Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое «ОГОНЁК»?
«Огонек» — это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерними кострами, но слово «Огонек» означает не только костер. Это искорка заинтересованности каждого делами всех и судьбой каждого, теплоты взаимоотношений и свет дружбы. Вот почему костер — вовсе необязательный атрибут «огонька». Главное в нем — содержание и тональность разговора, обсуждения. «Огонек» - это осмысление мира, конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления детской организации: сами планируем, организуем, проводим, обсуждаем. На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, всегда поют самые любимые песни. «Огонек» — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глазавсех своих друзей. У круга нет конца и нет начала — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. «Огонек» — это ритуал, своеобразный атрибут лагерной жизни, отражающий ее законы и традиции. Исполнение ритуала может быть организовано различными способами. Например, момент передачи слова во время разговора может быть традиционно обозначен передачей какого-либо предмета — отрядного символа и т.д. Традиционно может исполняться отрядная песня или речевка — пожелание, символизирующие, например, окончание «огонька». Ритуал — основа «огонька», но не его цель. Смысл проведения «огонька» теряется, если ограничиться исполнением ритуала. Для воспитателя (вожатого) цели «огонька» — за его пределами. Педагогическая задача «огонька» - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. Именно «огоньком» завершается первый день лагерной смены. «Огонек» — это место первого интимного знакомства вожатых с детьми и ребят между собой. Следовательно, в первую очередь необходимо создать атмосферу, настроение для общения такого уровня. Это — задача вожатого. В своем вступительном слове вожатый рассказывает о том, что значит «огонек» для лагерной жизни, отдельного отряда и для каждого из ребят, знакомит с основными функциями и задачами «огонька». Далее разговор можно повести по-разному. Это зависит от той атмосферы, которая сложилась на данный момент в детском коллективе. Форму проведения «огонька» может видоизменять поставленная педагогом задача. В свою очередь, педагогические задачи находятся в зависимости от специфики педагогической ситуации и особенностей развития, участвующих в «огоньке» детей. Например, первоочередная задача вожатого во время проведения первого «огонька» — познакомить детей друг с другом и узнать немного о них самому. Мы предлагаем несколько вариантов проведения первого " огонька". 1. «Горящая спичка» Для проведения такого огонька вам понадобятся спички. Загорается первый огонек. Пока он горит, звучит короткий рассказ о самом главном в жизни того человека, рука которого держит спичку. Таким образом, передавая по кругу спички, высказываются все. Неплохо, если разговор начнет вожатый. 2. «Интервью» Вожатый просит ребят выбрать себе партнера из числа малознакомых ему людей. С этой целью можно использовать следующее упражнение: по команде вожатого ребята одновременно показывают рукой на того человека, который, по их мнению, является для них самым малознакомым. Взаимные выборы образуют пары. И так далее до тех пор, пока партнеры будут у каждого. Партнеры рассаживаются в круг, занимая, позицию по соседству друг с другом. Вожатый рассказывает о том, что каждый сейчас - корреспондент, задача которого - взять интервью у напарника. Есть возможность задать только пять вопросов и затем составить интересный рассказ о своем собеседнике. Вожатым устанавливается регламент времени, в течение которого все пары одновременно обдумывают вопросы, поочередно задают их друг другу. Объявляется конкурс на самый лучший рассказ по результатам проведенного интервью. 3. " Сказочные ассоциации" «Огонек-знакомство» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, действующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персонажи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциируется тот или иной человек. Ребятам говориться о том, что в этом случае необязательно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатлением, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая - третью и т.д., последняя - первую. Задание может быть конкретизировано, т.е. как условие определяется жанр представления: балет, мюзикл, опера, драма, комедия, детектив и т.п. По мере выступления каждой группы подводятся итоги. Ребята из той группы, которая только что была представлена, должны угадать себя в персонажах сказки. Производится совместная оценка результатов выступления. 4." Лучшие из лучших" Участники " огонька" разбиваются на группы, как и в предыдущем варианте. Каждой группе необходимо выполнить следующее задание: найти среди присутствующих... - самого сильного; - самого высокого; - того, кто играет на музыкальных инструментах; - того, у кого больше пуговиц на одежде; - самого голодного; - самого ловкого; - того, кто хорошо поет; - самого смекалистого; - самого громкоголосого; - того, у кого больше карманов и т.д. Если претендентов в номинации будет несколько, среди них проводятся конкурсы. Например, чтобы выявить... - самого сильного — проводятся соревнования по армрейслингу; - самого голодного — соревнования " Кто быстрее съест..." например, кусок хлеба; - самого ловкого определяют по тому, кто быстрее завяжет на нитке пять узелков; - самого смекалистого можно найти по скорости ответа на заданные вопросы: Сколько яиц можно съесть натощак? Может ли страус назвать себя птицей? и т.п.; - самый громкоголосый должен громче всех прокричать свою фамилию, имя и отчество. Для победителей необходимо изготовить медали, соответствующие номинациям. 5. " Гадание" Проведение этой формы огонька может быть рекомендовано для детей разного возраста. Главное — создать таинственную атмосферу, способствующую определенному настрою ребят. Идея проведения такого огонька может, например, быть такова. Предварительно ребятам сообщается о том, что вечером, перед отбоем, к ним в отряд из самой чащи леса (или из морской пучины) придет гадалка, которая обещает каждому подробный рассказ о его судьбе в течение предстоящей лагерной смены. Вечером, ребята садятся в круг - вожатый зажигает свечу и начинает разговор о чудесах магии. Неожиданно, в самый «неподходящий» момент раздается стук в окно... Появляется гадалка, которая в точности определяет прошлое каждого и предсказывает будущее — анонс интересных и захватывающих событий смены. Предлагаем один из вариантов проведения подобного «огонька». Преамбула. Вечером, после создания соответствующей обстановки, вожатый предлагает ребятам ответить на следующие вопросы. - Есть ли у человека судьба? - Что определяет его жизнь? - Верите ли вы в приметы, предсказания астрологов, гадания и т.д.? Далее ребята рассказывают об интересных случаях из их жизни. В условленное время раздается стук в окно, появляется загадочная женщина, лицо которой трудно различить за волосами. Знакомство. Вожатый. - Стук в окно... Кто там? - Судьба стучится к нам. Ее отвергнуть иль принять - вот ваша воля. Дети делают выбор. Гадалка. - Я, расскажу сначала о себе. На свете нет времен, которых я не помню. Мой тайный след теряется в веках. Я к людям прихожу в обличьях разных и приношу с собой и радость, и печаль. - В Египте древнем, на камне жертвенном, вспоров ножом священным белую овечку, я прорекала жизнь и смерть. - В далекой Греции, в священном храме в подвижном пламени огня вставала предо мной вся линия судьбы несчастной Трои. - В струящейся воде реки индийской Ганга нити узрела я при помощи которых Боги двигали людьми. - Гадающей цыганкой Эсмиральдой я открывала связь сердец надменных европейцев. - И вот сейчас я перед вами и предскажу лишь то, чему случиться суждено в ближайшую неделю. Гадание. - Здесь, среди вас, дорогие, находится тот человек, для которого важны события жизни вашей веселой летней страны со странным названием (название лагеря). Это я нутром чую! Давайте его поищем... Он должен быть в меру толстым, в меру высоким, на голове не менее трех волосинок, глаз вострый, вороной (голубой и т.д.) и идут от него особые биотоки, которых не чуять нельзя. Вот он. —Теперь мной внутренний голос просит обратить внимание и на эту сторону, откуда нахлестывает на меня волна романтических биотоков. Последний раз я испытывала такое воздействие, когда гадала Дону Жуану. И вижу я, что с этим человеком будут связаны большие страдания от любовных недугов. И не одна девица высохнет по нему и пожелтеет, как осенний лист, так, что не поможет ей косметика. — А завтра, по утру, предстоит вам всем дело важное, и по ходу его в человеке, который посмотрит в глаза вам дольше одной минуты, найдете вы друга верного, с которым свяжет вас сама Судьба. — И если же вы друг другу в глаза смотреть с утра до вечера будете, да кроме себя и других видеть не устанете, ждет вас судьба счастливая, лето радостное да веселое. Секрет успеха гадалки состоит в ее тщательной подготовке к проведению «огонька»: изучение биографии и особенностей характерных проявлений ребят. Для надежности проведения мероприятия роль гадалки предлагается человеку малознакомому ребятам и, по возможности, не встречающемуся им в процессе лагерной жизни. 6. " Свечка" Без магии не обошлось и на этот раз. Вожатый призывает на помощь дух огня. В центр круга ставится свечка, пламя которой призвано следить за перемещением по кругу сил добра и зла, правды и лжи. — Пламя отклоняется от того человека, который говорит неправду, имеет злой умысел или невнимателен. — Задача каждого сконцентрировать внимание на пламени свечи и рассказе товарища. — Если силы добра и зла уравновешены, пламя свечи не отклоняется, внимание не рассеивается, идет откровенный разговор. 7. " Давай с тобой поговорим..." Для проведения «огонька знакомств» каждому участнику необходимо иметь ручку и лист бумаги. Здесь можно написать: — вашу любимую пословицу; — название любимой породы собак; — если бы я нашел на улице большую сумму денег, то...; — если бы я был животным, то был бы...; — любимое направление в музыке; — любимый жанр литературного произведения; — если я окажусь на необитаемой острове, то возьму с собой, во-первых,... во-вторых,... в третьих....; — мое жизненное кредо и т.д. Желательно попросить ребят ответить на несколько вопросов, на тот случай, если ответы на один из них совпадут. Напротив, количество вопросов не должно быть слишком большим для того, чтобы процедура не занимала много времени. Достаточно двух — трех. После того как все закончили писать, вожатый собирает листочки с ответами. Затем раздает их случайным образом. Желательно, чтобы листок не попал автору. Первый участник читает содержание ответов на поставленные группе вопросы. Тот, кто узнает в этих ответах свои, заявляет об этом, таким образом, образуя пару с первым, и читает тот листочек, который оказался у него. На этот раз тот, кто узнал свои ответы, получает право обнародовать мнение своего будущего партнера, как это делал первый участник. И так далее, пока все не образуют пары. В результате первый участник объединяется со вторым, третий с четвертым, пятый с шестым и т.д. Вожатый поздравляет ребят с тем, что первый этап знакомства состоялся. Им уже известно что-то друг о друге. Кроме того, теперь есть возможность пообщаться в парах. Это можно сделать несколькими способами: — о чем угодно и как угодно; — как предлагается в варианте «огонька» «Интервью»; — чтобы ответить на вопрос, что в вас общего; — с целью принять участие в конкурсе «Кто кого лучше узнал». 8. " Веселая команда" Каждой веселой команде - веселое дело. Поэтому, задача вожатого в первую очередь определить, для какого дела он собирает команду. Например, у ребят могут быть следующие неотложные дела: — поход за тридевять земель в царство Кащея; — вместе с Иванушкой - дурачком за прекрасной царевной; — в дальнее плавание с капитаном Врунгелем; — организовать детективное агенство; — в космическое путешествие на необычайном звездолете и т.д. Нетрудно догадаться, что может подойти любой сказочный или придуманный вами сюжет, в том числе связанный с каким-либо конкретным делом: — поход в лес; — или в гости к соседнему отряду; — организацией праздничного вечера или дискотеки; — в конце концов, дежурством в столовой или по лагерю. «Мы еще мало знакомы друг с другом. Однако. Вполне возможно, что завтра наш отряд будет назначен дежурным по столовой. Что мы будем делать в этом случае? С чего начнем?», — спрашивает вожатый. Второй этап — рассказ о тех задачах, которые предстоит выполнить, занимаясь выбранным делом. Независимо от того сказочное это задание или вполне реальное, в любом деле обязательно найдутся специальные задачи или функции, соответствующие определенной роли. Вожатый обращается к ребятам с вопросом: Какие специалисты нам могут понадобиться? Ребята предлагают роли, доказывая, что они необходимы. Используя наводящие вопросы и ставя конкретные, технические задачи, вожатый вводит ребят в контекст того или иного вида деятельности, старается обратить внимание на самые незначительные детали. - Кто может отличить чистые руки от грязных? - Сколько стаканов можно перенести одновременно, не пролив их содержимого? - Сколько тарелок умещается на одном подносе? - Зачем у повара на голове колпак? - Как правильно сервировать стол? - Как правильно вытереть стол? - Во сколько происходят приемы пищи в нашем лагере? - Сможете ли вы пригласить отряд в столовую, если этого нельзя будет сделать по радио? Кто знает месторасположения отрядов? Кто достаточно быстро умеет ориентироваться? Так, постепенно, поручая ребятам выполнение конкретных задач, вожатый не только распределяет между ними роли, но и выявляет их предпочтения и способности. 9. " Каждому по потребности " Этот вариант может быть популярен в среде старших подростков. На первый отрядный вечер ни с того, ни с сего вожатый принес... рулон туалетной бумаги. Он обращается к ребятам со странной просьбой: - Пусть каждый оторвет себе столько, сколько посчитает нужным. - Каждый кусок бумаги — факт из биографии или неизвестный факт из биографии, слова - обращение, слова — пожелание и т.д.
|