Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и классификация идентификации продовольственных товаровСтр 1 из 4Следующая ⇒
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
Факультет технологии и товароведения
Кафедра товароведения и экспертизы товаров
Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине «Идентификация и фальсификация продовольственных товаров» Для студентов заочной формы обучения по специальности 080401 – «Товароведение и экспертиза товаров»
Воронеж 2013 Составители: доцент Крупицын В.В.
Рецензент: доцент Курчаева Е.Е.
Рассмотрено и зарекомендовано к утверждению на заседании кафедры товароведения и экспертизы товаров (от) Утверждены методической комиссией факультета технологии и товароведения ФГБОУ ВПО ВГАУ им. императора Петра I (от)
Вариант контрольной работы определяется по сопоставлению в таблице последнего номера в зачетной книжке с предпоследним номером, а так же пользуясь приложением 1, студент выбирает свою группу товара в соответствии с выбранным вариантом таблицы 1. Таблица 1
Студент заочного отделения допускается к сдаче экзамена по дисциплине «Идентификация и фальсификация продовольственных товаров» только при условии зачтенной контрольной работы. В случае указания на необходимость доработки, последняя должна выполнятся в письменной форме в этой же тетради, и предоставляется преподавателю на проверку до экзамена. ЗАДАНИЕ В соответствии с взаимосвязью различных видов фальсификации, с присущими каждому виду товара соответствующими характеристиками и пользуясь имеющимися методами идентификации: 1) Привести подробное описание соответственных характеристик потребительских свойств (по индивидуальному заданию) товара. 2) Описать структуру идентификационной деятельности и классификацию идентификации (по индивидуальному заданию) товара, в соответствии с определенными ее отдельными элементами. 3) Привести описание различным видам фальсификации, при взаимосвязи соответствующих признаков (по индивидуальному заданию) товара. 4) Определить и описать методы идентификации и обнаружения (выявления) фальсификации (по индивидуальному заданию) товара. 5) Разработать предложения по предупреждению фальсификации (по индивидуальному заданию) товара в условиях розничной и оптовой торговли.
Структура и классификация идентификации продовольственных товаров
Идентификация как вид деятельности имеет структуру, характеризующуюся определенными структурными элементами (рис. 1). Цель идентификации — установить тождественность или подлинность объекта (товара) его основополагающим характеристикам. На современном этапе задачами идентификации являются: • определение структуры, норм и правил в области идентификации товаров; • разработка основополагающих критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных видов и наименований товаров; • исследование потребительских свойств товаров и показателей, их характеризующих, для выявления наиболее достоверных критериев идентификации; • совершенствование стандартов, ТУ и другой нормативной документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации; • совершенствование методов идентификации товаров, и в первую очередь экспресс-методов, позволяющих с достаточно высокой степенью достоверности определять все основополагающие характеристики товаров, особенно товароведные.
Рис. 1 - Структура идентификационной деятельности
В зависимости от основополагающих товароведных характеристик товаров различают следующие виды идентификации (рис. 2).
Рис. 2 - Классификация идентификации
Ассортиментная идентификация товаров - установление тождественности и/или подлинности их наиболее существенным признакам ассортиментных характеристик. Этот вид идентификации предназначен для установления принадлежности конкретных товаров к определенной классификационной группировке: группе, подгруппе, виду, подвиду и/или наименованию (торговой марке и ее модификациям). В зависимости от такой принадлежности можно выделить следующие подвиды ассортиментной идентификации: групповая, видовая, страны происхождения, марочная. Групповая идентификация - установление тождественности оцениваемого товара с товарами однородной группы и/или подгрупп. Для этого подвида идентификации в качестве идентифицирующих критериев выбираются чаще всего показатели функционального назначения, а для продовольственных товаров - дополнительно такой формирующий фактор, как сырье, а также показатели химического состава. Групповая идентификация предназначена для определения принадлежности товаров к определенной группе или подгруппе разных ступеней. Видовая идентификация - установление тождественности оцениваемого товара с товарами определенного вида и/или подвида. Идентифицирующие признаки видовой принадлежности более разнообразны, чем групповой. К ним могут относиться преобладающие вещества, характерные для конкретного вида и/или подвида (например, кофеин для кофе, чая и отсутствие его или низкое содержание в кофейных и чайных напитках, молочный жир - в масле и масляной пасте из коровьего молока, отсутствие его в маргарине или низкое содержание в спредах). Свойства и показатели видовой принадлежности могут формироваться в процессе производства (например, кислотность, пористость и влажность в хлебе пшеничном или ржаном, массовая доля жира, кислотность и рисунок в сыре и др.) или за счет сырья. При хранении товаров признаки видовой идентификации, как правило, не изменяются или эти изменения не являются решающими. Для определения вида и подвида достаточно иногда органолептических, анатомо-морфологических или структурных показателей (например, для идентификации вида свежих и переработанных овощей, рыбы, вида тканей и т. п.). Идентификация страны происхождения товара - установление его принадлежности к товарам, производимым в определенной стране. Идентифицирующими признаками могут служить реквизиты в товаросопроводительных документах и/или на маркировке товара, но в отдельных случаях и эти сведения могут быть фальсифицированы. Марочная идентификация - установление подлинности товара определенной торговой марки и/или ее модификаций. Квалиметрическая идентификация товаров - определение тождественности их потребительских свойств и показателей качества установленным требованиям нормативных документов, и/или описаниям, и/или образцам. На потребительские свойства и показатели существенное влияние оказывают формирующие факторы (компонентный состав сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы). Кроме абсолютных значений показателей качества, при идентификации устанавливают и относительные значения по шкале интервалов (соответствие/несоответствие) или отношений (уровень качества). В зависимости от этих критериев различают следующие подвиды квалиметрической идентификации: компонентная, рецептурная, конструкционная, технологическая, категорийная. Компонентная идентификация - установление соответствия фактического перечня ингредиентов или комплектующих изделий определенному перечню, указанному на маркировке или в эксплуатационных документах. Рецептурная идентификация - установление соответствия фактического и определенного рецептурного ингредиентного и/или химического состава. Конструкционная идентификация - установление тождественности конструктивных особенностей товаров требованиям, регламентируемым в технологических инструкциях или других документах или описаниях. Технологическая идентификация - установление соответствия показателей качества, значения которых зависят от соблюдения требований, регламентируемых технологическими инструкциями и/или иными технологическими документами. Цель технологической идентификации - выявление нарушений технологического режима производства и диагностики причин возникновения дефектов. Процессы производства относятся к числу важнейших, формирующих качество факторов. Несоблюдение технологического режима вызывает незначительные, значительные и критические несоответствия (дефекты) либо допускаемые отклонения, которые могут косвенно свидетельствовать об этих нарушениях. Категорийная идентификация - установление соответствия действительных значений показателей качества требованиям, предъявляемым к одноименным товарам определенной градации качества, а также сведениям об этой градации на маркировке или в товаросопроводительных документах (ТСД). Целью категорийной идентификации служат определение заявленной на маркировке или в ТСД категории качества, а также выявление пересортицы. Комплектная идентификация - установление соответствия комплекта перечню комплектующих изделий, указанных в эксплуатационных документах и/или во вкладышах, а также принадлежности отдельных комплектующих изделий к конкретному комплекту. Целью такой идентификации является предотвращение выпуска и реализации неукомплектованных товаров, что затрудняет или делает невозможным их использование по функциональному назначению. При этом идентификация комплектности может осуществляться выборочным или сплошным методом при отпуске комплектов товаров потребителю. Для комплектной идентификации основным методом установления соответствия служит регистрационный метод, основанный на пересчете и учете всех входящих в комплект изделий. Информационная идентификация - установление достоверности товарной информации, указанной в товаросопроводительных документах, и/или маркировке, и/или иных носителях информации. На достоверность обычно проверяются обязательные требования, хотя все сведения о товаре, даже предоставляемые на добровольной основе и рекламного характера, не должны вводить потребителя в заблуждение, что регламентируется Законом «О техническом регулировании». В зависимости от количественных градаций и носителей информационная идентификация может быть партионной, упаковки, маркировки, товаросопроводительных документов. Партионная идентификация - деятельность по информационному обеспечению установления принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц к определенной товарной партии. Целью такой идентификации является обеспечение просле-живаемости местонахождения товарной партии и/или входящих в ее состав единичных экземпляров либо совокупных упаковок. Потребность в партионной идентификации возникает на этапе формирования товарных партий, сохраняется на всех этапах предреализационной и послереализационных стадий и исчезает после полного использования товаров на стадии утилизации. Даже на стадии эксплуатации или потребления, если будут выявлены критические дефекты товаров, может возникнуть необходимость в партионной идентификации для изъятия всей товарной партии. Способами партионной идентификации являются информационное обеспечение с помощью маркировки и товаросопроводительных документов, идентификацию которых производят совместно с идентификацией упаковки. Идентификация упаковки - установление соответствия упаковки требованиям безопасности и совместимости, предъявляемым нормативными документами, а также сведениям, указанным в товаросопроводительных документах. Целью такой идентификации является предотвращение качественных и количественных потерь за счет использования упаковки товаров с учетом их свойств. Кроме того, при идентификации упаковки может быть выявлено соответствие вида, размеров и емкости упаковки требованиям, предъявляемым к количеству фасованных товаров. Размеры упаковки не должны вводить потребителя в заблуждение относительно количественных характеристик упакованного товара. В ГОСТ Р 8.579 - 2001 «ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте» введено понятие фальшивой упаковки, которая своим внешним видом и размерами дает ложное представление о количестве товаров и больше чем на 30 % не заполнена товаром. При идентификации упаковки могут быть установлены ее совместимость и безопасность для упакованных товаров, в том числе и при длительном хранении. Если упаковка имеет фиксированную массу, отклонения от этой массы могут проверяться в допустимых или недопустимых пределах. Идентификация маркировки - установление достоверности сведений, указанных в маркировке, и определение их соответствия информации в товаросопроводительной документации, а также внешнему виду товара. При этом виде идентификации проверяют соответствие основополагающей товарной информации в маркировке товара с информацией в товаросопроводительных документах. Идентифицирующие признаки товарной партии: наименование товара и изготовителя, дата выпуска, срок годности до определенной даты или срок хранения, код ОКП и другие признаки, которые должны совпадать в маркировке и в товаросопроводительных документах. Идентификация товаросопроводительных документов (ТСД) установление подлинности этих документов и достоверности указанных в них сведений. К числу обязательных документов относят товарно-транспортные накладные, счета и/или счета-фактуры, удостоверения о качестве, сертификаты соответствия или декларации о соответствии. Идентификацию ТСД могут проводить эксперты при документальной экспертизе или специалисты (товароведы, менеджеры, приемщики товаров) при приемке товаров по количеству и качеству. Подлинность и правильность заполнения документов устанавливают по наличию необходимых реквизитов: подписей, печати организации-поставщика, названия и реквизитов поставщика. Кроме того, необходимо провести перекрестное сличение основных характеристик товара (видовое и марочное название, организация-производитель и т. п.), указанных в разных документах (накладных, сертификатах, удостоверениях о качестве и др.), а также в маркировке.
|