Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. В процессе ознакомительно-адаптационной практики рекомендуется посетить уроки русского языка разных типов:
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В процессе ознакомительно-адаптационной практики рекомендуется посетить уроки русского языка разных типов: – урок усвоения новых знаний и развития умений; – урок закрепления знаний и формирования умений и навыков; – урок обобщения и систематизации знаний и совершенствования умений и навыков; – комбинированный урок; – урок повторения; – урок развития речи; – контрольный урок; – урок работы над ошибками. Сочетание структурных элементов предопределяет тип урока. Структурные элементы урока: Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения; выявление отсутствующих), сообщение темы и цели урока. Проверка домашнего задания (проверка усвоения теоретических сведений, правил, выполнения письменного задания). Актуализация опорных знаний. Объяснение нового материала (восприятие изучаемого явления; осо-знание учащимися существенных признаков данного явления; знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление; формирование соответствующего понятия или ознакомление с тем или иным правилом правописания). Обучение школьников применению полученных знаний (запоминание нового материала, его воспроизведение, ознакомление с алгоритмом применения знаний и его усвоение). Формирование умений и навыков (постановка цели перед выполнением каждого задания; определение способов решения каждой задачи; выполнение заданий по образцу, по аналогии, самостоятельно; проверка выполнения работы). Подведение итогов урока (установление степени осознанности усвоенного материала с привлечением вопросов, требующих осмысленного ответа; оценивание работы учащихся). Домашнее задание (объем и содержание домашнего задания, подготовка учащихся к его выполнению).
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ
1. Готовность к уроку учителя и учащихся (оформление доски, состояние рабочих мест учащихся, готовность школьников к уроку и т. д.). 2. Организация начала урока (установление контакта с учащимися, организованность учителя, организованность учащихся, дисциплина, мобилизация внимания школьников). 3. Соответствие целей урока программным требованиям. Эффективность выбранного способа мотивации учебной деятельности школьников. 4. Целесообразность выбора способов и форм проверки домашнего задания, привлечение учащихся к дополнению, исправлению ответов одноклассников. Уровень усвоения школьниками изученной темы. Правильность оценки знаний, умений и навыков учащихся. Время, затраченное на проверку домашнего задания. 5. Эффективность актуализации опорных знаний, осуществление связи новой темы и ранее изученной. 6. Введение нового материала: научность, доступность, полнота, чёткость изложения, эффективность выбранных методов и приемов ознакомления с новым материалом, соответствие форм и методов обучения: а) возрастным и интеллектуальным особенностям учащихся; б) содержанию лингвистического материала. Приёмы стимулирования познавательной деятельности учащихся, активность школьников при работе по осмыслению нового материала. 7. Закрепление знаний: эффективность использованных методов и приемов, уровень понимания новой темы учениками. 8. Применение полученных знаний в процессе формирования учебно-языковых, правописных, речевых умений: а) соответствие дидактического материала целям урока; б) учёт при подборе упражнений принципа градации от простого к сложному, от коллективных форм работы к индивидуальным; в) целесообразность использования различных видов упражнений; г) дифференциация заданий, использование индивидуальной, групповой, коллективной форм работы; д) организация сопутствующего повторения, формирование культуры речи школьников, осуществление внутрипредметных и межпредметных связей; е) эффективность использования различных средств обучения; ж) эффективность работы по формированию умений и навыков. 9. Эффективностьвыбранных способов подведения итогов урока. Уровень теоретических знаний и практических умений учащихся, достигнутый на уроке. Формы учёта и оценивания работы школьников на уроке, объективность оценки. 10. Характер домашнего задания (соответствие целям урока, объем, инструктаж, дифференциация и т. д.). 11. Темп урока. 12. Психологическая «окраска» урока, стиль взаимоотношений учителя с учениками. 13. Уровень лингвистической, методической, психолого-педагогической подготовки учителя. 14. Соответствие структурных этапов урока, использованных методов и приемов обучения, форм организации работы целям и задачам урока. 15. Достижение поставленных целей урока. Образовательные, развивающие, воспитательные результаты урока. ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ВЕДЕНИЯ ПРОТОКОЛЬНОЙ ЗАПИСИ УРОКА С АНАЛИТИЧЕСКИМ КОММЕНТАРИЕМ
Выводы. Уровень лингвистической, методической, психолого-педагогической подготовки учителя. Соответствие структурных этапов урока, использованных методов и приемов обучения, форм организации работы целям и задачам урока. Использование раздаточного материала, наглядных пособий, технических средств обучения. Темп урока. Эмоциональная атмосфера урока, стиль взаимоотношений учителя с учениками. Достижение поставленных целей урока. Образовательные, развивающие, воспитательные результаты урока.
|