Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 11. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение
Люди особенно подвержены социальному влиянию, когда вынуждены думать, ощущать и чувствовать иначе, чем обычно, или когда кто-то или что-то нарушает их эмоциональное равновесие. Такие изменения в субъективном восприятии (или изменения в сознании) разрушают психологическую матрицу, к которой привязаны наши представления (без привычных внутренних ориентиров мы утрачиваем всякое представление о реальности). Замешательство, которое возникает, когда мы, сталкиваясь с неизвестностью, не в состоянии объяснить происходящее, побуждает нас поверить в самые абсурдные объяснения наших ощущений и принять новые установки, вложенные в эти объяснения. Измененное сознание может быть главной движущей силой как среди хорошо адаптированных людей, так и среди людей с нарушениями психики. Оно играет роль инструмента для трансформации личности и вовлечения людей в харизматические группы. Измененное сознание позволяет формировать убеждения членов харизматической группы. О феномене изменения состояния сознания во время отправления групповых религиозных ритуалов известно с древних времен. В русле рационального эмпирического мышления мистический опыт трансов, видений и глоссолалии считался ненаучным. Истинность любого явления проверялась экспериментально и в ходе объективных наблюдений. Увы, в системе материализма не было места для мировоззрения, основанного на духовных ценностях. Как воспроизвести субъективные ощущения? Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психиатрии. Исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта. Классификации подвергается то, что могут увидеть и измерить независимые наблюдатели, тогда как измененное сознание воспринимается лишь субъективно. Однако этот феномен не только существует, но и служит одной из движущих сил в харизматической группе. Чтобы понять роль состояний измененного сознания в харизматических группах, обратимся к работе Уильяма Джеймса " Многообразие религиозного опыта", написанной еще в 1902 году. Он писал: " Распределение сознания оказывается точно таким же, каким оно было бы у любого органа, созданного для управления нервной системой, которая стала слишком сложной для саморегуляции". Такое представление о сознании как о метаоргане позволило Арнольду Людвигу сформулировать определение измененного состояния сознания. Он описал его как " любое психическое состояние, вызванное разнообразными физиологическими и психологическими маневрами или фармакологическими веществами, которое может субъективно распознаваться самим субъектом (или объективным наблюдателем этого субъекта) и весьма отклоняется от подвижного бодрствующего сознания". Но какие аспекты восприятия действительно изменяются в ИСС (измененном состоянии сознания)? Если рассматривать сознание в виде многомерного пространства, где каждое измерение представляет какую-то грань восприятия или чувственного опыта, то различные ИСС можно охарактеризовать как континуум разных измерений. Что касается харизматических групп, то в этот диапазон измерений входят: ощущение времени, персональная идентичность, зрительное восприятие и инстинктивные потребности организма. Каждое измерение добавляет полноты персональному состоянию сознания и позволяет находить подобия и различия между различными измененными состояниями. В соответствующей социальной среде люди действительно испытывают религиозные трансцендентные переживания. Во многих харизматических группах христианской направленности сохранилась традиционная практика групповой молитвы, во время которой люди входят в ИСС и переживают мистический опыт. Иррациональный субъективный опыт, " запрограммированный" убеждениями, помогает им постичь " высшую" реальность. Культурные рамки группы заставляют последователей " предчувствовать" трансцендентный опыт. Это " предчувствие" стимулирует интенсивные и глубокие переживания. В состояние транса человека можно ввести и с помощью практики глоссолалии. Во время процесса, который называется " драйвингом", харизматический лидер секты, как правило, одаренный оратор, вводит аудиторию в состояние крайнего возбуждения. Драйвинг осуществляется поэтапно: сначала аудитория поет гимны в определенном и четко повторяющемся ритме (иногда отбивая ритм хлопаньем в ладоши, а иногда в музыкальном сопровождении). После такого предварительного " подогрева" аудитории лидер начинает ритмично двигаться и громко читать молитву. Далее начинается этап глоссолалии, когда молящийся начинать громко выкрикивать молитвы, которым вторит весь зал. Через некоторое время все присутствующие входят в состояние транса. Такое гипнотическое состояние резко отличается от обычного состояния бодрствования. Если в нормальном состоянии сознания благодаря пяти органам чувств наше внимание сосредоточено на восприятии сигналов внешнего мира, то в состоянии транса наше внимание полностью сфокусировано на внутренних ощущениях. Человек видит, слышит и ощущает внутренне. Степени погружения в транс бывают различными, от легкого отключения до глубокого " замораживания", когда человек практически не воспринимает окружающий мир и чрезвычайно подвержен внушению. Именно в таком состоянии человеку легко внушить те или иные установки. Собственно говоря, сам процесс внушения заключается в том, что человеку вводят установочную программу определенного поведения, воздействуя на психофизиологические механизмы его мозга, в результате чего запускаются цепочки психонервных процессов, регулирующих его поведение. Такая программа полностью определяет стиль поведения, характер воспринимаемой информации и эмоциональные реакции человека, которого подвергли внушению. Члены " религиозных" сект, находясь в состоянии медитативного транса, становятся более внушаемыми и восприимчивыми к ее доктрине. Кроме того, состояние транса обычно сопровождается очень приятными ощущениями и полным расслаблением, поэтому люди стремятся как можно чаще переживать этот опыт. К примеру, изменения в сознании (играющие важную роль в формировании персональных убеждений) членов " Миссии Божественного Света" осуществляются во время четырех " медитаций", каждая из которых вызывает определенные ощущения в теле, неожиданные видения, вкусовые и слуховые галлюцинации и изменение ориентации во времени. В названии секты фигурирует понятие " Божественный Свет", так как во время одной из медитаций человек может увидеть этот свет. На одном из собраний присутствовал молодой практикующий психиатр, который считал самообманом и патологией " ощущения", которые невозможно проверить в ходе независимых наблюдений. Но когда он полностью расслабился, убаюканный плавным течением слов лектора, то неожиданно увидел яркое свечение вокруг фигуры лектора. " Я видел очень яркий свет. Лектор светился, словно религиозный персонаж на иконе. Он был похож на святого. Это был реальный свет, такой же реальный, как свет электрической лампочки. Я начал внимательно прислушиваться к словам, но ничего нового не услышал. Я скептик, который не верит в чудеса. Я решил себя проверить и специально отвернулся. Я полагал, что, взглянув на лектора вновь, уже не увижу этот таинственный ореол, но каково же было мое удивление, когда я вновь отчетливо его увидел. Никто мне не говорил, что такое возможно, так что это не может считаться принятием желаемого за действительное. К тому же мне казалось, что никто, кроме меня, этот ореол не видит. Когда лекция закончилась, я поднялся с места и пошел к двери, наблюдая, как лектор по-прежнему светится. И пока я шел, я вдруг начал осознавать, что со мной произошло нечто важное, нечто такое, от чего я не могу просто так отмахнуться. Это стало началом пересмотра моих представлений о мире. Это стало частью окружающей меня реальности". Этот пример измененного состояния сознания ничем не отличается от других, описанных в литературе по религиозной конверсии, но труднообъяснимых с психиатрической точки зрения. Видение ореола могло быть галлюцинацией, возникшей в результате изменения восприятия, которое объясняется диссоциативной реакцией, временным психозом или даже массовой истерией. Но в поведении, биографии и манере общения психиатра не было и намека на такой диагноз, хотя совершенно ясно, что этот опыт позволил ему приписать его жизни новый смысл. Видение ореола вывело его из состояния равновесия, и он обратился к философии секты, пытаясь найти в ней объяснение этому загадочному явлению. С этого момента его взаимоотношения с сектой начали углубляться, ибо пережитый им опыт создал фундамент для нового мировоззрения и понимания его роли в этой жизни. Такой или похожий опыт пережили практически все участники собраний Миссии Божественного Света. Для многих из них измененное сознание в форме необъяснимых ощущений и трансцендентных эмоциональных состояний послужило толчком к религиозной конверсии и вступлению в секту. Изменяемое в процессе группового опыта, каждое такое состояние сознания позволяет приписать новое значение приобретенному опыту. Феномен ИСС заложен в физиологии человека, и поэтому у состояний, которые субъективно воспринимаются как похожие, могут быть общие физиологические характеристики. Это иллюстрируют изменения в нервной деятельности, обнаруженные в некоторых состояниях ментального расслабления и рефлексии. Например, энцефалограммы людей, давно практикующих трансцендентальную медитацию, свидетельствуют об активизаций альфа-волн во время медитации. Это умиротворенное состояние можно сравнить с состоянием, в котором находится курильщик марихуаны при интоксикации, когда он расслабляется в отсутствие входной информации из социума. В этом случае на энцефалограмме видны альфа-волны большей амплитуды. Активизация альфа волн, сопровождаемая похожим психическим расслаблением, достигается благодаря биофидбэк-тренингу. Поскольку измененные состояния сознания могут замещать друг друга, многие члены новых религиозных движений переключились с употребления наркотиков на медитацию для достижения похожих психических состояний. Такое изменение субъективного состояния, то ли от наркотиков, то ли благодаря попаданию в новую социальную среду, позволяет человеку приписать новое значение его ощущениям. Например, измененное состояние сознания во время медитации служит средством дестабилизации прежних установок и подготавливает медитирующего к признанию групповых убеждений. Оно поддерживает групповую сплоченность, стабилизирует и даже повышает степень включенности человека в группу. Эмоциональная реакция на медитацию укрепляет стремление регулярно ее практиковать. Некоторые восточные секты вели избирательный отбор потребителей ЛСД и марихуаны. Например, Баба, лидер маленькой восточной секты, называл мистический психоделический опыт увертюрой к втягиванию человека в гравитационное поле его группы. Для признания иррациональных убеждений в этой группе огромное значение имел опыт приема его членами психоделических наркотиков и психотомеметиков. Важная роль измененных состояний сознания в Миссии Божественного света подтверждается отзывами членов, описывающими транцендентальность ощущений, которые они переживали во время ежедневных медитативных практик. В состоянии транса критические способности человека снижаются и ухудшается способность оценивать полученную информацию. Еще В. М. Бехтерев утверждал, что в обход " критичной личности" и активного внимания, когда деятельность мозга осуществляется бессознательно, человеку можно внушить нужные идеи, реакции и эмоции. Например, его можно заставить поверить в то, что он -- " избранный" и должен выполнить великую миссию. Внушение осуществляется вербально, так как слова передают информацию и эмоциональный заряд. Во время групповых мероприятий, когда критичность слушателей снижается, их эмоциональная сплоченность и чувство единения укрепляется, им прививаются самые невероятные фобии и самые иллюзорные и иррациональные установки. Для привлечения людей в секты активно используются технологии воздействия на подсознание с помощью сигналов, записанных на видео и аудиокассетах. Как известно, кинопленка движется со скоростью 24 кадра в секунду. При такой скорости человеческий глаз успевает увидеть все, что происходит на экране. Но если ввести дополнительный, -- 25-й кадр, -- он останется незамеченным для глаза, но войдет в подсознание. Точно также можно записать на звуковую дорожку информацию, которая не будет восприниматься сознательно, но будет активно воздействовать на подсознание. Кстати, такие технологии могут использоваться в СМИ, на стадионах во время массовых проповедей, на партийных митингах и пр. К концу просмотра видеоматериала, или проповеди, сопровождаемой прослушиванием аудиоматериала, который предоставляет секта, человек не только перестает логически и аналитически мыслить, но и теряет способность к адекватному восприятию реальности окружающего мира. Причем, если человеку удается сразу же вернуться в привычный туннель реальности, он не в состоянии понять, что с ним происходило. Чтобы ввести аудиторию в транс, не обязательно прибегать к медитациям. Можно использовать такие приемы, как постоянное повторение и акцентирование внимания на определенных фразах. Глядя на группу в такой обстановке, легко распознать, когда люди начинают входить в транс. Это похоже на сон в состоянии бодрствования: они расслабляются, начинают реже моргать и проявлять рефлекс глотания, не реагируют на окружающих, а взгляд становится безучастным. Когда люди пребывают в таком состоянии, недобросовестные манипуляторы могут внушить им самые иррациональные убеждения, которые искажают реальность. Эффективность внушения зависит от эмоционального состояния и силы воображения слушателей, а также от харизмы лектора, который осуществляет внушение. Человек, ставший объектом внушения в трансовом состоянии, в состояния бодрствования может испытывать раздвоение личности.
|