Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прайминг и ментальные модели 2 страница






Goranson, R. (1969). Observed violence and aggressive behavior: The effects of negative outcomes to the observed violence. Unpublished doctoral dissertation, University of Wisconsin-Madison.

Hansen, C.H. & Krygowski, W. (1994). Arousal-augmented priming effects. Communication Research, 21 (1), 24-47.

Higgins, E.T. (1989). Knowledge accessibility and activation: Subjectivity and suffering from unconscious sources. In J.S. Uleman & J.A. Bargh (Eds.), Unintended thought (pp. 75—123). New York: Guilford.

Higgins, E.T., Bargh, J.A. & Lombardi W. (1985). The nature of priming effects on categorization. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 11, 59—69.

Huesmann, L. (1982). Violence and aggression. In National Institute of Mental Health, Television and Behavior: Ten years of scientific progress (Vol. 1, pp. 36—44). Washington, DC: U.S. Government Printing Office.

Jo, E. & Berkowitz, L. (1994). A priming effect analysis of media influences: An update. In J. Bryant & D. Zilhnann (Eds.), Media effects: Advances in theory and research (pp. 43—60). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Kornheiser, T. (2000, 19 November). The good, the chad and the ugly. The Washington Post, F01.

Landman, J. & manis, M. (1983). Social cognition: Some historical and theoretical perspectives. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 16, pp. 49—123). New York: Academic.

Langley, Т., O'Neal, E.C, Craig, K.M. & Yost, E.A. (1992) Aggression-consistent, -inconsistent, and -irrelevant priming effects on selective exposure to media violence. Aggressive Behavior, 18, 349—356.

L e e, J.S. (1994). Role of brand advertising on consumer perception of a brand extension: Cognitive and affective priming effects. Unpublished doctoral dissertation, The University of Wisconsin-Madison.

Mendelsohn, M. (1996). The media and interpersonal communications: The priming of issues, leaders, and party identification. Journal of Politics, 58 (1), 112—125.

Miller, J.M. & Krosnick, J.A. (2000, April). News media impact on the ingredients of presidential evaluations: Politically knowledgeable citizens are guided by a trusted source. American Journal of Political Science, 44, 301-315.

Mucha, P. (2000, 26 November). What's in a name for Chads? Plenty of jokes, thanks to race for president. The Houston Chronicle, 8.

Pan, Z. & Kosicki, G. M. (1997). Priming and media impact on the evaluations of the president's performance. Communication Research, 24 (1), 3—30.

Power, J.G., Murphy, S.T. & Coover, G. (1996). Priming prejudice: How stereotypes and counter-stereotypes influence attribution of responsibility and credibility among ingroups and outgroups. Human Communication Research, 23 (1), 36—58.

Shields, T.G. (1995). Network news, attributions of responsibility, and the role of visual images (television). Unpublished doctoral dissertation, University of Kentucky.

Terhune, C. (2000, 27 November). With this name, I can say it out loud: I'm Chad and I'm proud. Wall Street Journal, 1.

Turner, C. & Berkowitz, L. (1972). Identification with film aggressor (covert role taking) and reactions to film violence. Journal of Personality and Social Psychology, 2 1, 256-264.

Valentino, N.A. (1999). Crime news and the priming of racial attitudes during evaluations of the president. Public Opinion Quarterly, 63 (3), 293-320.


118 Часть II. Теория и основные понятия

Velten, E. (1968). A laboratory task for the induction of mood states. Behavior Research and Therapy, 6, 473-482.

Wilson, T. & Capitman, J. (1982). Effects of script availability on social behavior. Personality and Social Psychology Bulletin, 8, 11-19.

Wyer, R., Jr. & Srall, T. (1980). The processing of social stimulus information: A conceptual integration. In R. Hastie, T. M. Ostrom, E.B. Ebbesen, R.S. W y e r, D. Hamilton & D. E. Carlston (Eds.), Personal memory: The cognitive basis of social perception (pp. 227—300). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Wyer, R., Jr. & Srull, T. (1981). Category accessibility: Some theoretical and empirical issues concerning the processing of information. In E. Higgins, C. Herman & M. Zanna (Eds.), Social cognition (Vol. 1, pp. 161-197). Hillsdale, NJ: Erlbaum.


Глава 6

Гипотеза культивации

• Согласно опросу, проведенному Луисом Харрисом и его коллегами, 61% аме­риканцев считают, что телевидение " в значительной мере способствует" про­явлениям насилия в обществе.

• Опрос, проведенный журналом U.S. News and World Report, показал, что три четверти американцев оценивают воздействие телевизионных развлекатель­ных программ на уровень преступности как весьма сильное.

• Согласно опросу Форума мира (Общественное мнение он-лайн, 7 июля 2000 года), 83% американцев считают, что телевизионное насилие в большей или меньшей степени способствует проявлениям насилия в реальной жизни.

С

момента появления развлекательных СМИ общественность была обеспокоена их мощным и вредным воздействием, особенно на ту категорию потребителей массовой информации, которая считается наиболее уязвимой — детей. Как следст­вие, изучение медиавоздействия стало одним из наиболее результативных, социаль­но значимых и тщательно анализируемых направлений в рамках научных исследо-в а н и й массовой коммуникации.

В 1920-х и 1930-х годах, до появления телевизоров в доме каждого американца, миллионы зрителей по всей стране, затаив дыхание, следили за событиями на кино­экране. Однако те же самые кинофильмы вызывали озабоченность широкой обще­ственности ввиду содержащихся в них сексуально откровенных сцен и насилия. Благодаря научным изысканиям, инициированным Фондом Пейна, сформировался исследовательский коллектив ученых-социологов, изучающих воздействие кино на американскую молодежь.


120 Часть П. Теория и основные понятия

Как только телевидение стало неотъемлемой частью американского образа жиз­ни, негативное воздействие масс-медиа стало проблемой номер один на повестке дня политической и общественной деятельности. В 1960-х и 1970-х годах президен­ты США назначали правительственные комиссии по изучению телевизионного на­силия и его воздействия на молодежь.

В разные периоды результаты исследований менялись, но многие исследования доказали, что связь между просмотром телепередач, включающих сцены насилия, и совершением актов насилия — объективный факт, а не досужие вымыслы. Исследо­вания продолжаются и в настоящее время. Ученые смогли ответить на многие во­просы, однако многочисленные проблемы остаются нерешенными.

Проект культурных индикаторов

Гипотеза культивации была попыткой объяснить воздействие телевидения на зрите­лей. Она зародилась в рамках исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия. Эту программу, названную " Проект культурных индикаторов", в 1960-х годах возглавлял Джордж Гербнер, ученый из университета Пенсильвании. Уже с пер­вых дней реализации проекта исследования вышли за рамки медианасилия. В настоя­щее время исследователи изучают воздействие долговременного и регулярного про­смотра телевизионных передач на мировоззрение, ценности и мнения телезрителей.

Основное положение гипотезы культивации состоит в том, что чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране. Исследования показали, что в зависимости от некоторых характеристик телезрителей эффект культивации может быть более или менее выраженным. Например, было доказано, что интенсивность эффекта культивации определяется образованностью зрителей. Мировоззрение потре­бителей массовой информации с более высоким уровнем образованности менее под­вержено воздействию того образа реальности, который формируется телевидением.

" Символический мир" телевидения весьма отличается от объективной реально­сти, и именно это различие представляет особый интерес для ученых. Существует множество примеров искажения телевидением картины мира. Анализ телевизион­ных программ показал, что большинство телеперсонажей — молодые, энергичные и привлекательные люди. Пожилые люди (65 лет и старше) редко становятся глав­ными героями художественных фильмов, а если и появляются на телеэкране, то в основном исполняют роли больных или умирающих персонажей. Нечего и гово­рить о том, что телевидение неадекватно отражает удельный вес, социально-экономические условия и состояние здоровья пожилого населения США.

Уровень преступности служит наиболее очевидным примером искажения реальности в телевизионных программах. Половина главных героев телепередач так или иначе за­действованы в актах насилия. Такое соотношение не вызывает удивления, учитывая, что неотъемлемой частью большинства фильмов стали сцены перестрелок, драк и погонь. Статистика ФБР свидетельствует совсем о другом положении дел. В действительности, жертвами преступников становятся менее одного процента населения США.


Глава 6. Гипотеза культивации 121

Проект культурных индикаторов

Начат в 1 9 6 7 г о д у по инициативе Джорджа Гербнера.

• Первое исследование проводилось для Национальной комиссии по расследованию причин насилия и его предотвращению, назначенной президентом Л. Джонсоном.

• Введен " коэффициент враждебности мира", используемый для изучения восприятия насилия и агрессии телезрителями.

• Проводится ежегодный контент-анализ телевизионного насилия.

 

• Основное внимание уделяется содержанию телепрограмм, как сериалов, трансли­руемых в лучшее эфирное время в будни, так и дневных телепередач в выходные дни.

• Исследуется эффект культивации, вызванный сформированными телевидением об­разами семьи, тендерными и возрастными стереотипами и т.д.

Исследования показали, что, по сравнению с прочими категориями людей, у тех зрителей, которые много смотрят телевизор, формируется столь же искаженный об­раз мира, как тот, который они видят на телеэкране (рис. 6.1.). Используя уже упо­мянутый пример процентной доли пожилых людей и уровня преступности, можно сказать, что телезрители склонны недооценивать процент людей пожилого возраста в США и значительно переоценивать уровень преступности.

Культивационный анализ — один из трех компонентов Проекта культурных ин­дикаторов. Кроме того, Проект также занимается анализом процесса институциали-зации и анализом системы сообщений. Анализ процесса институциализации подразу­мевает изучение процессов производства, управления и распространения медиаин-формации. Анализ системы сообщений состоит в изучении представленных на теле­видении медиаобразов, например, тендерных образов, образов меньшинств, образов отдельных профессий и т.д.


122 Часть II. Теория и основные понятия

С начала реализации Проекта культурных индикаторов результаты исследований большей частью указывают на низкий уровень эффекта культивации, но такое посто­янство свидетельствует только в пользу гипотезы культивации. Дж. Гербнер и его к о л -леги настаивали, что несмотря на низкий уровень, эффект культивации имеет значи­тельные последствия для общества. Ученые часто сравнивают эффект культивации с глобальными климатическими изменениями — понижение температуры на всей п л а -нете всего на несколько градусов снова может привести к ледниковому периоду.

Концепция эффекта культивации получила статус гипотезы, а не формальной теории медиавоздействия, что объясняется недостаточностью эмпирических доказа­тельств, раскрывающих данное явление. В частности, исследования не смогли о б ъ -яснить психологический механизм эффекта культивации, т.е. то, как телезрители учатся конструировать свое восприятие социальной реальности.

Большинство концепций, объясняющих медиавоздействие, уходят корнями в теории когнитивной психологии. Ученые, принадлежащие к когнитивной школе, подвергли Дж. Гербнера и его исследовательский коллектив критике за то, что в тру­дах последних не уделяется должного внимания когнитивным процессам (Hawkins & Pingree, 1990; Potter, 1994; Bryant, 1986). Большей частью критика была конструктив­ной, она способствовала тому, что Гербнер и другие ученые, исследующие эффект культивации, пересмотрели и усовершенствовали свою интерпретацию гипотезы. Продолжаются исследования когнитивного измерения эффекта культивации.

Ключевые понятия гипотезы культивации

• Телевидение как величайший рассказчик — оптовый поставщик образов

• Мейнстриминг (господствующая тенденция)

• Резонанс

• Взаимодействие

• Комплексные психологические процессы

В настоящей главе изучается явление культивационного анализа. Кроме концепту­альных истоков и критики гипотезы культивации, рассматриваются ее теоретический базис, история исследований, особенности исследований гипотезы на современном этапе, а также вероятные перспективы будущих изысканий по данной проблеме.

Концептуальные истоки и критика

Приверженцы гипотезы культивации утверждают, что телевидение, в качестве " оптового поставщика образов", отличается от других СМИ (Morgan & Signorielli, 1990, p. 13). В наш век телевидение заменило сказочников и сказателей былин. Т е л е -визионные программы сделаны так, чтобы удовлетворить любые запросы публики, и даже самые маленькие телезрители легко подпадают под гипноз голубого экрана.

Согласно мнению упомянутых выше ученых, различные категории телезрителей, ко­торые в совокупности составляют население Соединенных Штатов, — дети из бедных семей, ютящиеся в лачугах Джорджии; зажиточные семьи, обитающие в престижных районах Нью-Йорка; фермеры из центральных штатов; члены университетских ж е н с к и х клубов с западного побережья. Все они начинают мыслить сходно под воздействием те-


Глава 6. Гипотеза культивации 123

левидения, т.к. получают одинаковую информацию. Все телепередачи, начиная от раз­влекательных и заканчивая информационно-аналитическими, основаны на похожих, повторяющихся моделях, которые еще называют мифами, " фактами" или идеологиями. Предполагается, что эти модели влияют на восприятие мира телезрителями. Воздействие таких моделей в течение достаточно долгого периода времени, вероятно, приведет к " прочному укоренению доминирующих ориентации для большинства телезрителей" (Gerbneretal., 1994, р. 25).

Мэйнстриминг — одно из принципиальных понятий, лежащих в основе культива­ционного анализа; второе его основание — понятие резонанса. Концепция мэйнст-риминга предполагает, что в рамках различных культур существуют доминантные комплексы убеждений, взглядов, ценностей и обычаев. Определенные модели также формируются телевидением — модели развязок различных ситуаций, модели тен­дерных ролей, образы меньшинств и т.д. Эти модели в совокупности образуют пре­валирующие комплексы убеждений, взглядов и ценностей, которые периодически отражаются в содержании телепередач. У зрителей, проводящих много времени пе­ред экраном, как правило, развиваются сходные убеждения и взгляды. Нэнси Синь-орелли и Майкл Морган, изучающие феномен культивации, дают следующее опре­деление господствующей тенденции:

" Мэйнстриминг означает, что систематический и долговременный просмотр телепередач может привести к ослаблению и стиранию различий в восприятии и поведении, которые обычно зависят от других факторов и воздействий. Другими словами, различия в реакциях разных категорий телезрителей, различия, обычно ассоциирующиеся с разнообразными культурными, социальными и политическими особенностями этих категорий, ослаблены или даже отсутствуют в реакциях зрителей, относящихся к разным категориям, но потреб­ляющим большие объемы телевизионной информации" (Signorielli & Morgan, 1996, p. 117).

Резонанс имеет место в том случае, когда реальные события подтверждают иска­женный образ действительности, представленный на телеэкране. Когда непосредст­венный опыт телезрителя соответствует получаемой им медиаинформации, ее воз­действие усиливается— она резонирует, способствуя эффекту культивации. Напри­мер, исследования показали, что телезрители, которые больше всего опасаются стать жертвами преступлений, живут в неблагополучных районах с высоким уровнем пре­ступности (Morgan, 1983).

Исследователи, занимающиеся феноменом культивации, подчеркивают, что, согласно данной гипотезе, между телевидением и зрителями осуществляется дина­мическое взаимодействие. Степень культивации зрителями моделей, представлен­ных телевидением, зависит от ряда факторов. Некоторые зрители более подвержены культивационному воздействию, что объясняется определенными личностными ха­рактеристиками, особенностями социальной среды, культурными традициями и да­же тем, что они ранее смотрели по телевизору. Дж. Гербнер и его коллеги объясняют процесс взаимодействия следующим образом:

" Хотя пол зрителя или его возраст, или социальное положение отражаются на миро­воззрении, подобное интерактивное воздействие оказывает и просмотр телепередач. Телевидение может помочь определить, например, в чем выражается принадлежность к определенной соичальной группе. Это взаимодействие телевидения и зрителя — длительный прош (как и процесс культивации), начинающийся в младенчестве и продолжающийс; о самой смерти человека" (Gerbner, 1994, р. 23).


124 Часть II. Теория и основные понятия

Исследователи, изучающие феномен культивации, оценивают воздействие телеви­дения по количеству времени, которое зритель проводит перед экраном. Они считают, что по сути все телепрограммы довольно однородны и что при их просмотре зрители не избирательны. Другими словами, телепередачи различных типов (мультфильмы, ме­лодрамы, детективы) часто построены на одинаковых повествовательных структурах, что выражается в подборе персонажей, сюжетных приемах и других аспектах. В этом смысле содержание телепередач однородно. Понятие неизбирательного просмотра ос­новано на идее ритуального или привычного просмотра, т.е. просмотра телепрограмм в определенное время, независимо от их содержания.

Критики говорят о необходимости точных определений основных понятий в рамках гипотезы культивации. Например, нуждаются в точной формулировке понятия " однородное содержание" и " повествовательные структуры", которые по утверждению теоретиков гипотезы культивации содержатся в телепрограммах различных видов (Potter, 1993). Кроме того, обоснованность таких понятий, как резонанс и мэйнстриминг, т р у д н о проверить с использованием строгих научных методов социологии.

Как уже упоминалось, многие ученые говорили, что в основе эффекта культива­ции лежат комплексные психологические процессы, однако большинство научных работ не ориентированы на выявление их когнитивных компонентов (Hawkins & Pingree, 1990; Potter, 1993). Следует изучить соответствие когнитивных механизмов, участвующих в процессе культивации, тем, которые рассматриваются в рамках тео­рии социального обучения (Bryant, 1986).

Критики продолжают призывать к более конкретной формулировке ключевых понятий гипотезы культивации и более интенсивным научным исследованиям, ко­торые в конце концов позволят выявить когнитивные процессы, вызывающие эф­фект культивации. Критические замечания и призыв к более напряженной научной работе, обращенный к следующему поколению ученых, занимающихся гипотезой культивации, все еще не получили удовлетворительных ответов.

" Надеюсь, что в будущем я не увижу беспорядочного, нетеоретического изучения по­тенциального культивационного воздействия телевизионных программ типа а, Ь или с на восприятие телезрителей с демографическими характеристиками х, у или z при по­треблении ими больших или малых объемов телевизионной информации. Слишком долгое время ученые, занимающиеся массовой коммуникацией, проводили такие ис­следования в других сферах социального влияния во имя ложной цели обобщения" (Bryant, 1986, р. 234).

Теоретические основания гипотезы культивации

Гипотеза культивации предполагает, что телевидение стало основным источни­ком общей информации и общего понимания как в Соединенных Штатах, так и во всем мире. В современном обществе телевидение превратилось в многофункцио­нальное средство массовой информации. Как пишут Н. Синьорелли и М. Морган:

" Таким образом, телевидение стало наиболее обычной и постоянной обучающей сре­дой в нашей стране (а также становится таковой во всем мире). Оно одновременно от­ражает и направляет общество. Однако, прежде всего оно служит нам повествовате­лем; оно стало оптовым поставщиком образов, которые формируют основные направ-


Глава 6. Гипотеза культивации 125

ления нашей популярной культуры. Телевизионный мир показывает и рассказывает нам о жизни — о людях, городах и странах, судьбах, борьбе и власти. Телевидение по­казывает добро и зло, печаль и счастье, силу и бессилие и объясняет нам, кто или что добивается успеха, а кто терпит поражение" (Signorielli & Morgan, 1996, p. 114).

Концепция общего понимания и символического взаимодействия посредством языка принадлежит Джорджу Герберту Миду, ученому-философу из Чикагского университета (конец XIX—начало XX века). Некоторые исследователи считают, что понятие культива­ции относится скорее к парадигме понимания, чем к когнитивной парадигме социаль­ной психологии, которая использовалась в качестве теоретического основания многих исследований воздействия СМИ. По словам М. Моргана и Н. Синьорелли, культиваци­онный анализ " предназначен для понимания постепенных долгосрочных сдвигов и трансформаций в процессе социализации поколений (а не краткосрочных резких из­менений во взглядах или поведении индивидов)" (Morgan & Signorielli, 1990, p. 19).

Дж. Гербнер и его коллеги конкретизировали разницу между теоретическим ба­зисом гипотезы культивации и теоретическими основаниями других направлений в исследованиях медиавоздействия:

" Традиционные исследования медиавоздействия основаны на оценивании определенной информационной, образовательной, политической или маркетинговой деятельности с точ­ки зрения избирательного воздействия и измеримых различий между теми индивидами, ко­торые подвергаются воздействию, и остальными. Ученым, воспитанным в этой традиции, трудно согласиться с акцентом культивационного анализа на полное погружение зрителя в мир телевидения, вместо избирательного просмотра телепередач, и на стабильное распро­странение единообразия, вместо ориентации на оставшиеся источники культурных разли­чий и изменений... Теория культивации основана на результатах исследований, обнаружи­вающих устойчивое и постоянное влияние доминирующих телевизионных идеологий на разнообразнейшие концептуальные тенденции и контр-тенденции зрителей. Выбор в каче­стве предмета исследований широко распространенной общности во взглядах среди зрите­лей, единственное сходство которых состоит в том, что они много смотрят телевизор, требу­ет особого теоретического и методологического подхода, отличающегося от используемого в традиционных исследованиях медиавоздействия и соответствующего специфической ди­намике телевидения" (Gerbneretal., 1994, р. 20-21).

Другие ученые настаивают на том, что в основе эффекта культивации лежат пси­хологические процессы, поэтому в качестве теоретического базиса следует принять когнитивную парадигму. Р.П. Хокинс и С. Пингри {Hawkins & Pingree, 1982) предпо­лагают, что в процессе культивации задействованы обучение и конструирование. При просмотре телепередач происходит обучение зрителя посредством восприятия и за­поминания их содержания. Зритель конструирует мировоззрение на основе той ин­формации, которая подается телевидением.

Согласно социально-когнитивной теории, разработанной Альбертом Бандурой (Bandura, 1986), поступки и поведение индивида определяются как внутренними факторами (уровнем интеллекта и биологическими факторами), так и внешними (такими как воздействие внешней среды). Три компонента — поведение, внутрен­ние факторы и внешние факторы — взаимодействуют с переменной интенсивно­стью и на различных уровнях. Воздействие средств массовой информации также за­висит от наличия и взаимодействия этих трех видов факторов (Bandura, 1994).


126 Часть II. Теория и основные понятия

Исследовательская традиция

Реализация Проекта культурных индикаторов началась в конце 1960-х годов, когда озабоченность народа США медианасилием выразилась в федеральном рас­следовании и финансировании научных исследований Конгрессом. Проект был н а -чат под эгидой Национальной комиссии по расследованию причин насилия и его предотвращению, созванной по инициативе президента Линдона Джонсона, затем] стал финансироваться Научным консультативным комитетом министра здравоохра­нения по телевидению и социальному поведению.

С начала реализации проекта Дж. Гербнер и его исследовательский коллектив р е г у -лярно анализировали содержание телепередач, транслируемых в лучшее эфирное время, подсчитывая количество сцен насилия и преступлений. Кроме определения объема т е л е -визионного насилия, ученые также исследовали разновидности актов насилия. М а т е -риалы, собранные Гербнером и его коллегами, получили широкое освещение в СМИ.

В начале 1970-х годов Национальный институт психического здоровья предложил Проекту финансовую поддержку, и ученые занялись исследованиями феномена культи­вации, которые стали составной частью программы. В последующие годы исследования эффекта культивации финансировались Американской медицинской ассоциацией, От­делом политики в области телекоммуникаций, Администрацией по проблемам пожилых людей, Национальным фондом науки, Специальным комитетом по исследованию р е -лигиозного телевещания, а также другими организациями (Morgan & Signorielli, 1990).

С самого начала исследований ученые занимались не только телевизионным на­силием, но и другими темами. Например, изучалась связь между просмотром теле­программ, мировоззрением и действиями аудитории в отношении возрастных сте­реотипов (Gerbner et al., 1980), тендерных стереотипов (Morgan, 1982; Rothschield, 1984) и других явлений (Gerbner etal., 2001).

При исследованиях эффекта культивации, как правило, используются два мето­да: контент-анализ телевизионных передач и опрос телезрителей с целью оценки их мировоззрения. Изучая аспект культивации, связанный с насилием, исследователи ввели коэффициент враждебности мира, методологический инструмент, позволяю­щий определить оценку телезрителями уровня преступности и насилия в реальном мире (Signorielli, 1990). У тех представителей различных демографических групп, ко­торые много смотрят телевизор, обнаружились более высокие значения этого коэф­фициента, чем у остальных телезрителей.

Исследования культивации постоянно сопровождались критикой. Некоторые ученые высказывали озабоченность по поводу неудовлетворительного статистиче­ского контроля и интерпретации результатов научного поиска (Hirsch, 1980; Hughes, 1980; Wober, 1978). Другие ставили под сомнение положение о причинности фактора культивации и возражали против отдельных теоретических формулировок (Doob & Macdonald, 1979; Zillmann, 1980). Некоторые ученые утверждали, что теория культи­вации должна включать психологическое измерение, и что исследователям следует не просто показывать взаимосвязь между просмотром телепрограмм и взглядами зрителей на социальную реальность, но и объяснять ее (Hawkins & Pingree, 1980, 1982; Hawkis, Pingree & Adler, 1987; Pingree, 1983; Hawkins & Pingree, 1990). Так, Р. Хокинс и С. Пингри настаивали, что " без психологического обоснования гипотеза культи­вации остается сомнительной" (Hawkins & Pingree, 1990, p. 36).


Глава 6. Гипотеза культивации 127

Поиск эмпирических доказательств в виде определения психологических процес­сов, объясняющих эффект культивации, представляет значительные трудности, но исследования продолжаются. Некоторые ученые предложили свои модели и экспе­риментально проверили их, но эмпирические обоснования истинности этих моде­лей остаются несколько непоследовательными и неполными {Hawkins, Pingree & Adler, 1987; Potter, 1991a, 19916; Rubin, Perse & Taylor, 1988; также с м. Potter, 1993).

Современные исследования и дальнейшие перспективы

Исследователи продолжают отвечать на критику и собирать доказательства, подтвер­ждающие истинность гипотезы культивации. В последние годы в научный поиск вклю­чаются ученые разных стран. Некоторые исследования пытаются определить особенно­сти " глобального" восприятия социальной реальности под воздействием телевидения (Morgan, 1990), но подобные попытки не обращены к решению конкретных эмпириче­ских проблем, таких, например, как разработка простых количественных культурных индикаторов, которые могли бы применяться независимо от типа культурной среды.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал