Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция Российской Федерации






В компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования (ст. 3 Закона РФ «О недрах») входят:

1. Разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах.

2. Определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ.

Государственные органы центральной исполнительной власти при­званы осуществлять функции общего управления развитием всей минерально-сырьевой базы России. Основными направлениями этой деятельности являются:

— стратегия использования природных ресурсов, в первую очередь в части топливно-энергетических ресурсов, определение приоритетных направлений использования угля, нефти и газа;

— определение темпов воспроизводства ресурсов, в частности планирование прироста запасов отдельных категорий, поддержание обеспеченности добычи запасами на необходимом уровне;

— расширение и качественное улучшение минерально-сырьевой базы, в первую очередь за счет повышения эффективности геологоразведочных работ, выхода в новые районы, в частности, Сибири, Дальнего Востока и континентального шельфа.

3. Установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.

Общий порядок предусматривает правовую регламентацию следующих основных вопросов:

— определение видов пользования недрами;

— определение участков недр, предоставляемых в пользование с различными целями;

— требования, ограничивающие и запрещающие в определенных случаях пользование недрами;

— определение субъектов пользования недрами, т.е. пользователей недр;

— разработка общих требований и условий предоставления недр в пользование на основе системы лицензирования;

— установление основных прав и обязанностей пользователей недр;

— требования по рациональной разработке и охране недр;

— антимонопольные требования.

Особое место законодатель уделил вопросам унификации класси­фикации запасов и ресурсов полезных ископаемых как инструмента осуществления единой федеральной политики, в области всех видов геологического изучения и использования недр.

4. Создание и ведение единой системы федерального и террито­риальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств.

При этом предусматривается регламентация видов и форм пред­ставления, хранения и использования геологической информации, по­рядок использования и др.

5. Государственная экспертиза информации о разведанных запа­сах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

6. Составление государственного баланса запасов полезных иско­паемых; государственный учет участков недр, используемых для до­бычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государствен­ного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр.

Все перечисленные виды работ призваны решить одну общую задачу — создать и постоянно обновлять банк данных о состоянии изученности и освоенности недр, а также качественной характеристи­ки их ресурсов в рамках федерации, в первую очередь для целей разработки программ развития минерально-сырьевой базы и, во-вто­рых, для осуществления действенного контроля и надзора за пользо­ванием недрами.

7. Установление размеров и порядок взимания платы за геологи­ческую информацию о недрах.

Эта функция федерации была введена в законодательство в 2001 г. в связи с принятием главы 26 НК РФ. Правовым основанием этого следует считать государственную собственность на недра, предоставляемые в пользование.

8. Распоряжение недрами континентального шельфа РФ.

Эта норма является типичной для государств с федеративным устройством. В частности, в США недра в пределах морской исключительной экономической зоны и континентального шельфа находятся в исключительном ведении федеральных властей.

Действующая Конституция РФ ввела специальную функцию феде­рации — «определение статуса и защиту...континентального шельфа РФ» (ст. 71).

В настоящее время вся деятельность на континентальном шельфе регулируется ФЗ «О континентальном шельфе РФ».

9. Введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окру­жающей природной среды.

С точки зрения обеспечения национальной безопасности могут вводиться ограничения на пользование недрами, например, в зоне расположения оборонных объектов, в приграничных зонах и др. тер­риториях. С целью обеспечения требований охраны окружающей природной среды вводятся ограничения на пользование недрами, например, в заповедных и рекреационных зонах, в зонах нерестилищ ценных пород рыбы и т.п.

10. Координация научно-исследовательских и опытно-конструкто­ских работ, связанных с пользованием недрами.

Эта функция в значительной мере связана с проблемой определения стратегии использования и темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы, поскольку для их эффективной реализации необходимо создание новых технических средств и технологий. Государ­ственная координация работ в этой области должна обеспечить ком­плексность и полное решение проблемы, исключить дублирование, снизить расходы и в конечном итоге повысить эффективность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

11. Защита прав пользователей недр и интересов граждан России.

Закон провозглашает защиту прав «пользователя недр», что должно обеспечить ему гарантии стабильности как экономических условий, так и правового статуса пользования недрами. С другой стороны, пользование недрами определенной группой лиц объективно задевает социально-экономические интересы граждан, проживающих на «соответствующей территории». В этом смысле провозглашение гарантий государственной защиты их интересов представляется чрезвычайно важной юридической нормой.

12. Разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Федерации.

В данном случае Федерация принимает на себя роль арбитра. Од­нако механизм реализации этой весьма деликатной процедуры приме­нительно к недропользованию специально не разработан. Она должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством.

13. Заключение СРП при пользовании участками недр. Заключение СРП отнесено к компетенции Федерации в 1999 г.

Одновременно к совместному ведению было отнесено «установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП». В то же время Законом РФ «О СРП» предусмотрена иная процедура, предполагающая в ряде случа­ев совместное ведение при установлении перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП и при заключении СРП. В ряде случаев эти отношения отнесены к компетенции Федерации, при условии согласования решения с субъектом Федерации.

14. Утверждение СРП.

Эта функция предусмотрена Законом РФ «О СРП». В случае, если в интересах обороны и безопасности государства соглашение было заключено без конкурса с конкретным инвестором, оно должно быть утверждено федеральным законом. Однако это положение Закона до сих пор не применялось в силу целого ряда причин, как правого, так и организационного порядка.

15. Государственный контроль за геологическим изучением, раци­ональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения.

Эта функция, получившая существенное развитие в редакции Закона РФ «О недрах» 1995 г., отражает в Конституции РФ положение о том, что «каждый обязан...бережно относиться к природным ресур­сам» (ст. 58), а государство, как собственник недр, предоставляя их в пользование, обязано обеспечить его осуществление наиболее эффек­тивным способом. Вся эта деятельность регулируется Положением «О государственном контроле за геологическим изучением, рациональ­ным использованием и охраной недр».

Следует отметить, что в компетенцию субъекта Федерации закон ввел аналогичную функцию, которую субъект должен выполнять в соответствии с порядком, устанавливаемым Федерацией. Кроме того, разработка порядка пользования недрами, очевидно, также должна

осуществляться совместно, поскольку это один из механизмов реали­зации права совместного пользования и распоряжения недрами.

16. Заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр.

Заключение международных договоров отражает активно развива­ющиеся процессы не только привлечения иностранного капитала, но и интеграции в области изучения и использования природных ресурсов труднодоступных зон, в частности, Арктического и глубоководного шельфа Мирового океана, глубинных недр земли, исследования вулканической деятельности, прогнозирования землетрясений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал