Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 2 Модели поведения учителей в педагогическом общении.
Модели поведения людей в общении представляют собой обобщенные, схематически выраженные характеристики коммуникативных действий. В моделях поведения учителя находит выражение его социально-профессиональная позиция. В педагогической литературе можно встретить самые разнообразные типологии профессиональных позиций учителя. @ Интерес, на наш взгляд, представляет типология М. Талена (таблица 8). Им выделены следующие модели поведения учителей в педагогическом общении: v «Сократ», v «Руководитель групповой дискуссии», v «Мастер», v «Генерал», v «Менеджер», v «Тренер», v «Гид». @ Психотехнология педагогического общения выделяет пять основных моделей. Такое выделение носит условный характер, так как в практике педагогического процесса чаще всего встречается комбинация рассматриваемых ниже моделей общения. Таблица Типология М. Талена «Сократ» - провоцирует педагогическое общение как цель взаимодействия взаимосвязанных дискуссий; - отстаивает непопулярные взгляды; - сознательно использует конфликт как механизм т управления отношениями в общении; - организует перекрестный опрос учащихся; - формирует у учащихся навык защиты собственных позиций.
«Руководитель - умело нейтрализует напряжение в общении; групповой дисскуссии» - блокирует конфликты в отношении с детьми и между ними; - владеет искусством психологического и соци- -учит демократическому стилю общения;
«Мастер» - организует в каждом акте педагогического общения эффективную самопрезентацию; - стимулирует у учащихся подражание себе; - демонстрирует свои позиции и взгляды; - одобряет копирование своих отношений;
«Генерал» - избегает всякого двойного смысла в речевых действиях и поступках; - подчеркнуто требователен; - жестко добивается послушания; - абсолютно уверен в своей правоте; - использует приемы типа «приказ» и требует автоматического подчинения
«Менеджер» - определяет смысл и стиль деятельности учащихся - индивидуально программирует деятельность учащихся; - поощряет инициативу и самостоятельность учащихся;
«Тренер» - формирует из учащихся коммуникативные группы как команды со строгой функционально-ролевой дифференциацией; - четко определяет цели действий на каждый период общения; - жестко формулирует способы достижения поставленных целей; - организует педагогическое общение как совместную деятельность; - распределяет в группе учащихся коммуникативные роли в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности; - стимулирует активность методами критической оценки. «Гид» - подчеркнутая демонстрация энциклопедических знаний; - лаконичность в ответах; -эмоциональная сдержанность; - методичность в ответах на вопросы учащихся; - не допускает изменения личной дистанции.
@ В таблице представлены пять основных моделей педагогического общения: · познавательная; · экспрессивная; · суггестивная; · убеждающая; · ритуальная. Все названные модели педагогического общения строятся на принципах психологического равенства позиций учителя и ученика как партнеров в педагогическом процессе. Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Однако их важно учитывать при анализе деятельности учителя, оптимизации процессов социального и психического развития личности учащихся
|