![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы идентификации и обнаружение фальсификации продовольственных товаров ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Главным критерием выбора одного или комплекса методов является необходимость достижения достоверных и надежных результатов при минимизации затрат (материальных, временных и пр.) на проведение идентификации. Согласно ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения» методы идентификации в зависимости от поставленных перед испытателем задач подразделяют на виды: по документации; инструментальный; органолептический; визуальный; опробывание; испытания. В соответствии с ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения», согласно которой выделяют орга-нолептические, измерительные, регистрационные, экспертные и социологические методы (рис. 7). Информационно-аналитические методы (ИАМ) - методы идентификации, основанные на анализе товарной информации и/или результатов испытаний с применением органолептических и измерительных методов. В зависимости от используемых средств информации ИАМ подразделяются на разновидности: документальные, маркиро-почные и аналитико-информационные, которые имеют разную сферу применения и используются на разных этапах процедуры идентификации (рис. 8).
Рис. 7 - Классификация методов идентификации
Рис. 8 – Применение методов идентификации на разных этапах ее проведения Документальный метод основан на анализе товарной информации, содержащейся в товаросопроводительных документах. Применение методов идентификации на разных этапах ее проведения (ТСД). К ТСД относятся документы транспортные (товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, коносамент и др.), сертификаты" и декларации о соответствии, удостоверения качества и безопасности, эксплуатационные документы (паспорта, инструкции, руководства), акты отбора проб и т. п. Документальный метод предполагает перекрестную дублирующую проверку основополагающих товарных характеристик, зафиксированных в разных документах (например, в накладной и сертификате), а также в маркировке. Маркировочный метод базируется на анализе товарной информации, приведенной в маркировке. Носителями ее могут быть потребительская и транспортная упаковка, этикетки, бирки, ярлыки, контрольные ленты, штампы и др. Если на товаре есть несколько носителей маркировки (например, этикетка и контрольная лента), проводится анализ товарной информации на разных носителях, а также в ТСД. Кроме того, должна быть проведена проверка соответствия товарной информации, содержащейся в маркировке, обязательным требованиям действующих стандартов (ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» Аналитико-информационный метод основан на анализе результатов испытаний органолептическим и измерительным методами, а также предшествующего анализа товарной информации в ТСД и маркировке. Его сущность заключается в отборе, обобщении, систематизации информации, полученной на предыдущих этапах, в результате чего появляется новая информация о соответствии или несоответствии, причинах возникновении последнего. Органолептические методы. Эти методы основаны на определении таких характеристик продукции, как внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция и др., при помощи органов чувств (сенсоров). Определяемые характеристики называют органолептическими показателями. В зависимости от того, какие органы чувств участвуют в определении этих показателей, различают разновидности органолептических методов: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой, аудиометод (слуховой). Как правило, при проведении идентификации эти методы используют в комплексе с другими методами. Преимуществами органолептических методов идентификации являются их простота; доступность; быстрота определения исследуемых показателей; незаменимость измерительными методами, особенно при создании зрительного, вкусового, обонятельного или осязательного образа товаров; невысокие материальные затраты; комплексный характер оценки отдельных свойств; недостатками - субъективность оценок; описательный ими относительный характер результатов; сложности, возникающие при обработке и сравнении данных, полученных отдельными испытателями. Измерительные методы идентификации. Методы, заменяющие органы чувств. Несмотря на высокую информативность результатов органолептических методов, для целей идентификации в современной практике идентификационного анализа все большее распространение получают измерительные методы определения органолептических показателей, что обусловлено необходимостью устранения недостатков первой группы методов. Сохраняя большинство преимуществ органолептических методов идентификации, они позволяют получать объективные, сопоставимые и воспроизводимые результаты идентификации. При этом обе группы методов чаще всего дополняют друг друга и используются в комплексе. Измерительные методы определения вкуса и запаха. Широкое применение для оценки вкуса и запаха пищевых продуктов получили портативные установки «электронный язык» и «электронный нос» («e-nose»), которые по принципу действия являются биосенсорами. Современные измерительные методы идентификации. Измерительные методы анализа по способу регистрации сигнала, полученного от измеряемой величины, можно подразделить на три группы: физические, химические и биологические. Многие методы по используемому инструментарию является комбинированными: физико-химическими, биофизическими и биохимическими.
Приложение 1
1. Вспомогательные товары пищевые добавки, улучшители консистенции (крахмал, пектин, желатин, агар и др), приправы, в том числе поваренная соль, пряности; 2. Зерно; 3. Мука; 4. Крупа; 5. Хлебобулочные изделия; 6. Макаронные изделия; 7. Свежие плоды; 8. Свежие овощи; 9. Переработанные плоды; 10. Переработанные овощи; 11. Алкогольные напитки (спирт); 12. Алкогольные напитки (водка); 13. Алкогольные напитки (ликероводочные изделия); 14. Алкогольные напитки (крепкие национальные напитки); 15. Алкогольные напитки (вина); 16. Алкогольные напитки (винные напитки и винные коктейли); 17. Алкогольные напитки (коньяк); 18. Слабоалкогольные напитки (пиво); 19. Безалкогольные напитки и минеральные воды; 20. Чай и чайные напитки; 21. Кофе и кофейные напитки; 21. Кондитерские товары (сахар); 22. Кондитерские товары (мед); 23. Кондитерские изделия; 24. Пищевые жиры (животного происхождения); 25. Пищевые жиры (растительного происхождения); 26. Молочные товары; 27. Яичные товары; 28. Мясо и субпродукты; 29. Колбасные и солено-копченые изделия; 30. Рыбные товары (живая рыба, охлажденная, мороженная); 31. Рыбные товары (копченая, соленая, консервы, пресервы, паштеты, икра); 32. Рыбные товары (икра);
Литература 1. Николаева М.А. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. М. А. Николаева М.А. Положишникова: Москва ИД «ФОРУМ»- ИНФРА – М 2009 2. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. 3. Коснырева Л.М. Товароведение мяса и мясных товаров. М.: Дашков и К. 2005 4. Николаева М.А. Товароведение плодов и овощей. М.: Колос. 1990 5. Родина Т.М. Справочник по товароведению продовольственных товаров. М.: КолосС, 2003 6. Елисеева Л.Г. Товароведение продовольственных товаров. М.: КолосС. 2006.
|