Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Механизм функционирования рынка






Вопросы:

1. Каковы цели рационального потребителя, а так же законы, которые управляют его поведением?

2. Объясните с помощью принципа убывающей предельной полезности сущность закона спроса.

3. Объясните с помощью эффектов дохода и замены сущность закона спроса.

4. В чем заключается практическое значение эластичности спроса по цене?

5. Проанализируйте роль ценового механизма в функционировании рыночной экономики.

6. Покажите с помощью выигрыша покупателя и выигрыша продавца выгоды от торговли, которые получают участники рыночной сделки.

7. В какой рыночной структуре весь потребительский излишек присваивает фирма? Объясните почему.

8. Каковы цели и последствия государственного регулирования цен в Республике Беларусь?

Задания:

1. В таблице представлены данные, иллюстрирующие ситуации на рынке консервированной фасоли.

 

Цена, руб. Объем спроса, млн. банок в год Объем предложения, млн. банок в год
     
     
     
     
     

 

Рост потребительских расходов повысил потребление консервированной фасоли на 15 млн. банок при каждом уровне цен. Каковы равновесная цена и равновесный объем производства на данном рынке?

2.Поясните и проиллюстрируйте графически изменения в рыночном равновесии на рынке компьютеров в случае, если в производство внедрили высокие технологии.

3. Определите излишек (выигрыш) потребителя, который купил 5 единиц
товара по цене 8 долларов, если за 1 единицу товара он готов был заплатить
30 дол., за 2 единицы -- 25 дол., за 3 единицы -- 15 дол., за 4 единицы -- 10 дол., за 5 единиц 8 долларов соответственно.

 

Выполните тестовые задания:

1. Закон спроса, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

А) в росте спроса. Б) в сокращении спроса.
В) в сокращении величины спроса. Г) в росте величины спроса

2. Комплементарные товары - это такие товары, для которых:

А) рост цен на один товар ведет к росту спроса на другой товар

Б) снижение цен на один товар ведет к сокращению спроса на другой товар

В) рост цен на один товар ведет к снижению спроса на другой товар

Г) рост цен на один товар ведет к стабилизации спроса на другой товар

 

3. Сливки дополняют кофе в потреблении, а чай заменяет. После того, как цена на кофе неожиданно возрастает вследствие шока предложения, какое из перечисленных событий будет иметь место:

А) цены сливок и чая возрастут. Б) цена сливок возрастет, а чая понизится.
В) цена сливок упадет, а цена чая возрастет. Г) цены сливок и чая понизятся.

4. Предположим, что товар Х используется в производстве товара У. Товар У является дополняющим к товару Z. При таких условиях уменьшение цены товара Х приведет к:

А) возрастанию предложения товара У и возрастанию спроса на товар Z.

Б) сокращению предложения товаров У и Z.

В) сокращению предложения товара У и возрастанию спроса на товар Z.

Г) возрастанию предложения товара У и сокращению спроса на товар Z.

5. Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

А) вырастут, так как увеличится объем продаваемой продукции.

Б) сократятся, так как относительное снижение цен окажется большим, чем относитель­ное увеличение объема продаж.

В) вырастут, так как произойдет увеличение цен на продукцию, вызванное повышением спро­са.

Г) останутся неизменными, так как относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен.

6. Если предложение блага неэластично, как перераспределяется налоговое бремя между производителями и потребителями:

А) большая часть налога оплачивается потребителем.

Б) большая часть налога оплачивается производителем.

В) и потребитель, и производитель выплачивают одинаковые суммы налога.

Г) государство облагает налогом только потребителя.

7. Допустим, что предложение товара X абсолютно неэластично. Если спрос на этот товар вырастет, то равновесная цена:

А) уменьшится, а равновесное количество вырастет.

Б) равновесное количество уменьшатся.

В) увеличится, а равновесное количество уменьшится.

Г)увеличится, а равновесное количество останется неизменным.
Д) и равновесное количество вырастут.

8. Функция спроса на товар: Q=13, 5-8P, функция предложения: Q=16P-4, 5.

Равновесная цена составляет:

А) 1, 3 Б) 0, 75 В) 1 Г) 1, 5

9. Одновременное сокращение спроса и предложения всегда приводит к:

А) снижению цены равновесия.

Б) росту цены равновесия.

В) уменьшению равновесных объемов спроса и предложения.

Г) увеличению равновесных объемов спроса и предложения.

Д) снижению, как равновесной цены, так и равновесных объемов спроса и предложения.

10. Какое из утверждений является верным:

А) ценовой «потолок» вызывает дефицит, если он установлен выше цены равновесия.

Б) ценовой «потолок» вызывает дефицит, если он установлен ниже цены равновесия.

В) ценовой «потолок» вызывает излишек, если он установлен выше цены равновесия.

Г) ценовой «потолок» вызывает излишек, если он установлен ниже цены равновесия.

Литература

1.Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей высших учебных заведений.- Мн.: Книжный дом, 2005, гл.6, 7.

2. Экономическая теория (Общие основы): Учебное пособие/ М.И. Плотницкий, М.К. Родько, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: ООО «Современная школа», 2006.- 392с.

3. Экономика: Учебное пособие/ М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого.- М.: Новое знание, 2002, гл.3, 5.

4. Концепция Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года/ Национальная комиссия по устойчивому развитию РБ. Мн., 2003.

5.Макконелл К.Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. – М.: Республика, 1992, гл.4 (том 1); гл.22 (том 2).

6. Доллан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель = Microeconomics /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика. - Спб., 1992.

7.Самуэльсон П. Экономика.т.1, т.2.-М.: Алгон: Машиностроение, 1997.

8.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика =Economics/Пер. с англ.- М.: Дело, 1999.

9.50 лекций по микроэкономике: т.1, 2/Учебник для вузов.- Спб.: Экон. школа, 2000.

10. Новицкая Т.Н. «Таргет-костинг»: планируем цену до начала выпуска продукции // Экономика. Финансы. Управление.-2007.-№10.-С.13-18.

11. Дмитриев А.Е. Экономическое обоснование энергосберегающих мероприятий // Экономика. Финансы. Управление. - 2007.- №11.- С.5-12.- №12.- С.23-32.

12. Удовенко Е.И. Госрегулирование ценообразования в РБ: анализ и отраслевые особенности // Экономический бюллетень.-2008.- №3.-С.25-34.

13. Удовенко Е.И. Еще раз о регулировании и контроле // Экономика. Финансы. Управление. - 2008.-№1(97).- С.33-40.

14. Гаспадарец О.И. Потребительский рынок Республики Беларусь: анализ тенденций, основные факторы, эконометрические модели // Экономический бюллетень. - 2009.- №4.- С.46-63.

15. Шимов В. Н. Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту // Белорусский экономический журнал. - 2009- №2 – С 18.

16. Шаркова О.Э. Государственное регулирование цен: цены - вверх, а обещали – вниз // Экономика. Финансы. Управление. - 2009.- №2.

17. Петрович М.В. Потребительский рынок и кризис // Белорусский экономический журнал.- 2010. - №1.- С.17-27.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал