Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ход урока
Руководитель педагогической практики Афанасенко О.Б. ____________________
Учитель русского языка и литературы: Стефашкина Т.Ф. _____________________
Отметка за урок: ___________________
Конспект урока
Предмет: русский язык,
гимназия № 62, класс 6 «Б»
Ф.И.О. студента: Колесникова Ольга Викторовна
Программа, по которой работает учитель: «Русский язык. Учебник для 6 класса» С.И. Львова, В.В. Львов
Тема урока: Причастный оборот
Тип урока: изучение новой темы
Цель урока: сформировать представление о причастном обороте, его структуре, роли в предложении.
Задачи:
Обучающие
· повторить сведения о причастии как особой форме глагола;
· формировать навык различения причастных оборотов и словосочетаний, в которых причастие выступает в роли зависимого слова;
Воспитательные
· формировать интерес к изучению русского языка при помощи занимательных заданий;
· воспитывать уважение к одноклассникам во время устного ответа по предмету.
Развивающие
· Совершенствовать виды орфографической памяти учеников (зрительной, слуховой) посредством работы над заданиями.
· Развивать внимание посредством творческого диктанта.
Оборудование: учебник русского языка для 6 класса С.И. Львовой, В.В. Львова; записи на доске, слайды с ключевой информацией урока, мультимедийный проектор, компьютер.
Использованная литература:
1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 6 кл.: Учеб.для общеоразоват.учреждений. В трёх частях. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2005.
2. Рик Т.Г. Привет, Причастие! - М.: Самовар, 1997.
Методическое обоснование
В работе на уроке активизированы как механизмы слушания, так и говорения, чтения, письма (посредством участия в беседе, записей в тетрадях, чтения материалов учебника). На уроке планируется выявить остаточные знания ребят по теме «Морфологические и грамматические признаки причастия», подкорректировать и дополнить их. В материалах урока представлена лингвистическая сказка, предложенная для творческого диктанта. Это задание может вызвать сложность у учеников, однако, несомненно, заинтересует их и привлечёт внимание, возможно, шире представит тему. Для предотвращения сложности планируется декламировать сказку вкрадчиво и неспеша, делая логические паузы и ударения.
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Примечания
| Организационный этап
1. Повторение изученного
2. Изучение ногого материала
3. Закрепление изученного
4. Итог урока
| Метод: слово учителя. Приём: приветственное слово.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Метод: слово учителя. Приём: вводное слово.
Напомню, что меня зовут Ольга Викторовна. Я студентка факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии, в вашем классе нахожусь на практике и в ближайшее время буду вести у вас уроки русского языка и литературы.
Метод: слово учителя. Приём: ведущее слово.
Откройте тетради и запишите дату – одиннадцатое февраля, вид работы и тему урока: «Причастный оборот». Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот, из чего он состоит и научимся создавать его или находить в уже готовом тексте.
Метод: слово. Приём: инструктирующее слово.
Но сначала с красной строки в тетради запишите под диктовку предложение и объясните постановку знаков препинания.
Сидя на диванчике, сороконожка пересчитывала свои ножки.
Метод: беседа. Приём: репродуктивная беседа.
Нужны ли в этом предложении знаки препинания, если да, то какие? Почему?
Что называется деепричастным оборотом?
Метод: слово. Приём: инструктирующее слово.
А теперь посмотрите на доску. Запишите это словосочетание себе в тетрадь.
Определите части речи слов, входящих в эту конструкцию, и попробуйте дать ей название.
сидящая на диванчике
Метод: беседа. Приём: эвристическая беседа.
- Какой частью речи является слово «сидящая»?
- Как вы это определили?
- Какой частью речи является слово «диванчике»? Почему?
- Какой частью речи является слово «на»? Почему? Надпишите над словами части речи, к которым они принадлежат.
- Найдите главное и зависимое слово. Обозначьте эту зависимость в тетради.
- Итак, попробуйте предположить, что за конструкция перед нами.
- Что называется причастным оборотом?
Метод: слово. Приём: обобщающее слово.
Итак, причастный оборот – это причастие с зависимыми словами, чаще всего с существительным или существительным и прилагательным. В предложении причастный оборот подчёркивается волнистой линией – он является определением. Кто не понял?
Метод: слово. Приём: инструктирующее слово.
Откройте учебники на странице 66-ой. Выполним упражнение под номером 629-ым. Запишите в тетрадях: «Упражнение 629».
ИМЯ, прочитай задание.
Кто не понял? Хорошо. К каждой из картинок необходимо придумать не менее трёх причастных оборотов, то есть в ваших тетрадях должно быть не менее девяти причастных оборотов. На эту работу у вас пять минут.
Метод: опрос. Приём: фронтальный опрос.
Проверяем. ИМЯ, что у тебя получилось?
ИМЯ?
ИМЯ?
Молодцы!
Метод: слово. Приём: инструктирующее слово.
Причастный оборот легко может заменить собой конструкцию с союзным словом «который». Например: который читает книгу – читающий книгу (ЗАПИСАНО НА ДОСКЕ). Приведите ещё подобные примеры.
Верно. Задание следующее. Я прочитаю вам сказку. Вы внимательно прослушаете её и найдете в ней конструкции с союзным словом «который». Но запишите не эту конструкцию, а причастный оборот, в который её можно превратить, то есть причастие с зависимым словом. Кто не понял? ИМЯ, повтори, что нам нужно сделать?
Хорошо. Я прочитаю сказку три раза.
Метод: диктант. Приём: творческий диктант.
В далёкой стране правил в давние времена король Котор. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно, например: Который изучает историю, Который рассказывает сказки.
Но однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:
- Я король, который восхищается вами. Годы, которые мне остались, я хочу посвятить вам.
- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
Метод: беседа. Приём: репродуктивная беседа.
Итак, сколько вы записали причастных оборотов?
Прочитайте.
Метод: слово. Приём: обобщающее слово.
Молодцы! Итак, мы убедились, что причастные обороты могут замечательно «разгрузить» текст, избавив его от громоздких конструкций с союзным словом «который».
Метод: слово. Приём: инструктирующее слово.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: упражнение 628-е.
Напоминаю: все пишут домашнюю работу в этих же тетрадях, ИМЯ пишет в круговой тетради и приносит её на следующий урок.
Метод: беседа. Приём: обобщающая беседа.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились с причастным оборотом. Вспомним еще раз, что такое причастие?
- Приведите примеры причастия.
- Назовите признаки глагола и прилагательного в причастии светящийся.
- Что такое причастный оборот?
- Приведите примеры.
Метод: слово. Приём: похвальное слово.
Молодцы!
ОТМЕТКИ.
Спасибо за работу! Урок окончен.
РЕЗЕРВ
Запишите под диктовку словосочетания в соответствии с образцом, представленным в упр. 629-ом. Выделите морфемы. К доске пойдет ИМЯ.
рас-краш-ива-ю-щий (чем?) кисточкой;
пиш-ущ-ий (чем?) фломастером;
за-ним-а-ющ-ий-ся (чем?) рисованием;
Спасибо! Садись. ОТМЕТКА. К доске пойдет ИМЯ.
у-влеч-ённ-ый (чем?) творчеством;
о-хвач-енн-ый (чем?) вдохновением;
след-ящ-ий (за чем?) за движением кисточки.
Молодец, спасибо! ОТМЕТКА.
| Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.
Письмо. Образец записи в тетрадях:
Одиннадцатое февраля
Классная работа
Причастный оборот
Письмо. Образец записи в тетрадях:
Сидя на диванчике, сороконожка пересчитывала свои ножки.
Устные индивидуальные ответы по предмету:
Нужна запятая, обособляющая деепричастный оборот.
Деепричастие с зависимым словом.
Письмо. Образец записи в тетрадях:
сидящая на диванчике
Устные индивидуальные ответы по предмету:
Причастие. Отвечает на вопросы «какой?» и др., имеет признаки как глагола (вид, время, возвратность, переходность), так и прилагательного (изм. по числам, родам, падежам. Существительное. Предлог, не изм., привязан к сущ. Сидящая – гл., на диванчике – завис.
Это причастный оборот. Причастие с зависимыми словами.
Слушание: глобальное, некритическое, рефлексивное, информативное.
Письмо. Образец записи в тетрадях:
Упражнение 629.
Слушание: глобальное, критическое, нерефлексивное, информативное.
Письмо. Образец записи в тетрадях:
Изучающий историю, рассказывающий сказки, восхищающийся вами, оставшиеся годы.
Устные индивидуальные ответы по предмету:
Четыре.
Чтение.
Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное, информативное.
Письмо. Образец записи в дневниках:
Упр. 628.
Устные индивидуальные ответы по предмету: Это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы «какой?» и др., имеет признаки как глагола (вид, время, возвратность, переходность), так и прилагательного (изм. по числам, родам, падежам.
Сохнущий, светящийся, пищащий, решаемый. Гл.: несов.в., наст.вр., возвратн., непереходн. Прил.: изм. по числам, родам, падежам. Это причастие с зависимыми словами, чаще всего с существительным или существительным и прилагательным. Размахивающий руками, называемый мамой, сидящий на стуле.
|
|
|