Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идентификация и рефлексия






 

Идентификация – уподобление, отождествление себя с кем или чем-либо.

 

Первичная идентификация – это идентификация ребенка сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признаёт своим.

Вторичная идентификация – идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

 

Согласно теории 3. Фрейда, ребенок в возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный любовью к родите­лю противоположного пола и ревностью, соперничеством и агресси­ей по отношению к родителям своего пола.

Идентификация и делает человека способным к социализа­ции, то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих внутренних установок, как руководство к действию, делает его спо­собным на объективную и дифференцированную самооценку.

Рефлексия – интеллектуаль­ный самоанализ «Я» конкретного человека (рефлексия и саморефлексия), способность сознания человека сосредоточиться на самом себе [3, с. 675].

 

С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональ­ные состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» расшифровывает их для себя.

 

Основания для взаимодействия с другими людьми закладываются в детстве, и в дальнейшем личность взаимодействует с окружающими людьми на основе «Я концепиии», личностной рефлексии своих представлений о себе, своих возможностях, значимости, неповторимости, сформированной в детстве.

 

Бессознательное –специ­фическая форма отражения действительности, в процессе которой человек не отдает себе отчет в совершаемых действиях, утрачивает полноту ориентировки во времени и месте действия.

Сфера бессознательного включает в себя:

 

1) все психические явления, возникающие во сне (сновидения);

2) реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздейст-

вующие на человека, но не ощущаемые им;

3) движения, быв­шие в прошлом сознательными, но благодаря повторению ав-

тома­тизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые;

4) бред;

5) галлюцинации;

6) ощущения.

 

Впервые бессознательное в структуре личности выделил З.Фрейд.

 

3. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.

 

Согласно теории З.Фрейда, структура личности включает три сфе­ры:

1. Бессознательное (Ид «Оно»).

2. Сознание (Эго «Я»).

3. Супер Эго («Сверх Я»).

 

«Оно» совокупность биологи­ческих влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявить­ся вовне и получить удовольствие.

«Оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия.

«Я» это психическая структура, ко­торая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в за­висимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а ка­кие нет.

«Я» руководствуется принципом реальности.

«Сверх – Я » — структура, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и за­претов и является носителем моральных норм.

«Сверх – Я» лежит в основе чувства вины, которое ис­пытывает «Я», принимая решения об удовлетворении какой-ли­бо потребности.

 

По мнению 3. Фрейда, ведущую роль в психике играет «Оно», содержание которого составляет две группы ин­стинктов:

1) инстинкты продолжения жизни (Эрос), энергию которых 3.Фрейд назвал

либидо;

2) инстинкты смерти (Танатос) это инстинкты разрушения, аг­рессии.

 

Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства.

Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения.

Это выражается в чувстве соперничества с отцом.

Девочки направ­ляют сексуальную энергию на отца, и соответственно испытыва­ют чувство ревности к матери.

 

Эти неосознанные сублимирован­ные формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» ( для мальчиков) и «Комплексом Электры» (для девочек).

З.Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

1) свободные ассоциации механизм, с по­мощью которого человек может

вербализировать свои подсозна­тельные переживания, чувства, эмоции, же-

лания, значимые для него проблемы;

 

2) сновидения играют значительную роль в оптимизации психичес­кой жиз-

ни человека. В образах сновидений отражаются зна­чимые переживания, вы-

тесненные влечения, которые именно по­средством этого механизма стано-

вятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бес-

сознательного;

 

3) оговорки, очитки, описки и юмор. По мнению ряда ученых, юмор зачас-

тую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех.

Бессознательные пережива­ния получают отражение в оговорках, очитках,

описках и юмо­ре образом, аналогичным сновидениям.

Психологическая защита стратегии по преодолению личностных трудностей, представленных системой механизмов, на­правленных на минимизацию отрицательных переживаний, связан­ных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.[2]

 

Механизмы внутренней защиты человека при конфликте «я» и «оно»

 

1. Сублимация переключение, «уход» в другую сферу жизнедеятель­ности.

2. Вытеснение особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств,

причи­няющих страдание, «сознательное» забывание.

 

3. Обесценивание объекта это косвенный путь ухода от тревоги, связан-

ной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями и пла­нами. В этой ситуации

сознание наделяет объект страданий свойствами и характеристиками,

уменьшающими его ценность для индивида.

4. Самообвинение это путь ухода от тревоги путем частичного унижения

достоинств своей личности. Проявляется в ситуаци­ях, когда человек чувст-

вует себя причастным к созданию конф­ликтной ситуации;

5. Проекция это приписывание своих недостатков, социально неодобряе-

мых мотивов поведения, мыслей другим людям.

6. Рационализация стремление найти социаль­но приемлемое объяснение

для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал