Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и классификация идентификации продовольственных товаров






Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

 

Факультет технологии и товароведения

 

Кафедра товароведения и экспертизы товаров

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ по дисциплине

«Идентификация и фальсификация продовольственных товаров»

Для студентов заочной формы обучения по специальности

080401 – «Товароведение и экспертиза товаров»

 

 

Воронеж 2013

Составители: доцент Крупицын В.В.

 

Рецензент: доцент Курчаева Е.Е.

 

Рассмотрено и зарекомендовано к утверждению на заседании кафедры товароведения и экспертизы товаров (от)

Утверждены методической комиссией факультета технологии и товароведения ФГБОУ ВПО ВГАУ им. императора Петра I (от)

 

 

Вариант контрольной работы определяется по сопоставлению в таблице последнего номера в зачетной книжке с предпоследним номером, а так же пользуясь приложением 1, студент выбирает свою группу товара в соответствии с выбранным вариантом таблицы 1.

Таблица 1

последняя цифра предпоследняя цифра
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Студент заочного отделения допускается к сдаче экзамена по дисциплине «Идентификация и фальсификация продовольственных товаров» только при условии зачтенной контрольной работы. В случае указания на необходимость доработки, последняя должна выполнятся в письменной форме в этой же тетради, и предоставляется преподавателю на проверку до экзамена.

ЗАДАНИЕ

В соответствии с взаимосвязью различных видов фальсификации, с присущими каждому виду товара соответствующими характеристиками и пользуясь имеющимися методами идентификации:

1) Привести подробное описание соответственных характеристик потребительских свойств (по индивидуальному заданию) товара.

2) Описать структуру идентификационной деятельности и классификацию идентификации (по индивидуальному заданию) товара, в соответствии с определенными ее отдельными элементами.

3) Привести описание различным видам фальсификации, при взаимосвязи соответствующих признаков (по индивидуальному заданию) товара.

4) Определить и описать методы идентификации и обнаружения (выявления) фальсификации (по индивидуальному заданию) товара.

5) Разработать предложения по предупреждению фальсификации (по индивидуальному заданию) товара в условиях розничной и оптовой торговли.

 

Структура и классификация идентификации продовольственных товаров

 

Идентификация как вид деятельности имеет структуру, ха­рактеризующуюся определенными структурными элементами (рис. 1).

Цель идентификации — установить тождественность или подлинность объекта (товара) его основополагающим характе­ристикам.

На современном этапе задачами идентификации являются:

• определение структуры, норм и правил в области иденти­фикации товаров;

• разработка основополагающих критериев, пригодных для целей идентификации однородных групп, конкретных ви­дов и наименований товаров;

• исследование потребительских свойств товаров и показате­лей, их характеризующих, для выявления наиболее досто­верных критериев идентификации;

• совершенствование стандартов, ТУ и другой нормативной документации путем включения в нее показателей качества для целей идентификации;

• совершенствование методов идентификации товаров, и в первую очередь экспресс-методов, позволяющих с доста­точно высокой степенью достоверности определять все ос­новополагающие характеристики товаров, особенно това­роведные.

 

 

 


Рис. 1 - Структура идентификационной деятельности

 

В зависимости от основополагающих товароведных харак­теристик товаров различают следующие виды идентификации (рис. 2).

 

 


Рис. 2 - Классификация идентификации

 

Ассортиментная идентификация товаров - установление то­ждественности и/или подлинности их наиболее существенным признакам ассортиментных характеристик.

Этот вид идентификации предназначен для установления принадлежности конкретных товаров к определенной классифи­кационной группировке: группе, подгруппе, виду, подвиду и/или наименованию (торговой марке и ее модификациям). В зависи­мости от такой принадлежности можно выделить следующие подвиды ассортиментной идентификации: групповая, видовая, страны происхождения, марочная.

Групповая идентификация - установление тождествен­ности оцениваемого товара с товарами однородной группы и/или подгрупп. Для этого подвида идентификации в качестве идентифицирующих критериев выбираются чаще всего показа­тели функционального назначения, а для продовольственных то­варов - дополнительно такой формирующий фактор, как сырье, а также показатели химического состава.

Групповая идентификация предназначена для определения принадлежности товаров к определенной группе или подгруппе разных ступеней.

Видовая идентификация - установление тождественно­сти оцениваемого товара с товарами определенного вида и/или подвида.

Идентифицирующие признаки видовой принадлежности бо­лее разнообразны, чем групповой. К ним могут относиться пре­обладающие вещества, характерные для конкретного вида и/или подвида (например, кофеин для кофе, чая и отсутствие его или низкое содержание в кофейных и чайных напитках, молочный жир - в масле и масляной пасте из коровьего молока, отсутст­вие его в маргарине или низкое содержание в спредах).

Свойства и показатели видовой принадлежности могут фор­мироваться в процессе производства (например, кислотность, пористость и влажность в хлебе пшеничном или ржаном, массо­вая доля жира, кислотность и рисунок в сыре и др.) или за счет сырья. При хранении товаров признаки видовой идентифика­ции, как правило, не изменяются или эти изменения не являют­ся решающими.

Для определения вида и подвида достаточно иногда органолептических, анатомо-морфологических или структурных пока­зателей (например, для идентификации вида свежих и перерабо­танных овощей, рыбы, вида тканей и т. п.).

Идентификация страны происхождения товара - установление его принадлежности к товарам, производимым в определенной стране.

Идентифицирующими признаками могут служить реквизиты в товаросопроводительных документах и/или на маркировке то­вара, но в отдельных случаях и эти сведения могут быть фальси­фицированы.

Марочная идентификация - установление подлинности товара определенной торговой марки и/или ее модификаций.

Квалиметрическая идентификация товаров - определение тождественности их потребительских свойств и показателей ка­чества установленным требованиям нормативных документов, и/или описаниям, и/или образцам.

На потребительские свойства и показатели существенное влияние оказывают формирующие факторы (компонентный со­став сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы). Кроме абсолютных значений показателей качества, при иденти­фикации устанавливают и относительные значения по шкале ин­тервалов (соответствие/несоответствие) или отношений (уро­вень качества).

В зависимости от этих критериев различают следующие подвиды квалиметрической идентификации: компонентная, рецеп­турная, конструкционная, технологическая, категорийная.

Компонентная идентификация - установление соот­ветствия фактического перечня ингредиентов или комплектую­щих изделий определенному перечню, указанному на маркиров­ке или в эксплуатационных документах.

Рецептурная идентификация - установление соответст­вия фактического и определенного рецептурного ингредиентного и/или химического состава.

Конструкционная идентификация - установление тождественности конструктивных особенностей товаров требо­ваниям, регламентируемым в технологических инструкциях или других документах или описаниях.

Технологическая идентификация - установление со­ответствия показателей качества, значения которых зависят от соблюдения требований, регламентируемых технологическими инструкциями и/или иными технологическими документами.

Цель технологической идентификации - выявление наруше­ний технологического режима производства и диагностики при­чин возникновения дефектов.

Процессы производства относятся к числу важнейших, фор­мирующих качество факторов. Несоблюдение технологического режима вызывает незначительные, значительные и критические несоответствия (дефекты) либо допускаемые отклонения, кото­рые могут косвенно свидетельствовать об этих нарушениях.

Категорийная идентификация - установление соответ­ствия действительных значений показателей качества требовани­ям, предъявляемым к одноименным товарам определенной гра­дации качества, а также сведениям об этой градации на марки­ровке или в товаросопроводительных документах (ТСД).

Целью категорийной идентификации служат определение за­явленной на маркировке или в ТСД категории качества, а также выявление пересортицы.

Комплектная идентификация - установление соответ­ствия комплекта перечню комплектующих изделий, указанных в эксплуатационных документах и/или во вкладышах, а также принадлежности отдельных комплектующих изделий к конкрет­ному комплекту.

Целью такой идентификации является предотвращение вы­пуска и реализации неукомплектованных товаров, что затрудня­ет или делает невозможным их использование по функциональ­ному назначению. При этом идентификация комплектности мо­жет осуществляться выборочным или сплошным методом при отпуске комплектов товаров потребителю. Для комплектной идентификации основным методом установления соответствия служит регистрационный метод, основанный на пересчете и уче­те всех входящих в комплект изделий.

Информационная идентификация - установление достовер­ности товарной информации, указанной в товаросопроводитель­ных документах, и/или маркировке, и/или иных носителях ин­формации.

На достоверность обычно проверяются обязательные требо­вания, хотя все сведения о товаре, даже предоставляемые на добровольной основе и рекламного характера, не должны вво­дить потребителя в заблуждение, что регламентируется Законом «О техническом регулировании».

В зависимости от количественных градаций и носителей ин­формационная идентификация может быть партионной, упаков­ки, маркировки, товаросопроводительных документов.

Партионная идентификация - деятельность по инфор­мационному обеспечению установления принадлежности еди­ничных экземпляров товаров или совокупных упаковочных еди­ниц к определенной товарной партии.

Целью такой идентификации является обеспечение просле-живаемости местонахождения товарной партии и/или входящих в ее состав единичных экземпляров либо совокупных упаковок.

Потребность в партионной идентификации возникает на этапе формирования товарных партий, сохраняется на всех эта­пах предреализационной и послереализационных стадий и исче­зает после полного использования товаров на стадии утилиза­ции. Даже на стадии эксплуатации или потребления, если будут выявлены критические дефекты товаров, может возникнуть не­обходимость в партионной идентификации для изъятия всей то­варной партии.

Способами партионной идентификации являются информа­ционное обеспечение с помощью маркировки и товаросопрово­дительных документов, идентификацию которых производят со­вместно с идентификацией упаковки.

Идентификация упаковки - установление соответст­вия упаковки требованиям безопасности и совместимости, предъявляемым нормативными документами, а также сведени­ям, указанным в товаросопроводительных документах. Целью такой идентификации является предотвращение качественных и количественных потерь за счет использования упаковки товаров с учетом их свойств. Кроме того, при идентификации упаковки может быть выявлено соответствие вида, размеров и емкости упаковки требованиям, предъявляемым к количеству фасован­ных товаров. Размеры упаковки не должны вводить потребителя в заблуждение относительно количественных характеристик упа­кованного товара.

В ГОСТ Р 8.579 - 2001 «ГСИ. Требования к количеству фа­сованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте» введено понятие фальши­вой упаковки, которая своим внешним видом и размерами дает ложное представление о количестве товаров и больше чем на 30 % не заполнена товаром.

При идентификации упаковки могут быть установлены ее совместимость и безопасность для упакованных товаров, в том числе и при длительном хранении. Если упаковка имеет фикси­рованную массу, отклонения от этой массы могут проверяться в допустимых или недопустимых пределах.

Идентификация маркировки - установление достовер­ности сведений, указанных в маркировке, и определение их со­ответствия информации в товаросопроводительной документа­ции, а также внешнему виду товара.

При этом виде идентификации проверяют соответствие ос­новополагающей товарной информации в маркировке товара с информацией в товаросопроводительных документах. Иденти­фицирующие признаки товарной партии: наименование товара и изготовителя, дата выпуска, срок годности до определенной даты или срок хранения, код ОКП и другие признаки, которые должны совпадать в маркировке и в товаросопроводительных документах.

Идентификация товаросопроводительных доку­ментов (ТСД) установление подлинности этих документов и достоверности указанных в них сведений.

К числу обязательных документов относят товарно-транс­портные накладные, счета и/или счета-фактуры, удостоверения о качестве, сертификаты соответствия или декларации о соответ­ствии. Идентификацию ТСД могут проводить эксперты при до­кументальной экспертизе или специалисты (товароведы, менеджеры, приемщики товаров) при приемке товаров по количеству и качеству.

Подлинность и правильность заполнения документов уста­навливают по наличию необходимых реквизитов: подписей, пе­чати организации-поставщика, названия и реквизитов постав­щика. Кроме того, необходимо провести перекрестное сличение основных характеристик товара (видовое и марочное название, организация-производитель и т. п.), указанных в разных доку­ментах (накладных, сертификатах, удостоверениях о качестве и др.), а также в маркировке.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал