Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия 4: уважение 3 страница






Personality and Social Psychology, 39 (5), 884-893. Wilson, С & Gutierrez, R (1995). Race, multiculturalism, and the media: From mass to class

communication. Thousand Oaks, CA: Sage. Zuckerman, D., Singer, D. & Singer, J. (1980). Children's television viewing, racial and sex role

attitudes. Journal of Applied Social Psychology, 10 (4), 281-294.


Глава 20

Воздействие

развлекательных

медиапроизведений

Н

езависимо от жанра произведений, транслируемых посредством средств массовой коммуникации, будь то комедия, драма или напряженный триллер, большинство из них предназначены для развлечения своей аудитории. Многие социологи рассмат­ривают развлекательные медиапроизведения как медиасообщения, направленные на получение явного удовольствия и лишенные скрытых мотивов (Zillmann, 2000a). Как можно увидеть далее, это определение отражает в основном современный взгляд, зна­чительно отличаясь от ранних трактовок этого понятия.

Изучение развлекательных медиапроизведений стало важной областью исследо­ваний только в XX веке, с появлением и широким распространением кино, а также радио, телевидения и других средств электронного вещания. Начиная с 1960-х годов, эта область исследований принесла первые ощутимые плоды. В это время появились целые научные труды по изучению развлекательных медиапроизведений, раскрыв­шие многие причины, по которым люди выбирают определенный их тип, причины ярого стремления людей к ним и основные эффекты воздействия различных типов развлекательных медиапроизведений на людей.

Данная глава посвящается скорее воздействию развлекательных медиапроизведений, чем причинам выбора аудиторией определенных их типов (например, фильмов приклю­ченческого, драматического или комедийного жанров). Дискуссия на тему причин уже приводилась в главе 8. В данной же главе рассматривается способность развлекательных медиапроизведений вызывать эффекты: поведенческие, аффективные (эмоциональные) или те и другие одновременно. Вслед за краткой историей театрализованных действ рас­смотрим методы исследования, используемые при изучении воздействия развлекатель­ного медиапроизведения на аудиторию, избирательность воздействия в зависимости от его содержания и удовольствие от различных его типов.


378 Часть III. Основные направления исследований

Действо как основа развлекательных медиапроизведений

Хотя развлекательные медиапроизведения стали развиваться относительно не­давно, лежащее в их основе театрализованное действо почти так же старо, как и че­ловечество (Zillmann, 2000a). Феномен таких действ присущ всем народам во всем мире и во все времена. Как только люди совладали с окружающей средой и удовле­творили потребности в еде и крове, они обнаружили, что у них может быть свобод­ное время. Заполнить его в какой-то степени и были призваны действа'.

На протяжении столетий действа служили различным целям. Они обеспечивали отдых, забаву или веселье. Вскоре к этому списку добавились различные ритуальные действа, связанные с изменением социального статуса затрагиваемого ими лица или лиц (например, погребение, посвящение в рыцари, инициация и т.д. — Прим. пе-рев.). Ритуалы имели четкую направленность, помогая поддерживать структуру и единство человеческого общества (весьма показательны в этом отношении антич­ные мистерии. — Прим. ред.). Кроме того, обращаясь к деталям загробной жизни, они помогали живым примириться с неизбежным — смертью {Malinowski, 1948).

О природе и воздействии театрального действа задумывались такие античные философы, как Платон и Аристотель. В классическом диалоге " Филеб" Платон при­знавал, что свидетельство удачи или неудачи других приносит удовольствие, считая, однако, что такое удовольствие в некоторых случаях вредит морали. Аристотель рас­сматривал представления с большей беспристрастностью, полагая, что драматиче­ские представления должны быть свободными от давления нравственности2.

В западном мире изобретение печатного станка сопровождалось появлением цензуры. Книги, газеты и памфлеты, не соответствовавшие взглядам и нравам пра­вящей элиты и церковных властей, осуждались, а часто и запрещались. За необще­принятые или богохульные взгляды, выраженные в литературных произведениях, писателей сажали в тюрьмы или штрафовали.

На протяжении многих лет отношение Запада к развлекательным произведениям развивалось преимущественно в соответствии со взглядами Платона, а не Аристоте­ля. Веселье и радость религиозные экстремисты считали греховными. В X V I I веке христианские философы, подобные Блезу Паскалю, считали, что люди должны за­ботиться о спасении и совершенствовании души, а не искать развлечений.

Проблема нравственной ценности развлекательного произведения существует до нашего времени. Внимание критиков продолжают привлекать спорная тематика и скандальное содержание книг, фильмов, телевизионных программ, видеоигр и т.д. За последние годы с осуждением, предварительным запретом и даже с судебным процессом столкнулись такие фильмы, как " Лолита", " Последнее искушение Хри­ста", " Прирожденные убийцы" и др.

Ответственность за современный взгляд на развлекательные произведения, как на занимательный способ снять стресс, развеять скуку или несчастье, в значительной ме­ре лежит на философе X V I века Мишеле де Монтене и психологе XX века Зигмунде

Вспомните знаменитое " Хлеба и зрелищ! " древнеримского плебса. — Прим. ред. Как на главнейший эффект драмы Аристотель указывал на " катарсис"очищение; а основой коме­дии считал то, что делает человека смешным. — Прим. ред.


Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 379

Фрейде. В отличие от Б. Паскаля, Монтень рассматривал веселье и радость, испыты­ваемые от развлекательного произведения, не как отрицательные (греховные), а как положительные явления, утверждая, что зрителю представление помогает облегчить несчастливую жизнь. Фрейд считал, что в человеке постоянно подавляется необычай­но сильная тяга к удовольствию, а развлекательные произведения служат непрямым путем получения этого удовольствия, облегчая страдания человека.

Фрейд много писал о развлекательных произведениях и различных механизмах их действия. Хотя он не предложил ни одной формальной теории драмы, им была детально разработана и изучена теория остроумия3 {Freud, 1905).

Методы исследования

Многое из того, что известно о развлекательных медиапроизведениях, было в ос-новним систематизировано исследователями коммуникаций и психологами на ос­новании двух методов: метода использования и удовлетворения и поведенческого метода. Как упоминалось в главе 8, подход использования и удовлетворения допус­кает, что аудитория ищет разные сообщения, по-разному их использует и реагирует на них в зависимости от индивидуальных различий, их психологической структуры и социальных предпосылок. Вместо изучения прямых эффектов масс-медиа, теория использования и удовлетворения фокусируется на мотивации и поведении зрителей. Такой тип исследований обычно включает в себя интервьюирование аудитории или заполнение ею анкет с указанием различных причин выбора того или иного медиа-продукта.

Теория использования и удовлетворения полезна и тем, что она раскрывает перед исследователями особенности симпатий и антипатий людей, особенности их осмыс­ления и интерпретации увиденного, а также мотивы выбора определенного медиапро-дукта. Тем не менее, такие исследования имеют и свои ограничения. Часто, когда лю­дей просят описать их чувства и причины выбора того или иного развлекательного ме-диапроизведения, некоторые не способны точно сформулировать ответ. Многие про­сто могут не осознавать, почему они сделали тот или иной выбор. Более того, некоторые люди могут преувеличивать или приуменьшать в ответах свои чувства, что­бы подать себя с лучшей стороны (эффект социальной желательности. — Прим. ред.)

Преодолеть ограничения техники использования и удовлетворения помогает ме­тод изучения поведения. Мотивы аудитории рассматриваются как гипотезы, кото­рые впоследствии изучаются в контрольных лабораториях или полевых условиях. Этим методом уже несколько лет пользуются как исследователи теорий коммуника­ций, так и психологи, изучая с его помощью феномен коммуникации (Berschied & Walster, 1969; Donnerstein, 1980; Geen, 1976; Knapp, 1978; Rosnow & Robinson, 1967; Rushton, 1979).

Использовать поведенческий подход при изучении развлекательных медиапроизве-дений начали совсем недавно (Zillmann & Bryant, 1994; Zillmann & Vorderer, 2000). Це­лью этих исследований служит анализ факторов, которые определяют образователь­ный уровень развлекательного медиапродукта и удовольствие от него. Для определе-

Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному // Фрейд 3. Я и Оно. (Пер. с нем.).Тбили­си: Мецниереба, 1991.В 2-х т. — Прим. ред.


380 Часть III. Основные направления исследований

ния различных мотивов выбора развлекательных медиапроизведений используют так­же метод самоотчета. Поведенческий подход отличается от теории использования и удовлетворения в том плане, что исследователи могут лучше контролировать пере­менные факторы, способные исказить общую картину.

Главные исследования в области использования и удовлетворения уже обсужда­лись (глава 8). Поэтому исследование, рассмотренное в этой главе, будет сосредото­чено на поведенческом подходе к феномену развлекательного медиапроизведения. Будут освещены данные исследований поведения, представляющих разнообразные мотивы людей при выборе того или иного развлекательного продукта, а также ис­следований, анализирующих удовольствие от содержания развлекательных медиа-произведений.

Избирательность выбора материала

На решение человека выбрать определенное развлекательное медиапроизведение может влиять множество различных факторов. Многие преданные поклонники се­риала " Секретные материалы" начинают строить планы похода в кинотеатр, едва услышав о скором выходе новой серии. Фанаты клуба Green Bay Packers смотрят вы­ступление своей любимой команды в течение всего футбольного сезона, когда бы она ни появилась на телеэкране. Любители фигурного катания регулярно щелкают по каналам телевизора, чтобы посмотреть, не транслируют ли какое-нибудь сорев­нование или выступление.

При исследовании выбора людьми конкретной телевизионной программы мож­но заметить, что хорошо продуманный выбор является скорее исключением, чем правилом. В большинстве случаев люди делают свой выбор в пользу того или иного развлекательного медиапроизведения импульсивно или под влиянием момента. Та­кой спонтанный выбор зависит от многих факторов, например, конкретного со­стояния человека, настроения или каких-то внутренних соображений (о которых че­ловек может даже и не подозревать).

Концепция избирательности выбора материала допускает, что люди, производя выбор конкретного развлекательного медиапроизведения, основываются на личных предпочтениях и нуждах. Например, человек, изо дня в день работающий на очень скучной работе, может получать удовольствие, погружаясь в чтение захватывающего приключенческого романа или смотря каждый вечер такого же рода фильм. В этом случае развлекательное медиапроизведение обеспечивает человеку то волнение и возбуждение, которых ему так не достает в его обыденной скучной жизни. И на­оборот, напряженно работающий человек может предпочесть провести вечер в удобном кресле под успокаивающие звуки симфонического оркестра.

Эти примеры показывают, что развлекательные медиапроизведения могут ис­пользоваться разными людьми в различных целях, особенно для того, чтобы управ­лять своим настроением. Для одних они являются способом приведения себя в со­стояние возбуждение, для других— средством для успокоения и расслабления (Zillmann, 1982). Исследователи в своих работах показали, что выбор людьми развле­чения во многом зависит от их настроения {Bryant & Zillmann, 1984; Zillmann & Bryant, 1985a). В контрольном эксперименте исследователи поместили участников в одну из двух ситуаций: очень напряженную или очень скучную. Потом каждому


Глава 20.Воздействие развлекательных медиапроизведений 3 8 1

участнику эксперимента предоставили возможность выбора из трех захватывающих и трех расслабляющих телевизионных программ той, которую он или она хотели бы посмотреть. Время, в течение которого испытуемые смотрели разные программы, фиксировалось. Исследователи обнаружили, что напряженные люди имели тенден­цию дольше смотреть расслабляющие программы, а люди скучающие — более дина­мичные. Позднее исследователи написали:

" Скучающие люди испытывают облегчение при просмотре возбуждающих программ.., напряженные люди испытывают облегчение при просмотре расслабляющих программ; полученное облегчение усиливает вероятность последующего повторения первоначального выбора, сделанного наугад, под влиянием настроения" (Zillmann & Bryant, 1994, p. 442; 1985а).

Последующие исследования обнаружили, что люди выбирают программы в зави­симости от своего аффективного или эмоционального состояния. Человек с плохим настроением может выбрать увлекательную программу, которая поможет ему забыть о проблемах. Человеку с хорошим настроением отвлекаться такими передачами нет нужды {Zillmann & Bryant, 1985b).

Позднее ученые обнаружили, что люди в состоянии сильного эмоционального возбуждения вообще имеют склонность избегать таких развлекательных медиапро-изведений {Christ & Medoff, 1984). Для таких людей острота личных проблем затруд­няет или делает нежелательным их увлечение какими-то захватывающими програм­мами, в то время как они пребывают в расстроенных чувствах.

Исследования также показали, что люди часто " поглощают" юмор и комедии для того, чтобы поднять себе настроение или вернуть хорошее расположение духа. Дж. Медоукрафт и Д. Зиллман {Meadowcraft & Zillmann, 1984) в своей работе изучили предпочтения женщин на разных стадиях менструального цикла. В результате гормо­нальных изменений непосредственно перед и в течение цикла у женщин может на­блюдаться плохое настроение и даже депрессии. Исследователи выдвинули гипотезу, что в течение этого времени женщины должны испытывать большую потребность вы­бирать такие развлекательные медиапроизведения, которые помогли бы поднять их душевный настрой, например, комедии. В то время как в середине цикла, когда гор­мональный уровень нормализуется, такие предпочтения не появляются. Эксперимен­ты подтвердили эти предположения. Оказалось, что в середине цикла женщины пред­почитали смотреть драматические передачи, а не комедии, а до и в течение " женского" периода они предпочитали посмеяться, смотря комедии. Другие исследования при­несли похожие результаты {Helregel& Weaver, 1989).

Изучение данной проблемы показало также, что комедии могут нести людям не только улучшение настроения. Д. Зиллман {Zillmann, 1970) определил несколько со­ставляющих телевизионных комедий: дразнение, враждебность и уничижение. По­следующее исследование позволило обнаружить, что люди, испытавшие эти состоя­ния в реальной жизни, не любили смотреть комедии, напоминающие им о когда-то пережитом плохом обращении. Участники эксперимента, будучи раздраженными или рассерженными, предпочитали смотреть все, что угодно, кроме комедий, со­держащих сцены враждебности {Zillmann, Hezel & Medoff, 1980).

Тенденция искать возможность улучшения настроения имеет одно исключение. Э. О'Нил и С. Тейлор {O'Neal & Taylor, 1989) обнаружили, что сердитые мужчины, верившие в то, что они найдут момент, чтобы отомстить обидчику, выбирали ленты


382 Часть Ш. Основные направления исследований

с элементами жестокости. Напротив, мужчины, считавшие, что у них не будет шанса отомстить, выбирали более спокойные программы. Другими словами, когда серди­тые люди думали, что будет полезным сохранять боевой задор, они выбирали раз­влекательные медиапроизведения, подпитывающие их эмоции.

Изучение детей вскрыло интересные различия в выборе телевизионных программ с целью улучшить свое настроение. Дж. Мастере, М. Форд и Р. Аренд (Masters, Ford & Arend, 1983) поместили девочек и мальчиков четырех-пяти лет в разные социаль­ные ситуации: нейтральную, враждебную и воспитательную. Затем им предлагали посмотреть нейтральную (неэмоциональную) или образовательную детскую переда­чу. В нейтральной социальной ситуации воспитатель обращался с детьми одинаково и на равных. Во враждебной — всячески хвалил одних и совсем игнорировал других детей, в результате чего последние чувствовали свою незначительность и то, что ими пренебрегают. В воспитательной ситуации воспитатель осыпал критическими сло­вами одних и ничего не говорил другим, в результате чего последние считали, что они все делают хорошо, потому что воспитатель не критикует их.

Мальчики, которых игнорировали, смотрели образовательную передачу " Мистер Роджерс" примерно вдвое дольше, чем мальчики из воспитательной ситуации. К тому же, среди мальчиков из воспитательной ситуации желающих смотреть эту программу нашлось меньше всего. Интересно, что девочки имели склонность игнорировать дис­криминацию воспитателя и не использовали передачу для поднятия настроения.

Исследования развлечений среди взрослых показали, что, как и маленькие мальчи­ки, нуждающиеся в воспитании, люди имеют тенденцию выбирать те развлекательные медиапроизведения, которые уменьшают (редуцируют) их тревогу. Дж. Вакшлаг, В. Вайал и Р. Тамборини (Wakshlag, Vial & Tambohni, 1983) провели следующий экспе­римент. Испытуемых, мужчин и женщин, заставили почувствовать страх перед пре­ступностью и своими шансами стать ее жертвами. Затем им разрешили выбрать кино­фильм из группы драматических фильмов, изображающих различные степени наси­лия, мучений, а также поимку и наказание преступников. Большинство участников склонились к выбору фильмов с минимальным количеством сцен жестоких нападений на жертву, и где превалировали сцены торжества правосудия. При просмотре таких фильмов у людей снижался страх стать жертвой преступления.

Главная идея телевизионных криминальных драм — а именно та, что преступни­ки будут пойманы и посажены, вследствие чего улицы станут безопаснее — очевид­но имеет свою великую привлекательность для тех, кто беспокоится о состоянии преступности {Zillmann & Bryant, 1994, p. 447; Zillmann, 1980).

Точно так же как у детей, у взрослых наблюдались тендерные различия. Незави­симо от исходного уровня страха было обнаружено, что мужчины предпочли развле­кательные медиапроизведения с большим количеством насилия. Женщины больше склонялись к выбору развлекательных медиапроизведений, показывающих пре­ступников пойманными и посаженными в тюрьму.

Удовольствие как функция развлечений

Одно из определений развлечения гласит, что развлечения являются эффективным и приятным средством снижения неудовлетворенности и неизбежных жизненных стрессов. Согласно этому определению, развлечения могут принимать разнообразные


Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений 3 8 3

формы. В большинстве случаев они или несут удовольствие, или просвещают, показы­вая нам в комедии или трагедии счастье и печаль других. Музыкальные или танцеваль­ные представления, артистические или игровые шоу, спортивные состязания — все их можно рассматривать как формы развлечения. Более того, участие в таких мероприя­тиях для участников может быть таким же развлечением, как и для зрителей. Хотя су­ществует множество видов и форм развлечений, не все из них могут удовлетворить нас в равной мере — одни развлекают нас больше, другие меньше. Рассмотрим, к примеру, драматические фильмы. Некоторые из них прямо приковывают нас к экрану, пробуж­дая эмоции и воодушевляя. Другие же оставляют нас неудовлетворенными.

Драма

Чтобы ответить на вопрос: " Что в развлекательных медиапроизведениях достав­ляет удовольствие? ", — прежде всего необходимо рассмотреть их компоненты. Изу­чим вначале подробно некоторые элементы, присущие хорошей драме. Драмой на­зывается " состояние, ситуация или серия событий, в которые вовлечен... напряжен­ный конфликт сил". П. Вордерер и С. Ноблох определили драму так:

"...драма строится на конфликте и его разрешении посредством изображения событий, влияющих на благополучие людей, животных и одушевленных предметов. В центре каждой драмы лежат два характера — протагонист и антагонист, которые находятся под влиянием этих событий и за которыми наблюдают читатели, зрители и другие по­требители медиа" (Vorderer& Knobloch, 2000, p. 59).

Исследователи определили, что главным элементом, присутствующим в любом хорошем драматическом представлении, является конфликт (Smiley, 1971). Но сам по себе конфликт еще не может обеспечить полного удовольствия от драмы. Для этого обязательно должны присутствовать и другие элементы. В особенности ауди­тория должна иметь " эмоциональную предрасположенность к взаимодействующим сторонам" (Zillmann & Bryant, 1994, p. 447). Это означает, что хорошая, доставляю­щая удовольствие драма должна включать интересных персонажей, которых зрители любят или презирают. Таким же важным элементом, как и конфликт, для драмы яв­ляется его удачное разрешение.

Персонажи хорошей драмы обязательно должны развиваться. Зрители должны их любить или не любить, одобряя или осуждая их поведение. Другими словами, ауди­тория должна выносить им моральный приговор (Zillmann, 1991c). Опираясь на силу своих чувств по отношению к героям, публика всегда надеется, что все хорошее бу­дет случаться с их любимым персонажем, а нелюбимый получит по заслугам.

Примеры не придется долго искать — существует очень много драматических фильмов, книг или передач, обладающих всеми признаками хорошего развлекатель­ного произведения. Чтобы увидеть все вышеперечисленные элементы в действии, достаточно открыть произведение классической литературы или посмотреть став­ший классикой фильм. Вспомнить хотя бы обожаемую многими девочку Дороти и Злую Волшебницу Запада из " Волшебника страны Оз" или любимого Люка Скай-уокера и ужасного Дарта Вейдера из " Звездных войн".

Основываясь на предшествующих исследованиях Д. Зиллмана (Zillmann, 1980), Д. Зиллмана и Дж. Кантор (Zillman & Cantor, 1976, 1996), Дж. Брайант и Д. Зиллман (Bryant & Zillmann, 1994) предложили следующие правила получения аудиторией


3 84 Часть III. Основные направления исследований

удовольствия от драматического представления. Эти правила (называемые еще дис-позиционной моделью, или моделью отношения) основаны на уже рассмотренных принципах: интересных персонажах, эмоциональности (сильных чувствах) по от­ношению к ним и успешному разрешению конфликта. Результаты исследования подтвердили эту модель.

1. Удовольствие, получаемое человеком от наблюдения за унижением, неудачей или поражением какой-либо группы, отдельного персонажа или объекта, воз­растает со степенью отрицательного отношения и уменьшается со степенью положительного отношения к этим персонажам.

2. Удовольствие, получаемое человеком от наблюдения за удачей, успехом или победой какой-либо группы, отдельного персонажа или объекта, уменьшается со степенью отрицательного отношения и увеличивается со степенью положи­тельного отношения к этим персонажам.

3. Досада, раздражение от наблюдения за унижением, неудачей или поражением какой-либо группы, отдельного персонажа или объекта уменьшается со сте­пенью отрицательного отношения и увеличивается со степенью положитель­ного отношения к этим персонажам.

4. Досада, раздражение от наблюдения за удачей, успехом или победой какой-либо группы, отдельного персонажа или объекта возрастает со степенью отри­цательного отношения и уменьшается со степенью положительного отноше­ния к этим персонажам.

5. Правила 1 — 4 действуют в комплексе, следовательно, все составные удовольст­вия и/или раздражения объединяются в общее удовольствие или раздражение.

Юмор

Исследователи обнаружили, что правила диспозиционной модели также можно применить и к другим формам развлечений, от которых люди получают удовольст­вия, например юмору и спорту (Zillmann, 2000b, Bryant & Raney, 2000; Zillmann & Bryant, 1991; Zillmann, Bryant & Sapolsky, 1979; Zillmann & Cantor, 1976, 1996). Коме­дия сама по себе является одной из форм драмы. Единственное отличие между ними заключается в том, что публика не должна воспринимать слишком серьезно то, что она видит и слышит (McGhee, 1979).

За многие годы в отношении феномена юмора было проведено очень мало иссле­дований. Большинство психологических трудов посвящено негативным и неприят­ным эмоциональным состояниям, а не радостным эмоциям. Каковы бы ни были причины, можно констатировать, что среди социологов тема юмора не воспринима­ется всерьез (Chapman & Foot, 1996). Сегодня исследования в области расшифровки механизмов юмора проводит во всем мире лишь небольшая группа социологов. Ими разработано много моделей и современных теорий, объясняющих механизмы при­роды смеха над теми или иными шутками или поступками {Zillmann 2000b; Nerhardt, 1996; Zillmann & Cantor 1976, 1996; Rothbart, 1996).

Злые же шутки, в которых кто-то становится жертвой, можно рассматривать как мини-драмы. В этом смысле можно увидеть, что к юмору вполне могут применяться принципы хорошей драмы. Слушатель получает удовольствие от успешного разре­шения конфликта и чувствует, что жертва получила то, что заслужила.


Глава 20. Воздействие развлекательных медиапроизведений 3 8 5

Интерес исследователей привлекло использование юмора в процессах массовой коммуникации, особенно его убеждающих способностей {Gruner, 1996). Достаточно вспомнить множество смешных реклам, чтобы убедиться в вере рекламистов в убеж­дающие способности юмора. Исследования обнаружили, что люди получают удо­вольствие от юмора, он понижает их осторожность и настраивает более положитель­но по отношению к источнику сообщения.

Полученные данные также показали, что смех в самом деле заразителен. Когда зрители слышат, как другие люди реагируют на что-либо смехом, они тоже начина­ют смеяться и оценивают представление как более приятное {Chapman, 1973b; Chapman & Wright, 1976; Fuller & Sheehy-Skeffington, 1974; Smyth & Fuller, 1972). Зара­нее записанный на пленку смех увеличивает вероятность того, что публика будет смеяться над содержанием, увеличивая ее удовольствие от программы {Chapman, 1973а; Cupchik & Leventhal, 1974; Leventhal & Cupchik, 1975; Leventhal & Mace, 1970).

Изучение юмора в массовых коммуникациях

Исследователи изучали использование юмора в массовой коммуникации на протяжении нескольких лет и убедились в необходимости дальнейших разработок в этой области. Одна из тем исследований — роль юмора в усилении убеждения. Другая — его роль в улучшении процесса обучения.

Ученые выдвинули несколько гипотез, объясняющих убеждающую силу юмора. Юмор способен делать сообщения более интересными и запоминающимися для слушателя. При этом аудитория уделяет сообщению больше внимания (см. в главе 10 об элементах убежде­ния с точки зрения вероятностной модели). Юмор способен также улучшить имидж ис­точника сообщения в глазах аудитории. Отвлекая людей от выдвижения контраргументов с о о б щ е н и ю, он о б л е г ч а е т возможность их у б е ж д е н и я {Gruner, 1996; Sternthal & Craig, 1973).

Некоторые эксперименты показали, что студенты лучше учатся, если в лекцию или доклад включаются элементы юмора (другие работы не обнаружили такой взаимосвязи). Однако все исследования сходятся на том, что использование юмора улучшает имидж докладчика (см. обзор работ в этой области у К. Грюнера {Gruner, 1996).

Источники. Gruner, C.R. (1996). Wit and humor in mass communication, in A.J. Chapman & H.C. Foot (Eds.), Humor and Laughter: Theory, Research, and Applications (p. 287—311). New Brunswick, NJ: Transaction; Sternthal, B. & Crai, C.S. (1973). Humor in advertising, Journal of Marketing, 37, 12—18.

Спорт

Диспозиционная модель помогает также и в объяснении удовольствия от просмотра спортивных соревнований {Bryant & Raney, 2000). Хорошо известно, что спортивные фа­наты относятся к своим любимым командам и игрокам, как к любимым героям, а к ко­манде-сопернику, как к ненавистным злодеям. Дж. Брайант и А. Рейни писали:

" Высшая цель для таких твердолобых фанатов состоит в том, чтобы любимый игрок или команда не только нанесли поражение команде-сопернику, но также унизили и обезвредили самого ненавистного игрока или команду. В этом заключен главный смысл для болельщиков; в этом проявляется их диспозиционная модель на пороге X X I века" {Bryant & Raney, 2000, p. 162).


386 Часть III. Основные направления исследований

В одном из исследований было обнаружено, что у болельщиков, наблюдавших выигрыш любимой команды, поднимался уровень самооценки и личной уверенно­сти. Когда же родная команда проигрывала, уровень самооценки и личной уверен­ности снижался. Ясно, что в данном случае работают диспозиционные факторы (Hirt, Zillmann, Erickson & Kennedy, 1992).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал