Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Декан филологического факультета






УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

____________________ И. С. Ровдо

____________________2010 г.

Регистрационный № УД-______/р

 

ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-АДАПТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

СТУДЕНТОВ ІV КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Программа и методические указания для специальности

1-21 05 02 «Русская филология»

 

Минск

 

УДК 371.016: 811.161.1(075.8)

ББК 74.268.1 Рус.я 73

 

Авторы-составители:

Ф. М. Литвинко, И. Э. Савко, О. И. Царева

 

  Ознакомительно-адаптационная педагогическая практика студентов 4 курса филологичекого факультета: программа, методические указания для специальности 1 – 21 05 02 «Русская филология») / Авт.-сост.: Ф. М. Литвинко, И. Э. Савко, О. И. Царева. – Минск: БГУ, 2011. – 20 с.

 

В пособии представлена программа ознакомительно-адаптационной педагогической практики студентов 4 курса филологического факультета, предлагаются методические указания для организации наблюдений по методике преподавания русского языка и литературы в средней школе.

Адресуется студентам филологического факультета, обучающимся по специальности «Русская филология», преподавателям, обеспечивающим руководство педагогической практикой.

 

 

УДК 371.016: 811.161.3(075)

ББК 74.268.1 Бел.я 73

© БГУ, 2010

© Коллектив авторов, 2010

 

ПРОГРАММА

ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-АДАПТАЦИОННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ IV КУРСА

ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(специальность 1-21 05 02 «Русская филология»)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из способов подготовки студентов к работе учителя, формирования профессиональных умений и навыков является педагогическая практика, которая организуется на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев, колледжей) Республики Беларусь.

Как отмечается в «Положении о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь», утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 860 от 03. 06. 2010 г., практика является обязательным компонентом высшего образования, организуется и проводится вузами в тесном взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов. Основные цели практики – овладение студентами практическими навыками, умениями и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности. Задачами практики по профилю специальности, в том числе педагогической, являются приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин по профилю специальности.

Первый этап педагогической практики студентов филологического факультета Белорусского государственного университета – ознакомительно-адаптационная практика, которая проводится на IV курсе в течение двух недель (первый семестр) параллельно с учебными занятиями на факультете.

Задачи ознакомительно-адаптационной педагогической – закрепление теоретических знаний, приобретенных студентами в результате изучения цикла филологических и психолого-педагогических дисциплин, знакомство с содержанием и способами организации профессиональной деятельности учителя в современных условиях.

Ознакомительно-адаптационная педагогическая практика организуется после изучения студентами курсов педагогики и психологии (курсы методики преподавания русского языка и литературы изучены не в полном объеме). Владение теоретическими знаниями о закономерностях развития, обучения и воспитания детей, о принципах, содержании, методах, формах обучения и воспитания позволит студентам IV курса осознанно и квалифицированно осуществлять наблюдения за учебно-воспитательным процессом в средней школе. Усвоение знаний по методике преподавания языка и литературы и формирование профессиональных умений параллельно с посещением уроков в общеобразовательных учреждениях содействует связи теории с практикой. Студенты осознают принципы, содержание обучения предметам и способы организации профессиональной деятельности учителя в современных условиях, учатся наблюдать и анализировать отдельные формы организации учебно-воспитательного процесса в средней школе.

Целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, изучение педагогического опыта помогают студентам более глубоко разобраться в сложных вопросах педагогической теории, способствуют развитию педагогической наблюдательности. Кроме того, овладение методикой наблюдения как одним из способов научного исследования важно и для формирования исследовательского подхода к педагогическим явлениям, совершенствования творческих способностей будущих словесников. Согласно образовательному стандарту по специальности, в результате прохождения педагогической практики студенты должны закрепить и усовершенствовать знания, полученные в результате изучения лингвистических, литературоведческих и психолого-педагогических дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Ознакомительно-адаптационная педагогическая практика организуется на базе учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (школы, гимназии, лицеи, колледжи).

В процессе ознакомительно-адаптационной педагогической практики студенты:

1) знакомятся с конкретными условиями организации учебно-воспитательного процесса в средней школе, с кабинетом русского языка и литературы;

2) изучают учебные программы, учебники, учебные и методические пособия по предмету; знакомятся с календарным и календарно-тематическим планированием по русскому языку и литературе;

3) наблюдают за преподаванием (деятельностью учителя-словесника) и учением (деятельностью учащихся) в процессе посещения уроков русского языка и литературы.

Основная цель наблюдения – учиться дифференцировать:

– структурные элементы урока (организационную часть, мотивацию учебной деятельности школьников, устную и письменную проверку домашних заданий, введение нового материала, его первичное закрепление, подведение итогов урока, домашнее задание);

– элементы дидактической структуры урока (актуализацию опорных знаний, формирование новых понятий и способов действий с языковым и с литературным материалом, применение знаний, формирование умений и навыков);

– элементы логико-психологической структуры урока (воспроизведение известного, восприятие новых знаний, их обобщение и систематизацию, применение знаний по образцу, в измененных ситуациях, в новых условиях);

– элементы методической структуры урока (цели, задачи, структуру урока, его содержание, реализованные подходы к организации обучения и принципы, использованные средства, методы и приемы обучения).

Во время ознакомительной практики групповой руководитель организует посещение студентами уроков русского языка и литературы с последующим их обсуждением. Учителя-словесники рассказывают будущим коллегам о том, каковы требования к современному уроку, как был подготовлен урок, осуществляют анализ своей системы обучения и т. д. В обсуждении урока активное участие принимают групповой руководитель и студенты-практиканты.

В ходе подобных обсуждений студенты осознают критерии оценки уроков, намечают тот идеал урока, к которому должен стремиться каждый учитель. При этом обращается внимание на:

– важность правильного определения целей урока;

– выбор типа и структуры урока, методов и приемов обучения в зависимости от целей урока, содержания программного материала, особенностей учащихся класса и т. д.;

– понимание обучения как двуединого процесса, диалогического взаимодействия учителя и учеников;

– соблюдение дидактических, общеметодических и частнометодических принципов обучения и воспитания на уроках языка и литературы и др.

 

В процессе наблюдений студенты ведут дневник, оформляя записи по следующей схеме:

1. Дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня.

2. Фамилия, имя, отчество учителя.

3. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме (выясняется предварительно).

4. Цели урока (выясняются у учителя перед началом урока).

5. Готовность к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.).

6. Оборудование.

7. Тип урока.

8. Протокольная запись урока с аналитическим комментарием.

Она осуществляется по следующей схеме:

 

Ход урока Аналитический комментарий
   

Выводы ____________________________________________________

___________________________________________________________

 

Обсуждение урока происходит непосредственно после его окончания.

Протокольная запись урока с аналитическим комментарием и записи, осуществленные в ходе обсуждения урока, впоследствии используются студентами на практических занятиях по методике преподавания русского языка и литературы.

В качестве отчетной документации студенты должны предоставить групповому руководителю 4 протокольные записи уроков (2 – по языку, 2 – по литературе) с аналитическим комментарием и результатами обсуждения уроков.

Оценивание работы студентов IV курса на ознакомительно-адаптационной практике осуществляется по системе «зачтено» – «не зачтено».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал