![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадия 4: уважение 6 страница
Другой подход к пониманию текущей телекоммуникационной политики касается коммуникационной теории перспектив, которая также делает акцент на интеграции или общем подходе. Э. Ленерт (Lenert, 1998) использовал понятия либерализации и демократизации для характеристики двух постоянно повторяющихся тем в телекоммуникационном политическом дискурсе. Он связывал эти понятия с двумя моделями коммуникации, предложенными Дж. Кэри (Carey, 1989): моделью передачи и общественной культурно-ритуальной моделью. Согласно Ленерту, либерализация (также известная как дерегуляция) связывается с моделью передачи, придающей особое значение свободной пересылке сообщений или " движению сообщений в пространстве". Демократизацию Ленерт определяет как " ориентацию на политической системе, характеризующейся участием народа в принятии решений в контексте либеральных гарантий равенства и индивидуальных прав". Он связывает демократизацию с общественной культурно-ритуальной моделью, рассматривающей коммуникацию " скорее как представление общих мнений, чем передачу информации...; направленную как на сохранение общества во времени, так и на распространение сообщений в пространстве". В своем исследовании Ленерт высказывается за интеграцию этих двух моделей, способных " послужить основой для более полной демократичной телекоммуникационной политики в контексте либера-лизированной мировой экономики" (Lenert, 1998, р. 4-7). 406 Часть III. Основные направления исследований Исследование новых медиа и их воздействия " Поскольку появились новые информационные технологии, необходима абсолютно новая программа исследований по изучению техники их эффективного использования". Это предсказание принадлежит Э. Паркеру (Parker, 1973, р. 596), одному из немногих исследователей массовых коммуникаций 1970-х годов, считавшему, что постоянно изменчивые технологии заслуживают большего внимания в исследованиях коммуникации. Начиная с 1970-х годов, изучение новых коммуникационных технологий следовало тенденциям, начало которым положили предыдущие исследователи. По мере появления каждой новой коммуникационной технологии ученые начинали ее изучение, используя методы исследования, применявшиеся для изучения более ранних технологий. Например, ранние работы по телевидению использовали методы исследования воздействия со стороны содержания сообщений, подобные тем, которые использовались в более ранних исследованиях кино и радио (Williams, Rice & Rogers, 1988). Современные исследования использования и последствий новых медиатехноло-гий также следуют традициям, руководствуясь уже существующими теориями коммуникации. Ф. Вильяме, С. Стровер и А. Грант (Williams, Strover & Grant, 1994) сделали обзор литературы и нашли определенное количество работ, связанных с новыми медиатехнологиями, начиная от исследований по теории использования и удовлетворения и заканчивая изучением диффузии инноваций. Н. Мандорф и К. Лорд (Mundorf& Laird, 2001) предоставили расширенный список новейших исследований. Была исследована мотивация абонентов кабельного телевидения с целью определения того, чем именно оно их привлекает (Becker, Dunwoody & Rafaell, 1983; Ducey, Krugman & Eckrich, 1983; Jeffres, 1978; McDermott & Medhurst, 1984; Metzger, 1983). Другие ученые исследовали связь между зрительскими мотивами и реальным выбором программ с целью доказать, что разные люди выбирают конкретные программы по тем или иным причинам и смотрят их в разное время. Д. Зиллман и Дж. Брайант (Zillmann & Bryant, 1985) обнаружили, что люди, испытывающие сильные эмоциональные переживания, предпочитают смотреть успокаивающие программы. А. Рубин (Rubin, 1984) установил существование двух разных стилей просмотра телевизора: 1) инструментальный, при котором зрители выбирают программы для просмотра очень тщательно, руководствуясь определенными целями; 2) ритуальный, при котором зрители обычно смотрят телевизор для времяпрепровождения или для того, чтобы забыть про одиночество. К. Хитер и Т. Болдуин (Heeter & Baldwin, 1988) изучали зрителей кабельного телевидения и установили, что разнообразие предлагаемых программ предоставляет возможности как для инструментального, так и для ритуального зрителя. Исследователи также обнаружили, что большинство людей, имеющих дома Internet, используют ее для межличностного общения, например при помощи электронной почты, чатов и участия в электронных сообществах (МсКеппа & Bargh, 1999). 3. Папахарисси и А. Рубин (Papacharissi & Rubin, 2000) изучали причины, по которым люди пользуются Internet. Как оказалось, прежде всего их привлекали поиск информации и развлечения, помноженные на удобства. В общем же, мотивами для коммуникации посредством компьютера выступали как межличностное общение (на первом месте), так и поиск информации, возможности для времяпрепровождения и развлечения. Глава 21. Новые коммуникационные технологии 407 Другие ученые изучали новые медиатехнологии в связи с их скоростью распространения среди пользователей. Некоторые из них исследовали феномен критической массы, или точки взрыва, когда наибольшее количество людей вдруг начинают пользоваться какой-то новой технологией. М. Маркус (Markus, 1987) указал, что успех конкретных технологий, таких как электронная почта или телефонная связь, полностью зависел от достижения ими критической массы, причиной чего стала двусторонняя природа этих технологий. Например, если всего лишь несколько людей будут пользоваться телефоном, его пользователи смогут позвонить очень маленькому числу абонентов. Без достижения критической массы употребление телефона, вероятно, снизилось бы, а со временем прекратилось бы полностью. Другими технологиями, успех к которым пришел после достижения критической массы, были электронная почта и факс. Некоторые исследования установили, что новые технологии могут иметь значительное воздействие на социальное взаимодействие между пользователями. Использование Internet в домашних условиях исследователи определили как одну из причин семейных конфликтов (Oravec, 2000), а интенсивное использование Internet коррелировало с высоким уровнем одиночества и наличием различных фобий {Kraut et ah, 1998), депрессией, интроверсией (Petrie & Gunn, 1998) и дефицитом социального взаимодействия (Nie & Ebring, 2000). Однако в других исследованиях приводятся примеры благотворного воздействия использования Internet (Cole, 2000). Особенно это актуально для людей застенчивых, одиноких (МсКеппа & Bargh, 1999), а также для пожилых индивидов (White, McConnell, Clipp & Bynum, 1999; Mundorf, Bryant & Brownell, 1997). Другое направление исследований новых технологий касается их воздействия на детей и подростков. Дж. Ван Эвра (Van Evra, 1990) провела обзор исследований, касающихся детей и использования ими новых коммуникационных технологий, таких как видеомагнитофон, видеоигры, виртуальная реальность и Internet (рис. 21.2). Новые технологии стали причиной изменений содержания программ для детей. Они же предоставили детям значительно больший выбор разнообразной информации. Иногда такое программное наполнение по своему характеру является обучающим и имеет положительное воздействие, а иногда нет. Возможность приема дополнительных каналов на кабельном телевидении и наличие видеомагнитофонов означают, что дети становятся незащищенными от содержания, несоответствующего их возрасту, например жестокости, секса или программ для взрослых. Все это, вместе с интерактивными компонентами, встроенными во многие из новых технологий, оказывает весьма значительное воздействие на развитие и поведение сегодняшних детей. Очень часто дети оказываются незащищенными перед информацией для взрослых, так как для ее понимания они еще не достигли зрелости и не имеют соответствующего опыта. Для детей бывает очень затруднительно отличить реальность от фантазии. " Дети, смотрящие материалы, предназначенные для взрослых, могут столкнуться со значительными трудностями, отделяя реальную информацию от вымысла. Они могут не знать некоторых формальных возможностей телевидения, а значит, их могут сбить с т о л к у такие непонятные технические киноприемы, как обратный кадр, проекция фантазий и другие. Они могут оказаться неспособными воспринимать скрытые, едва различимые смыслы сообщений или мораль истории, а значит, слишком остро будут реагировать на яркие, бросающиеся в глаза эпизоды, которые, на самом деле, к делу не относятся, и л и на вовсе второстепенные аспекты программы" (V a n Evra, 1990, p. 199).
Относительно детских программ было установлено, что интерактивность делает их более приятными и усиливает их развлекательную направленность (Rockwell & Bryant, 1999). Дети, предрасположенные к возможности взаимодействий, также демонстрировали более высокий уровень симпатии к персонажам таких программ. Что касается образовательной пользы новых медиатехнологий, то теперь при помощи использования новых медиа студенты имеют возможность глубже вовлекаться в процесс обучения. С. Калверт исследовал перспективы развития техники и составил список характеристик новых информационных технологий, которые, по его мнению, должны приносить пользу детям. " С помощью телевизора дети могут путешествовать вокруг света, не покидая своего дома. В будущем изображения будут интерактивными и индивидуализированными. Системы символов станут визуальными, вербальными и интерактивными. Они будут трехмерными, и дети смогут попадать в виртуальную реальность, созданную ими же. Ноутбуки позволят детям получать информацию, где бы они ни находились" (Cahert, 1999, р. 247). Практические преимущества новых технологий Новые медиатехнологий уже подтверждают свою исключительную ценность и полезность, особенно для образовательных целей во многих отраслях. Компьютер уже стал центральной частью современного образования (Papert, 1993; Marten, 1996). Глава 21. Новые коммуникационные технологии 4 0 9 Простота и доступность электронных средств связи позволяет студентам из отдаленных уголков земного шара получать ранее недоступную им информацию. В 1990-е годы значительно увеличилось использование новых коммуникационных технологий в колледжах (Deloughrey, 1996; Panici, 1998). Все больше и больше преподавателей используют в своих курсах электронную почту, World Wide Web (Internet) и средства мультимедиа. Введение новых технологий привнесло много изменений в традиционную образовательную модель общения между профессорами и студентами. Совершенное владение новыми технологиями стало важнейшей частью университетского и последипломного образования по специализациям, связанным с массовой коммуникацией. Чтобы подготовить своих студентов для работы в современных условиях, преподаватели журналистики, паблик рилейшнз, рекламы, теле- и радиовещания должны идти в ногу с последними достижениями в медиа. Как в сфере коммуникаций, так и в других отраслях, все большее распространение в последние годы получает дистанционное образование. Оно позволяет, а иногда и заставляет преподавателей пользоваться новыми технологиями. Интерактивное обучение на расстоянии становится доступным многим (Levy, 1999). Оно предлагает практические преимущества, такие как сокращение расходов на поездки, возможность обучать большее число студентов, чем могла бы вместить обычная аудитория, и т.д. (Mini, 2000). В табл. 21.1 показано увеличение числа пользователей Internet, абонентов кабельного телевидения и телерадиовещания в период с 1 9 9 5 по 2000 годы. Таблица 21.1. Рост абонентской сети в США (1995-2000 годы) Internet
Источники. The history of U.S. media adoption (2000, 8 May). Industry Standart, p, 209; Mundorf, N, & Laird, K, R, (по публикациям в периодических изданиях), Social and psychological e f f e c t s of information t e c h n o l o g i e s a n d other i n t e r a c t i v e m e d i a, in J. B r y a n t & D. Z i l l m a n n (Eds,), Media effects: Advances In theory end research (по п у б л и к а ц и я м в п е р и о д и ч е с к и х и з д а н и я х), M a h w a h, NJ: Erlbaum, Журналистика и массовые коммуникации — не единственные объекты, испытавшие благодаря новым медиатехнологиям большие перемены. Например, в области личного и общественного здоровья новые медиа рассматриваются как инструменты системы здравоохранения и заботы о здоровье отдельных людей, Такие новые 410 Часть III. Основные направления исследований медиа распространяют информацию о здоровье, " делая доступными экспертные оценки" (Harris, 1995, р. 14). Объединение интерактивности и моделирования часто позволяет аудитории приобщиться к медицинским знаниям, доступа к которым они раньше не имели (McGinnis, Deering & Patrick, 1995). Сейчас в медицинских учебных заведениях используются разнообразные мультимедийные программы, позволяющие будущим врачам во время обучения столкнуться со специально смоделированной нестандартной ситуацией, с которой они, возможно, встретятся впоследствии уже в настоящей медицинской практике {Henderson, 1995). Новые медиатехнологии также рассматриваются как средства сокращения расходов на здравоохранение. Эти новые технологии позволяют больным получить больше информации о здоровье, принимая, таким образом, на себя ответственность за здоровье и нужды людей. Вооруженные такой информацией люди могут, например, определить, когда им собираются оказывать ненужные услуги (Vickery, 1995). Новая теория и новые модели Попытки выстроить всеобъемлющую теорию коммуникации, которая объясняла бы природу транзактной медийной коммуникации, а также межличностные и мультимедийные аспекты новых технологий проводились на двух разных уровнях. Были предложены макроаналитические модели взаимоотношений между коммуникационной инфраструктурой, технологиями, политикой в сфере коммуникаций и обществом. Микроаналитические модели (в наше время встречающиеся реже) предоставляют картину специфических компонентов транзактной коммуникации между пользователями посредством новых технологий. Ф. Вильяме, С. Стровер и А. Грант (Williams, Strover& Grant, 1994) предположили, что две новые теории — теория зависимости медиасистем и теория обработки социальной информации — могут оказаться полезными для объяснения в макроаналити-ческих терминах сложной природы коммуникационных процессов, происходящих посредством внедрения новых медиатехнологии. Теория зависимости медиасистем (Ball-Rokeach, 1985, 1988) направлена на осмысление отношений зависимости между масс-медиа, различными аудиториями и социальными группами или системами. Например, у отдельных представителей аудитории может развиваться зависимость от такого медиа, как телевизор, используемый для удовлетворения своих определенных потребностей, вроде развлечения или обучения. Сама по себе любая медиаси-стема зависит от рекламодателей, благодаря которым осуществляется ее финансовая поддержка. В свою очередь, эти взаимоотношения зависят от конкретных зрителей, которые составляют аудиторию для рекламируемых продуктов и услуг. Теория обработки социальной информации (Fulk, Stein field, Schmitz & Power, 1987) утверждает, что при оценивании новых медиа и их выборе для использования медиапотребители скорее будут руководствоваться информацией и оценками, услышанными от других людей, чем собственными суждениями. Эта теория использовалась для прогнозирования усвоения и использования электронной почтовой системы (Rice, Grant, Schmitz & Torobin, 1990) и при оценивании электронных сообщений (Schmitz & Fulk, 1991). Как говорилось в главе 1, одним из лучших примеров макроаналитической модели является " Интерактивная модель коммуникации и общества", предоставленная Бюро технической оценки Конгресса США (Office of Technology Assessment, 1990; p. 35). Поль- Глава 21. Новые коммуникационные технологии 411 за этой модели, представленной в докладе под названием " Важнейшие связи: коммуникация для будущего", подтверждается тем, что она точно описывает всех участников коммуникационного процесса и основные взаимоотношения в коммуникационной и общественной сфере. Кроме того, она объясняет и прогнозирует изменения общества под воздействием технологий и наоборот. Точно представляя новую медиасреду и коммуникационные процессы среди пользователей новых медиа, такие модели должны радикально отличаться от традиционных. Как указывал Э. Роджерс: " Новые виды медиа оказывают сильное воздействие на характер коммуникационных исследований, очищая это поле исследований от многих прошлых предположений, предыдущих парадигм и методов. Как мы установили ранее, господствующие линейные модели односторонних коммуникационных эффектов должны уступить дорогу конвергентным моделям коммуникации, т.е. двустороннему процессу обмена информацией, кото-р ы й о с н о в ы в а е т с я н а и н т е р а к т и в н о й п р и р о д е н о в ы х медиа" (Rogers, 1986, р. 213). Доклад Бюро технической оценки предлагал слегка отличную точку зрения, но отражающую те же проблемы: "...модель отправитель/получатель слишком проста для описания многих из сегодняшних коммуникационных процессов посредством медиа. Она допускает, что коммуникация происходит как согласованная, линейная последовательность событий — предположение, которое у ж е не удовлетворяет сегодняшней технологически опосредованной информационной среде. Возможно ли, например, определить на доске объявлений, находящейся в Internet, отправителя или получателя и установить между ними различия? И, также, кто будет считаться отправителем, если получатель сейчас может получить л ю б у ю информацию по требованию? " (1990, р. 31-32). Дефицит теоретических моделей, иллюстрирующих транзактную природу современных средств коммуникации, подчеркивается стремительным развитием и распространением новых коммуникационных технологий. Попросту говоря, теории не в состоянии угнаться за новыми технологиями. Крайне необходимы новые коммуникационные теории, способные объяснить использование современных технологий. По мере того, как новый век идет вперед, постоянной задачей теоретиков коммуникации будет формулировка и доказательство новых теорий. Резюме Новые коммуникационные технологии заставляют нас переосмыслить процессы массовой коммуникации. Односторонняя массовая коммуникация уступает дорогу транзактной медийной коммуникации. По мере появления новых технологий их общее количество постоянно растет. Ученые дают определения новым технологиям, описывая их глубинную природу. Новые медиа характеризуются по параметрам специализированной природы, децентрализованной продукции и интерактивных форматов. Ключ к пониманию природы цифровых технологий выражен в трех словах на букву к: компрессия, конверсия и конвергенция. Переход к цифровому формату вызвал появление новой медиасреды, часто интерактивной по природе и позволяющей решать многочисленные задания с помощью одиночного устройства, наподобие домашнего компьютера или телевизора. Интерактивность является многомерным понятием. 412 Часть III. Основные направления исследований Новые медиа дают возможность пользователям активнее участвовать в коммуникационном процессе и относиться более избирательно к получаемым сообщениям. Пользователей можно назвать скорее активными агентами, чем пассивными получателями информации. Также их можно назвать адресными пользователями микромультимедиа. Новые коммуникационные технологии ставят перед нами определенные проблемы, связанные с некоторыми аспектами государственной политики и этических норм. Новая политика должна быть направлена на широкополосную цифровую передачу данных, телевидение высокой четкости и другие технологии. При разработке регуляторной политики может помочь осмысление новой медиасреды как информационного сообщества. С новыми технологиями связан целый ряд этических проблем, таких как справедливость и равноправие, информация о низших слоях общества, непристойность, порнография, плагиат, пиратство или просто копирование принадлежащей другим людям информации с целью ее перепродажи. По мере появления каждого нового вида техники ученые начинали его изучение, используя методы, применявшиеся для более ранних технологий. Современные исследования использования и воздействия новых медиатехнологий также следуют традициям, руководствуясь уже существующими теориями коммуникации. Новые медиатехнологий постепенно подтверждают свою исключительную ценность и полезность для образовательных целей. Все больше и больше преподавателей используют в своих курсах электронную почту, W W W (Internet) и мультимедийные материалы. Введение новых технологий принесло с собой много изменений в традиционную образовательную модель общения между профессорами и студентами. Теория, строящаяся на объяснении транзактной медийной коммуникации и разъясняющая межличностные и мультимедийные аспекты новых технологий, состоит из двух уровней — макро- и микроаналитических моделей. Тем не менее, данная теория не в состоянии угнаться за развитием новых технологий. Поэтому для объяснения использования новых технологий необходимы новые теории. Библиография Ball-Rokeach, S.J. (1985), The origins of individual media-system dependency: A sociological f r a m e w o r k. Communication Research, 1 2, 4 8 5 — 5 1 0. Ball-Rokeach, S.J. (1988). Media system dependency theory. In M.L. DeFleur & S.J. Ball-Rokeach (Eds.), Theories of mass communication (pp. 297-327). N e w Y o r k: Longman. Decker, L, Dunwoody, S. & Rafaell, S. (1983). Cable's impact on use of other news media. Journal of Broadcasting, 27, 127-142. Berman, S.J. & Bunzel, M. (1999, 1 March), The rapid bandwidth explosion. Electronic Media, 20. The article quotes projections from The Yankee Group, a technology research firm. B o w l e s, J, (1998, 16 November), The f u t u r e Internet: Faster, smarter, mobile, scarier. Newsweek, p. 1 2. Brand, S. (1988). The media lab: Inventing the future at MIT. New York: Penguin. Brown, P. (1999). Set-top box market frenzy: Industry trend or event. Electronic News, 45, 50. Bryant, J. & Love, C. (1996), Entertainment as the driver of new information technology. In R.R. Dholakia, N. Mundorf & N. Dholakia (Eds.), New Infotainment technologies In the home: Demand-side perspectives (pp. 35-58). Mahwah, NJ: Erlbaum. C a l v e r t, S. (1 9 9 9). Children's Journeys through the Information age. N e w Y o r k: M c G r a w - H i l l. Carey, J.W. (1989). Communication as culture. Boston: Unwin Hyman. Глава 21. Новые коммуникационные технологии 4 1 3 Cole, J. (2000). Surveying the digital future. Los Angeles: UCLA Center for Communication Policy. Commission of the european communities. (1994). Europe and the Global Information Society, Brussels: European Commission. Cooper, T.W. (1998). New technology effects inventory: Forty leading ethical issues. Journal of Mass Media Ethics, 13, 71-92. Daft, R. (1989). Organization theory and design (3rd ed.) St. Paul, MN: West Publishing. Deloughrey, T.J. (1996, November 22). Campus computer use is increasing but not as fast as in previous years. Chronicle of Higher Education, 43(13), A21-A22. Dizard, Wilson, Jr. (1994). Old media new media, mass communications in the information age. New York: Longman. Ducey, R., Krugman, D. & Eckrich, D. (1983). Predicting market segments in the cable industry: The basic and pay subscribers. Journal of Broadcasting, 27, 155—161. Dupagne, M. (1998, Winter). The two faces of HDTV policymaking: United States enters new era of TV broadcasting. Communication & Technology Policy Newsletter, p. 3. Federal communications commission (FCC). (1997). Advanced television systems and their impact upon the existing television broadcast service (Fifth Report and Order), [ 12 F C C Red. 12809]. Fortin, D. (1997). The impact of interactivity on advertising effectiveness. Unpublished doctoral dissertation, University of Rhode Island, Kinston. Fulk, J., Steinfield, C.W., Schmitz, J. & Power, J.G. (1987). A social information processing model of media use in organizations. Communication Research, 14, 529—552. Goertz (1995). Wie interaktiv sind die neuen Medien? Auf dem Weg zu einer Definition von Interaktivitat. [How interactive are the new media? On the way towards a definition of interactivity]. Rundfunk und Fernsehen, 43, 477—493. Grant, A.E. (1997). Introduction. In P.B. Seel & A.E. Grant (Eds.), Broadcast technology update, production and transmission. Boston: Focal Press. Greeley, H., Case, L., Howland, E., Gough, J.B., Ripley, P., Perkins, F.B., Lyman, J.B., Brisbane, A., Hall, Rev. E.E., et al. (1872). The great industries of the United States: Being an historical summary of the origin, growth, and perfection of the chief industrial arts of this country. Hartford, CT: J.B. Burr & Hyde. Haring, B. (1999, 20 January). Linking the clicker and the cursor: Interactive TV is finally real, but services are jumbled. LISA Today, p. 4 D. Harris, L.M. (1995). Differences that make a difference. In L.M. Harris (Ed.), Health and the new media: Technologies transforming personal and public health. Mahwah, NJ: Erlbaum. Heeter, C. & Baldwin, T. (1988). Channel types and viewing styles. In C. Heeter & B. Greenberg (Eds.), Cableviewing (pp. 167-176). Norwood, NJ: Ablex. Henderson, J.V. (1995). Meditation on the news media and professional education. In L.M. Harris (Ed.), Health and the new media: Technologies transforming personal and public health (pp. 185— 205). Mahwah, NJ: Erlbaum. Hodge, W.W. (1995). Interactive television, A comprehensive guide for multimedia technologists. New York: McGraw-Hill. Holman, J.M. (1998). An information commons: Protection for free expression in the new information environment. Unpublished Ph.D. dissertation, Indiana University, Bloomington. Hudson, H.E. (1998, April). Global information infrastructure: Eliminating the distance barrier. Business Economics, 33, 25. Jeffres, L. (1978). Cable TV and viewer selectivity. Journal of Broadcasting, 22, 176-177. Jensen, J. (1999, 12 March). Everything you wanted to know about MP3 but were afraid to ask. Entertainment Weekly, pp. 33—37. Quote is attributed to Paul Vidich, senior vice president of strategic planning for Warner Music Group. 414 Часть III. Основные направления исследований Kraut, R., Patterson, M., Lundmark, V., Kiesler, S., Mukopadhyay, Т. & Scherlis, W. (1998). Internet paradox: A social technology that reduces social involvement and psychological well-being? American Psychologist, 53, 1017-1031. Lenert, E.M. (1998). A communication theory perspective on telecommunications policy. Journal of Communication, 48, 3—23. Levy, S. (1999, 31 May). The new digital galaxy. Newsweek, pp. 57—63. Marien, M. (1996). New communications technology, a survey of impacts and issues, Telecommunications Policy, 20, 375-387. Markus, M.L. (1987). Toward a " critical mass" theory of interactive media: Universal access, interdependence and diffusion. Communication Research, 14, 491—511. Mathias, C.J. (1999). An expert opinion: Wireless— still chasing wire, but catching up. Electronic
|