Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Декан филологического факультетаСтр 1 из 3Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Декан филологического факультета ____________________ И. С. Ровдо ____________________2010 г. Регистрационный № УД-______/р
ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-АДАПТАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ ІV КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Программа и методические указания для специальности 1-21 05 02 «Русская филология»
Минск
УДК 371.016: 811.161.1(075.8) ББК 74.268.1 Рус.я 73
Авторы-составители: Ф. М. Литвинко, И. Э. Савко, О. И. Царева
В пособии представлена программа ознакомительно-адаптационной педагогической практики студентов 4 курса филологического факультета, предлагаются методические указания для организации наблюдений по методике преподавания русского языка и литературы в средней школе. Адресуется студентам филологического факультета, обучающимся по специальности «Русская филология», преподавателям, обеспечивающим руководство педагогической практикой.
УДК 371.016: 811.161.3(075) ББК 74.268.1 Бел.я 73 © БГУ, 2010 © Коллектив авторов, 2010
ПРОГРАММА ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-АДАПТАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА (специальность 1-21 05 02 «Русская филология»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одним из способов подготовки студентов к работе учителя, формирования профессиональных умений и навыков является педагогическая практика, которая организуется на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев, колледжей) Республики Беларусь. Как отмечается в «Положении о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь», утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 860 от 03. 06. 2010 г., практика является обязательным компонентом высшего образования, организуется и проводится вузами в тесном взаимодействии с государственными органами и иными организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов. Основные цели практики – овладение студентами практическими навыками, умениями и их подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности по получаемой специальности. Задачами практики по профилю специальности, в том числе педагогической, являются приобретение студентами профессиональных навыков по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин по профилю специальности. Первый этап педагогической практики студентов филологического факультета Белорусского государственного университета – ознакомительно-адаптационная практика, которая проводится на IV курсе в течение двух недель (первый семестр) параллельно с учебными занятиями на факультете. Задачи ознакомительно-адаптационной педагогической – закрепление теоретических знаний, приобретенных студентами в результате изучения цикла филологических и психолого-педагогических дисциплин, знакомство с содержанием и способами организации профессиональной деятельности учителя в современных условиях. Ознакомительно-адаптационная педагогическая практика организуется после изучения студентами курсов педагогики и психологии (курсы методики преподавания русского языка и литературы изучены не в полном объеме). Владение теоретическими знаниями о закономерностях развития, обучения и воспитания детей, о принципах, содержании, методах, формах обучения и воспитания позволит студентам IV курса осознанно и квалифицированно осуществлять наблюдения за учебно-воспитательным процессом в средней школе. Усвоение знаний по методике преподавания языка и литературы и формирование профессиональных умений параллельно с посещением уроков в общеобразовательных учреждениях содействует связи теории с практикой. Студенты осознают принципы, содержание обучения предметам и способы организации профессиональной деятельности учителя в современных условиях, учатся наблюдать и анализировать отдельные формы организации учебно-воспитательного процесса в средней школе. Целенаправленное наблюдение за учебно-воспитательным процессом, изучение педагогического опыта помогают студентам более глубоко разобраться в сложных вопросах педагогической теории, способствуют развитию педагогической наблюдательности. Кроме того, овладение методикой наблюдения как одним из способов научного исследования важно и для формирования исследовательского подхода к педагогическим явлениям, совершенствования творческих способностей будущих словесников. Согласно образовательному стандарту по специальности, в результате прохождения педагогической практики студенты должны закрепить и усовершенствовать знания, полученные в результате изучения лингвистических, литературоведческих и психолого-педагогических дисциплин. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Ознакомительно-адаптационная педагогическая практика организуется на базе учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования (школы, гимназии, лицеи, колледжи). В процессе ознакомительно-адаптационной педагогической практики студенты: 1) знакомятся с конкретными условиями организации учебно-воспитательного процесса в средней школе, с кабинетом русского языка и литературы; 2) изучают учебные программы, учебники, учебные и методические пособия по предмету; знакомятся с календарным и календарно-тематическим планированием по русскому языку и литературе; 3) наблюдают за преподаванием (деятельностью учителя-словесника) и учением (деятельностью учащихся) в процессе посещения уроков русского языка и литературы. Основная цель наблюдения – учиться дифференцировать: – структурные элементы урока (организационную часть, мотивацию учебной деятельности школьников, устную и письменную проверку домашних заданий, введение нового материала, его первичное закрепление, подведение итогов урока, домашнее задание); – элементы дидактической структуры урока (актуализацию опорных знаний, формирование новых понятий и способов действий с языковым и с литературным материалом, применение знаний, формирование умений и навыков); – элементы логико-психологической структуры урока (воспроизведение известного, восприятие новых знаний, их обобщение и систематизацию, применение знаний по образцу, в измененных ситуациях, в новых условиях); – элементы методической структуры урока (цели, задачи, структуру урока, его содержание, реализованные подходы к организации обучения и принципы, использованные средства, методы и приемы обучения). Во время ознакомительной практики групповой руководитель организует посещение студентами уроков русского языка и литературы с последующим их обсуждением. Учителя-словесники рассказывают будущим коллегам о том, каковы требования к современному уроку, как был подготовлен урок, осуществляют анализ своей системы обучения и т. д. В обсуждении урока активное участие принимают групповой руководитель и студенты-практиканты. В ходе подобных обсуждений студенты осознают критерии оценки уроков, намечают тот идеал урока, к которому должен стремиться каждый учитель. При этом обращается внимание на: – важность правильного определения целей урока; – выбор типа и структуры урока, методов и приемов обучения в зависимости от целей урока, содержания программного материала, особенностей учащихся класса и т. д.; – понимание обучения как двуединого процесса, диалогического взаимодействия учителя и учеников; – соблюдение дидактических, общеметодических и частнометодических принципов обучения и воспитания на уроках языка и литературы и др.
В процессе наблюдений студенты ведут дневник, оформляя записи по следующей схеме: 1. Дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня. 2. Фамилия, имя, отчество учителя. 3. Тема урока. Место данного урока в общей системе уроков по теме (выясняется предварительно). 4. Цели урока (выясняются у учителя перед началом урока). 5. Готовность к уроку (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.). 6. Оборудование. 7. Тип урока. 8. Протокольная запись урока с аналитическим комментарием. Она осуществляется по следующей схеме:
Выводы ____________________________________________________ ___________________________________________________________
Обсуждение урока происходит непосредственно после его окончания. Протокольная запись урока с аналитическим комментарием и записи, осуществленные в ходе обсуждения урока, впоследствии используются студентами на практических занятиях по методике преподавания русского языка и литературы. В качестве отчетной документации студенты должны предоставить групповому руководителю 4 протокольные записи уроков (2 – по языку, 2 – по литературе) с аналитическим комментарием и результатами обсуждения уроков. Оценивание работы студентов IV курса на ознакомительно-адаптационной практике осуществляется по системе «зачтено» – «не зачтено».
|