![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный фонд недр.
Государственный фонд недр составляют используемые участки (геометризированные блоки) и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение Государственным фондом недр в пределах территории РФ (включая зону территориального моря) осуществляется вместно РФ и субъектами РФ, а в пределах континентального шельфа РФ. Для управления Государственным фондом недр законодаством предусмотрено создание специального органа исполнительной власти, на который возлагается решение вопросов недропользования в частности рационального использования и охраны недр. В настоящее время функции государственного органа по управлению государственным фондом недр возложены на МПР. Применительно к недрам используется несколько иной принцип структуризации. Все недра, находящиеся под юрисдикцией государства (территория государства и континентальный шельф), подразделяются на две группы: используемые участки и неиспользуемые части недр. Разграничение недр на составляющие в зависимости от их изученности впервые было введено в Горном положении СССР, которое предусматривало в качестве критерия изученности факт открытия месторождения. Было даже введено понятие «еще не открытое месторождение». Для уже открытых и еще не открытых месторождений устанавливался специальный режим — «приобретение права на производство горного промысла». В последующем законодательстве эта норма повторялась, но уже в современной формулировке (используемые и неиспользуемые части недр). Подразделение недр на две составляющие продиктовано тем, что именно в зависимости от степени изученности недр могут устанавливаться различные режимы предоставления и использования права пользования недрами. Такая классификация необходима, в частности, для определения сферы деятельности, функций и полномочий государственных органов при построении системы управления недропользованием. Деление недр между субъектами Федерации осуществляется по административной границе субъектов Федерации и ее вертикальной проекции. Государственный фонд недр включает все недра, находящиеся под юрисдикцией России. При этом часть их находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, часть — в исключительном ведении Федерации. Поэтому на уровне Федерации объективно существует функция управления всем фондом недр России. Кроме того, Закон РФ «О недрах», развивая и в определенной мере опережая федеральное законодательство о федеральных природных ресурсах, ввел понятия «участок недр федерального значения» и «федеральный фонд резервных месторождений». Статус объектов федерального значения могут получить на основании совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России, обеспечивает основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств по международным договорам РФ. Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Выделение федеральных природных ресурсов и даже более узкой задачи — создание федерального фонда резервных месторождений — явление весьма редкое для государств с федеративным устройством государства. Наиболее известным примером создания такого фонда являются резервные месторождения нефти, находящиеся в ведении правительства США. Мотивация их создания в принципе аналогична — обеспечение национальной потребности, особенно в чрезвычайных ситуациях. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе и к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, должен утверждаться ФС РФ по представлению Правительства РФ, согласованному с органами государственной власти субъектов Федерации. Процедура достаточно сложная. Однако сама проблема выведения на федеральный уровень тех или иных объектов недр безусловно имеет место и является достаточно актуальной. Это могут быть месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, радиоактивных минералов, угля, нефти и т.п. При этом мотивация выведения их на федеральный уровень может быть принципиально различной: от использования дохода от добычи в интересах всех народов РФ.
|