества причастницы (2 Петр. 1, 4)…

Итак, хлеб и вино (в евхаристии) не разумей простыми, ибо оные Тело суть и Кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо, хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовы" (" Поуч. тайнов.", IV, п. 1, 2, 3-6, с. 434-456).

д) Блаженный Феофилакт: " Помни, что хлеб, который мы вкушаем в таинстве, не есть образ Тела Господня, но есть самая Плоть Господа... Ибо хлеб таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Св. Духа, претворяется в Плоть Господа" (In Ioann. VI). " Хлеб не есть образ Тела Господня, но прелагается в самое Тело Христово" (In Marc. XIV).

е) Св. Иоанн Дамаскин: " Ужели Он (Бог Слово) не может хлеб соделать Своим Телом, а вино и воду Своей Кровью? Он сказал вначале: да прорастит земля былие травное (Быт. 1, 11), и земля, возбуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, будучи даже доныне орошаема дождем, производит свои прозябания. Так и здесь Бог сказал: сие есть Тело Мое; сия есть Кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному повелению так бывает и будет до того времени, когда придет; ибо так сказано: дондеже приидет (1 Кор. XI, 26).

И для сего нового делания через призывание делается дождем осеняющая сила Святого Духа, ибо как Бог все, что ни сотворил, сотворил действием Святого Духа, так и ныне действием Св. Духа совершается то, что превышает естество и чего нельзя постигнуть, разве одной только верой. " Како будет сие, - говорит Св. Дева, - идеже мужа не знаю? " " Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя" (Лук. I, 34-35), - отвечает ей Архангел Гавриил.

И ныне, если ты спрашиваешь: каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вода и вино - Кровью Христовой, отвечаю тебе и я: Дух Святой нисходит и совершает то, что превыше слова и разумения. Хлеб же и вино употребляются потому, что Бог знает человеческую немощь, которая многого с неудовольствием отвращается, когда оно не утверждено обыкновенным употреблением.

Итак, Бог по обычному Своему снисхождению через обыкновенное по естеству совершает вышеестественное… Поелику люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питье воду и вино, Бог с сими веществами соединил Свое Божество и сделал их Своим Телом и Кровью, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в вышеестественном". И далее: " Хлеб и вино суть не образы Тела и Крови Христовой, - да не будет! - но самое обoженное Тело Господа, ибо Сам Господь сказал: сие есть Тело Мое, а не образ тела; сия есть Кровь Моя, а не образ крови... Если же некоторые и называли хлеб и вино вместообразными (образами) Тела и Крови Господней, как, например, Богоносный Василий в Литургии, то называли так сие приношение не по освящении, но до освящения" (" Точное изложение православной веры", кн. IV, гл. 13, с. 250, 251, 252, 255).

В другом месте он же говорит так: " Самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Если же ты спросишь, каким образом сие бывает, то довольно тебе услышать, что сие совершается Св. Духом так же, как Господь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе Плоть Духом Святым. И мы ничего не знаем более: знаем только, что Слово Божие истинно, действенно и всесильно, но образ (претворения) неисследим.

При сем можно еще сказать и то, что как хлеб через ядение, а вино и вода через питие естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пиющего и делаются не другим телом, отличным от прежнего его тела, так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Св. Духа сверхъестественно претворяются в Тело и Кровь Христову, и составляют не два тела, но одно и то же" (" Точное изложение православной веры", кн. IV, гл. XIII, с. 252).

ж) " Веруем, что в таинстве евхаристии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о крещении, и не через проницание хлеба, так чтобы Божество Слова входило в предложенный для евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют, но истинно и действительно, так, что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое Истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось в Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую Истинную Кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господня под видом и образом хлеба и вина (" Послание восточных патриархов", чл. 17).

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

4. К таинству причащения нужно приступать с великим благоговением.

 

 

Св. Иоанн Златоуст, говоря о том, что в таинстве причащения христианин вкушает самое Тело Христа, убеждает приступать к нему с великим благоговением и пламенной любовью. " Сколь многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду, сапоги! Вот ты видишь Его (в евхаристии) и прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе не только видеть Себя, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенной любовью, все с горячим усердием и бодростью…Посему должно всегда бодрствовать, ибо немалое предлежит наказание тем, которые недостойно приобщаются.

Подумай, сколь много ты негодуешь на предателя и на тех, кои распяли Христа. Итак, берегись, чтобы и тебе не сделаться виновным против Тела и Крови Христовой.

Они умертвили Всесвятое Тело; а ты принимаешь оное нечистой душой после толиких благодеяний. Ибо недовольно было для Него того, что Он соделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам и не только верой, но и самым делом соделывает нас Своим Телом: сколь же чист должен быть тот, кто наслаждается сею жертвой!

Сколь чище всех лучей солнечных должна быть рука, раздробляющая сию Плоть, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшной Кровью!

Помысли, какой чести ты удостоен! Какой наслаждаешься трапезой!

На что с трепетом взирают ангелы и не смеют воззреть без страха по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одной плотью со Христом. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его? (Пс. CV, 2). Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю, пастырь. Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам; но Христос не потерпел сего: Он питает нас собственной Кровью, и через сие соединяет нас с Собой (на Матф. беседа LХХХП, п.4 и 5, в т. III, с. 421).

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

5. Иисус Христос присутствует в таинстве евхаристии как совершенный Богочеловек, при том в каждой самомалейшей частице евхаристических даров

 

 

" Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово всегда целое и во всех частях единое и Господь Христос присутствует по существу Своему, т. е. с душой и Божеством или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных.

И это не потому, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и то же с Телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах: посему-то таинство сие, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, коей суету и безумную изыскательность касательно вещей Божественных отвергает сия святая и свыше определенная за нас жертва" (" Послания восточных патриархов", чл. 17).

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

6. В лице священника таинство причащения совершает Сам Иисус Христос

 

 

Совершая евхаристию и принося Богу бескровную жертву, священник в своем лице представляет Самого Великого Архиерея Иисуса Христа, Сына Божия, священнодействующего и приносящего Богу Отцу в жертву по долгу вечного Своего святительства хлеб и вино, претворенные на алтаре церковном в самое Тело и самую Кровь Христову; потому священник исповедует: Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш! (Молитва Херувимской песни: " Никтоже достоин от связавшихся...").

" И ныне присутствует Христос, - беседует св. Златоуст, - трапезу сию украшаяй. Украсивый бо оную на вечери, Той и сию украшает ныне. Не человек бо есть творяй предлежащая быти Тело и Кровь Христову, но Сам распеншийся за нас Христос. Образ един Христов исполняя, стоит священник и молитву приносит, глаголы вещая: сие есть Тело Мое. Благодать же и сила Божия есть вся действующая" (Св. Златоуст в беседе о предательстве Иудине).

И еще: " Приношение сие, хотя бы каковой священник принес, хотя бы Павел, хотя бы Петр, есть самое то же, которое Христос ученикам подал, и которое ныне священники совершают: ничем же сие, как и то, есть меньшее. Ибо и сие не человеки освящают, но Самый, Той же и оное освятивый. Како бо глаголы, яже Христос провозгласил, теж самые суть, кои и ныне священник глаголет: тако и приношение тоежде есть" (Златоуст в беседе 2, на 2-е послание к Тимофею).

" Господь даже доселе сие Истиннейшее и Святейшее Тело Свое творит и освящает и благословляет", - говорит св. Киприан в слове о вечери Господней (сн. соч. " Историч. догм. и таинств, изъяснение литургии" Ив. Дмитревского, изд. 1884 г., с. 238).

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

7. Примеры из жизни святых, доказывающие, что в таинстве евхаристии под видом хлеба преподается Истинное Тело Христово и под видом вина Истинная Кровь Господня.

 

 

I. В житии святителя Григория Двоеслова, папы римского, рассказывается о знаменательном чуде, которое совершилось в пречистых тайнах по молитве сего святителя.

Одна знатная римская женщина принесла просфоры для совершения таинства причащения; литургию в этот день совершал сам святитель Григорий. Когда настало время подавать людям св. причащение, то приступила и та женщина причаститься Св. Тайн. И при словах святителя: " Преподается Животворящее Тело Господа нашего Иисус Христа" упомянутая женщина усмехнулась. Видя смех ее, святитель удержал свою руку и спросил женщину: " Почто ты рассмеялась? " - " Удивительно для меня, владыко, что ты тот хлеб называешь Телом Христовым, который я испекла моими руками".

Святитель Григорий, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас вид хлеба преложился в вид самого истинного тела человеческого. Это чудо увидала не только та женщина, но и все прочие, бывшие в храме, прославили Христа Бога и утвердились в вере относительно Пречистых Тайн, что под видом хлеба преподается Истинное Тело Христово и под видом вина - Истинная Кровь Господня. Святитель снова помолился, и вид тела человеческого претворился в вид хлеба. Со страхом и верой, несомненно, приняла женщина хлеб как Тело Христово, также и вино - как Кровь Христову (Четьи-Минеи, 12 марта).

II. Один живший в скиту старец был великий подвижник, но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: " Хлеб, который мы принимаем, не есть существенно Тело Христово, а только вместообразное". Несмотря на все убеждения, старец отвечал: " Если не уверюсь самым делом, не могу вполне убедиться". Св. подвижники сказали ему: " Помолимся Богу эту неделю о таинстве сем, и Бог откроет нам". Старец с радостью согласился на это предложение и молился Богу так: " Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злобе, но, чтобы не заблуждаться, по неведению; открой мне, Господи Иисусе! " Так молились и другие старцы-подвижники. Бог услышал их. По прошествии недели они пришли в воскресенье в церковь - и отверзлись им очи. Когда хлеб положен был на святой Престол, он представлялся в виде младенца; когда же священник простер руку дня преломления хлеба, Ангел Господень сошел с неба с ножом, заклал младенца, кровь его вылил в чашу; когда же священник раздроблял хлеб на малые части, тогда и Ангел отсекал от младенца малые части; когда они приступили к принятию таинства, старцу одному подана была плоть с кровью. Увидев сие, он ужаснулся и воскликнул: " Верую, Господи, что хлеб сей есть Тело Твое и чаша сия есть Кровь Твоя! " И тотчас Плоть в руке его стала хлебом, как бывает в таинстве, и он приобщился, благодаря Бога. После сего старцы говорят ему: " Бог знает, что человек по природе своей не может есть сырой плоти, а потому и преподает Тело Свое под видом хлеба и Кровь Свою под видом вина принимающим с верой". Св. подвижники возблагодарили Бога за то, что Он не попустил недоумевающему старцу погубить трудов своих, и все с радостью возвратились в свои кельи (" Достоп. сказ. о подв. св. и блаж. отец", с. 57, 65).

III. Пришел однажды преп. Нифонт с учеником своим на обычную молитву в церковь (в Царьграде), где уже епископ начал Божественную службу. И вот отверзлись у преп. Нифонта духовные очи, и он увидел огонь, сшедший с неба и покрывший алтарь и архиерея; во время же пения Трисвятого явились четыре ангела и пели с поющими. А во время чтения Апостола увидел св. Ап. Павла, который стоял сзади читающего и наблюдал за ним. Во время Евангелия слова, как светильники, восходили на небо, а при перенесении Св. Даров раскрылся свод церковный, разверзлись небеса и, при необыкновенном благоухании, сходили ангелы с пением: " Слава Христу Богу! " и несли прекрасного Отрока и, поставив его на дискос, сами окружили Престол. Когда же настало время освящения даров и совершения таинства, приступил один из светлейших ангелов и, взяв нож, заклал Отрока и излил Св. Кровь в чашу; затем, положив Отрока на дискосе, сам стал опять наряду с другими с благоговением. Потом во время причащения блаженный видел, что у одних из приобщающихся лица были светлы, как солнце, а у других темны и мрачны, как у эфиопов. Предстоящие же ангелы наблюдали, как кто приступает, и достойно причащающихся венчали, а от недостойных отвращались и гнушались ими. По окончании сей службы он видел Отрока опять целым в руках ангельских и вознесшимся на небо. Сам преподобный поведал сие ученику своему, который и предал писанию на пользу другим (Четьи-Минеи, 23 декабря).

IV. Один магометанин, житель Аравии, бывши в церкви христианской, увидел, что священник во время литургии заколол Младенца, Кровь его источил в чашу, а Тело раздробил на блюде. Потом христиане, предстоявшие тут, Тело Младенца ели, а Кровь пили. Неверному сарацину показалось это дело жестоким, так что он сильно стал поносить священника. Но когда священник со смирением объяснил тайну неверу, то магометанин, пораженный величием этой тайны, сделался последователем Евангелия и мучеником за Христа (Пролог, 26 ноября).

Ты, читатель, быть может, спросишь: почему же Бог скрывает от нас вид Тела и Крови в тайне св. причащения? Богоносные отцы Церкви отвечают на это так (как это мы уже и знаем из вышеприведенного сказания): " Естество человеческое отвращается от употребления сырого мяса и крови не может без отвращения пить. Посему Бог в тайне причащения прикрывает Тело видом хлеба, а Кровь - видом вина" (Пролог, 25 декабря; " Поучение о пречистых тайнах").

Положим, скажешь, это верно, но нельзя ли нам ныне для удостоверения видеть в тайне причащения, вместо хлеба Тело Господне, а вместо вина - Кровь Христову? О, без сомнения, можно! Но мы должны рассудить, чего нам хочется. Такое видение попускает Бог большей частью для неверующих, а нам, верующим в несомненную святость тайны причащения, желание подобного видения излишне и грешно.

Правила Церкви повелевают, что " если бы кому из священников литургисающих хлеб представился в виде тела, а вино в виде крови, то таковой священник не должен приобщаться, но должен повергнуться в смирении духа перед вездесущим Богом, винить себя в маловерии и просить Господа, да явит ему таинство причащения в обыкновенном виде, в каком оное преподается истинно верующим христианам".

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

8. Догматические и нравственные выводы, вытекающие из учения о пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы

 

 

Так как в таинстве евхаристии хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа, то:

а) По освящении хлеба и вина остаются уже не хлеб и вино, но Истинное самое Тело и Истинная самая Кровь Господня под видом хлеба и вина (" Послания восточных патриархов", чл. 17).

б) В каждой раздробленной даже малейшей частице освященных хлеба и вина находится Тело Христово целое и нераздельное. Сия вера Церкви выражается в чиноположении литургии, когда говорится: " Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый, никогда же иждиваемый, но причащающияся освящаяй".

в) Хотя таинство совершается во многочисленных местах мира, но, как изъясняются восточные патриархи, " не много бывает Тел Христовых, а один и Тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. Всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах, посему-то таинство сие, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости" (" Послания о православной вере", гл. 17).

г) Со времени освящения святые дары остаются Истинным Телом и Истинной Кровью Господа, принимают их или не принимают верующие, и потому освященные дары, сохраняемые как для совершения преждеосвященной литургии во время четыредесятницы, так и для причащения больных, суть Истинное Тело и Истинная Кровь Иисуса Христа.

д) Святым тайнам должно воздавать Божественное поклонение; сие поклонение относится прямо к Самому Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, присутствующему в них (" Православное исповедание", ч. 1, ответ 56, 107). 1

Приведем здесь замечательное по превосходным сравнениям и неотразимой силе убедительности наставление св. Дмитрия Ростовского о пресуществлении Св. Тайн.

1. " Если кто изъявляет сомнение и неверие касательно Божественного таинства - как хлеб находящийся на трапезе, прелагается в Тело, а вино в Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становится в священном служении Истинным Телом и Кровью! Его, то всякий православный христианин должен спросить его так: может ли Бог сделать больше человека и выше разума его? И когда скажет: может, скажи ему: почему же Он не может дать нам своей плоти в пищу? Словом Господним небеса утвердишася (Псал. XXXII, 6): тем же Словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в Тело и Кровь Свою".

2. " И если удивляешься тому, как Тот же Христос - и на трапезе, и на небесах, то удивляйся и тому, как одно солнце, которое нас здесь освещает и согревает, в то же время светит и на небе и на земле, и на востоке и на западе, и во всех странах мира. Так и Христос - в то же время и на небе, и на земле - в Пречистых Тайнах как один Всемогущий и Всесильный, и на небе истинно по естеству, и на земле властью Божества совершает великие и преславные дела, непостижимо и несказанно превыше ума человеческого".

3. " И опять, если удивляешься тому, как один Христос во многих частях подается верным равно целый, не меньший в одной части и не больший в другой, удивляйся же и тому, как один мой голос и у меня в устах, и в ваших ушах есть один и тот же голос?.."

4. " И если удивляешься, как тело не сокрушается в раздроблении тайн, когда раздробляется Агнец и как во всякой части есть целый и совершенный Христос, удивляйся и сему, как это, когда зеркало раздробится на малые части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но во всякой части представляется целым, как и в полном зеркале".

5. " Если удивляешься тому, как Христос, часто снедаемый, не умаляется, но цел пребывает во веки, удивляйся и сему, как, зажегши одной свечой другие свечи, ты не уменьшаешь через это светлости первой свечи".

6. " И если спросишь о том, как Христос, вшедши вовнутрь нашего естества, не оскверняется и незаключается, то и я спрошу: солнце, проходя над нечистыми местами, оскверняется ли через это или нет? Знаю, что мудрый и верный не осмелится сказать: да! Тем более не оскверняется Христос, Свет всякой чистоты, и не заключается Сущий, Которого не могли удержать ни ад, ни гробные печати, ни двери во входе к ученикам, затворенные и твердо заключенные".

7. " И если удивляешься, как в такой малой части Тайн весь полный и целый Христос, то дивись и сему, как в таком малом зерне зрачка твоего вмещаются и им объемлются такие великие города. Но узнав сие, ты не испытывай неиспытуемого таинства, а с несомненной верой и сердечной любовью воздавай благодарение Страшному и Сильному и Всемогущему Царю и Богу Вседержителю, и делами и умом за неисповедимые дары Его".

8. " И опять в рассуждении Тела Господня - право веруй с Церковью о страшных Тайнах. Хотя телесными очами усматриваешь ты видимый хлеб и вино, но веруй крепко, без сомнения, тому, что существо их, наитием и действием Святого Духа и властью всемогущего Слова Божия пременяется в Тело и Кровь Христову, так что ничего иного здесь не остается, а только самое Истинное Тело и Кровь Господня под видами пшеничного, квасного, новопеченого мягкого хлеба и вина, выжатого из виноградных гроздьев, т. е. ягод" (" Творения св. Дим.", ч. V, с. 115).

 

 

О ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

9. Примеры из житий святых, доказывающие ту мысль, что причащение Св. Тайн по чину Православной Церкви необходимо и спасительно, вопреки утверждению некоторых ревнителей древнего благочестия

 

 

Таинство Св. Причащения есть одно из важнейших средств в деле спасения. " Через него, - по выражению св. Златоуста, - мы становимся едино Тело со Христом; соединяемся с Ним, яко тело с главою; Кровь же Его - душ наших избавление: той же омывается душа, той украшается, той распаляется" (" Толкование на Евангелие Иоанна", нрав. 46). " Сие таинство называется причащением, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - потому что через оное мы делаемся причастниками Божества Иисусова; через него сообщаемся со Христом" (" Изложение православной веры", гл. XIII). " Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, - говорит св. Киприан Карфагенский, - так оный сверхъестественный есть жизнь души". " Сия трапеза - сила нашего спасения, крепость ума, основание упования, надежда спасения, свет, жизнь! " - восклицает св. Иоанн Златоуст (на 1 Кор. беседа 24).

Вот на чем, собственно, опирается наша глубокая уверенность в высоком значении св. евхаристии. Но при этом наша мысль с болезнью сердца обращается к тем многочисленным христианам, которые, именуя себя ревнителями древнеотеческих Преданий, лишаются таинственного наслаждения в Божественной трапезе. Как не скорбеть о таковых?! Как не пожалеть об их крайне опасном самообольщении: ибо они мнятся спастися, удаляясь от источника спасения. Бедные! Они забывают, что только Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (1 Иоан. 1, 7). Следовательно, не вкушая тела и Его Крови, они не приобщаются и очистительным для нас от грехов наших крестным страданиям и смерти Его. Аминь, аминь, глаголю вам, - говорит Господь, - аще не снесте Плоти Сына человеческаго, не пиете Крови Его, жи

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О СЕМЬЕ в пятом измерении | Определяемся с терминологией
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.05 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал